Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

след не только в истории осво-бодительного движения. Они по праву занимают исключительно важное место в истории общественно-политической, философской и социологической мысли России XIX в.

Хотя воззрения декабристов были противоречивыми, не отли-чались цельностью и не представляли собой единой системы, мно» гие участники движения до¬стигли высокого уровня науч¬но-теоретического мышления.

Особенно ценны философ-ские и социологические идеи и теории, развиваемые декаб-ристами-материалистами, ко¬торые критически относились к идеализму и религии.

Приводимые ниже отрыв¬ки из трудов декабристов по-добраны Н. С. Козловым. Ему же принадлежат вступитель¬ные тексты.

ПЕСТЕЛЬ

Павел Иванович Пестель (1793—1826) — выдающийся политический мыслитель, один из руководителей декабрист-ского движения, сторонник республиканской формы прав-ления и революционных ме¬тодов борьбы, автор и созда¬тель республиканско-демокра-

тической программы, известной под названием «Русская правда». U «Русской правде» Пестель, несмотря на те или иные дворянские

57

предрассудки, подвергает критике самодержавно-крепостнические порядки, рассматривает экономические, политические, социальные проблемы, подлежащие решению и ходе революционных преобра-зований. Центральное место в «Русской правде» нанимают кресть-янский вопрос и проблема политического устройства русского го-сударства.

Ниже приводится отрывок из «Русской правды» по изданию: «избранные социально-политические и философские произведения декабристов», т. II. М., 1951.

РУССКАЯ ПРАВДА

§ 1

ВСЯКОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕЕТ СВОЮ ЦЕЛЬ И ИЗБИРАЕТ СРЕДСТВА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОНОЙ

Всякое соединение нескольких человек для достиже¬ния какой-либо цели называется обществом. Побуждени¬ем к сему соединению или целью оного бывает удовлет¬ворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех людей одинаковы. Из сего следует, что члены всякого об-щества могут единодушно согласиться в цели. По когда они обратятся к действию или средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ними сильные споры и бесконечные несогла¬сия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особенного нрава и личных качеств каждого человека в особенности. Нрав и личные качества людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения пред¬назначенной цели, а тем еще менее устроить оные и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать, как разрушить общество прежде всякого дейст¬вия. А ежели члены не хотят общества уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей, дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего действия быть избраны.

58

§ 2

РАЗД ЕЛЕН ИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА НА ПОВЕЛЕВАЮЩИХ И ПОВИНУЮЩИХСЯ

Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположит действие? Все сии затруднения разрешаются двояким об-разом. В первом случае нравственное превосходство од-ного или нескольких членов соглашает все сии различные затруднения и увлекает за собою прочих силою сего пре-восходства, коему содействуют иногда и другие посторон-ние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства, предоставляя им право распоряжаться общим действием. В том и другом случае разделяются члены общества на повелевающих и повинующихся. Сие разделение неизбежно потому, что происходит от природы человеческой, а следовательно, везде существует и суще-ствовать должно. На естественном сем разделении основа-но различие в обязанностях и правах тех и других.

РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВИТЕЛЬСТВО И НАРОД

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают назва-ние государства. Гражданское общество, как и всякое дру-гое, имеет свою цель и должно избирать средства для до-стижения оной. Цель состоит в благоденствии всего обще-ства вообще и каждого из членов оного общества в осо-бенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим действием называется то, которое касается всего общества, а следовательно, и про-изводится от лица всего общества. Частным — то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в осо-бенности. Избрание средств для достижения сказанной цели и действие, сообразное с сим избрайием, ведет к раз-делению членов гражданского общества на повелевающих и повинующихся. Действие от лица всего общества со-ставляет обязанность первых; действие от лица частных

59

членов предоставляется вторым. Когда гражданское об¬щество получает название государства, тогда повелеваю¬щие получают название правительства, а повинующиеся — название народа. Из сего явствует, что главные или пер¬воначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ.

ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И НАРОДА

Правительство имеет обязанность распоряжаться об¬щим действием и избирать лучшие средства для достав¬ления в государстве благоденствия всем и каждому. А по¬сему имеет оно право требовать от народа, чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность правительству повиноваться; но зато имеет право требовать от прави¬тельства, чтобы оно непременно стремилось к обществен¬ному и частному благоденствию и только бы то повеле¬вало, что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных прав может сущест¬вование какого бы то ни было государства быть осно¬вано, а посему и переходит государство, при потере сего равновесия, из природного и здорового своего положения в состояние насильственное и болезненное. Установление сего равновесия на твердых основах есть главная цель сея «Русской правды» и коренная обязанность каждого законодателя.

§ 5

КАЖДОЕ ПРАВО ОСНОВАНО БЫТЬ ДОЛЖНО НА ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ОБЯЗАННОСТИ

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде, неже¬ли о правах, потому, что право есть одно только послед¬ствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. Пер¬воначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами евангельскими, заключаю¬щими весь закон христианский: люби бога и люби ближ¬него, как самого себя, — словами, вмещающими u любовь

60

к самому себе как необходимое условие природы челове-ческой, закон естественный, следовательно, обязанность нашу. От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сне последнее право только потому, что он обязан сохранять свое бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было, только тогда существовать и признаваемо быть действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует и на которой оно опи¬рается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо быть должно одним только насилием или зловластием.

§ 6

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЛАГОДЕНСТВИИ И СОПРЯЖЕННЫХ С НИМ ОБЯЗАННОСТЯХ

Главное дело в государстве есть посему понятие об обязанностях, из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в государстве истекают из цели госу-дарства. Цель же государственного устройства должна быть — возможное благоденствие всех и каждого, А по¬сему все, ведущее к благоденствию, есть обязанность. По поелику понятия о благоденствии бывают весьма различ¬ны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности, на чело¬века от бога посредством веры наложенные, суть первей¬шие и непременнейшие. Они связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнию вечною, и потому все постановления государственные должны быть в связи и согласии с обязанностями человека в отношении к вере и всевышнему создателю миров. Сей первый род обязан¬ностей касается мира духовного. Они нам известны из Священного писания. Второй род обязанностей касается мира естественного. Они нам известны из законов при¬роды и нужд естественных. Бог, творец вселенный, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии за¬коны глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый чело¬век им подвластен, никто не в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с неизменными законами природы, как

61

и? со снятыми законами веры. Наконец, третий род обя-занностей порождается составлением гражданских об-щестн или государств. Первое правило в сем деле состоит В том, что всякое стремление к государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с законами духовными и законами естественными. Второе правило, что все государственные постановления должны стремить¬ся единственно к благоденствию гражданского общества, причем всякое действие, сему благоденствию противное или ему вредящее, признаваемо быть должно преступле-нием. Третье правило, что благоденствие общественное должно считаться важное благоденствия частного, и ежели оные находятся в противуборстве, то первое должно по-лучать перевес. Четвертое правило, что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности народа, из чего следует, что истинная цель государственного устройства должна непременно быть — возможно большее благоденствие многочисленнейшего чи-сла люден в государстве, почему н должны всегда выгоды части или одного нераздельного уступать выгодам целого, признавая целым совокупность или массу народа. Пятое, наконец, правило состоит в том, что частный человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия, не дол¬жен выступать из круга своего действия и входить в круг действия другого, т. е. что благоденствие одного человека не должно наносить вреда, а тем еще менее гибели дру¬гому. Коль скоро все дсяпия как правительства, так ? частных людей на сих правилах основаны будут, то госу¬дарство, несомненно, пользоваться будет возможным бла-годенствием. Все же законы и постановления государ-ственные должны непременно с сими правилами в пол¬ной мере совершенно согласоваться.

ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЯ О НАРОДЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ

Выше пояснено, что государство состоит из правитель-ства и народа. Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью сво¬его существования возможное благоденствие всех и каж¬дого. Непреложный закон гражданских обществ заклю-

чается в том, что каждое государство состоит из народа и правительства, следовательно, народ не есть правитель¬ство и каждое из оных имеет спои особенные обязанно¬сти и нрава; одиакоже правительство существует для блага народа и не имеет другого основания своему бы¬тию и образованию, как только благо народное, между тем как народ существует для собственного своего блага и для выполнения воли всевышнего, призвавшего людей на сей земле прославлять его имя, быть добродетельными и счастливыми. Сей закон божий поставлен для всех лю¬дей в ровной мере, и, следовательно, все имеют право на его исполнение. А посему народ российский не есть при-надлежность или собственность какого-либо лица пли се-мейства. Напротив того, правительство есть принадлеж-ность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства.

ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

И РАЗДЕЛЕНИЕ ОНОГО НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Правительство есть совокупность всех лиц, занимаю-щихся отправлением дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять народу благоденствие и потому имеет право государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом, оно должно иметь и соразмерную власть, дабы обязанность могла быть выполнена, и право было бы действительным. Сия власть, посредством которой правительство исполняет свою обя-занность, употребляет свое право

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн