писать и рисовать». В ссылке Т. Г. Шевченко нахо¬дился 10 лет. После возвраще¬ния ив ссылки он тесно сбли¬жается с представителями русской революционной демо¬кратии, польскими революционными деятелями, активно вклю¬чается в общественно-политическую жизнь.
Мировоззрение Т. Г. Шевченко формируется в период кризиса феодально-крепостнической системы в России, под влиянием обще-российского антифеодального движения, борьбы украинского на¬рода за свое социальное и национальное освобождение. Основопо-
488
ложник революционно-демократического направления в обществен-но-полит.ической мысли на Украине, Т. Г. Шевченко в своем твор¬честве отразил интересы крепостного крестьянства. Наследие Т. Г. Шевченко содержит глубокие философско-социологические идеи относительно закономерностей общественного развития. Он первым в украинской общественной мысли обосновывает неизбеж¬ность крестьянской революции как средства ликвидации крепост¬ничества и царизма, выступает поборником дружбы народов. Твор¬чество Т. Г. Шевченко несет в себе глубокие философские раз¬мышления о проблемах сущности человека, человеческого счастья и свободы. Анализ философского содержания идей Т. Г. Шевченко позволяет говорить о материализме и элементах диалектики, при¬сущих его взгляду на мир. Достаточный материал для характери¬стики философско-социологических воззрений Т. Г. Шевченко дает знакомство с его литературными произведениями, эпистолярным наследием, а также «Журналом» («Дневником»), который он вел в 1857—1858 гг. Идейное наследие Т. Г. Шевченко высоко оцени¬вали классики марксизма-ленинизма. С жизнью и творчеством Т. Г. Шевченко был знаком К. Маркс. В 1914 г. В. И. Ленин вы¬ступил с протестом против запрещения царским правительством чествования 100-летия со дня рождения Т. Г. Шевченко. Марксист¬ская критика в лице Г. Плеханова, А. Горького, А. Луначарского, В. Воровского и других дала высокую оценку роли творчества Т. Г. Шевченко в развитии передовой общественной мысли, пока¬зала мировое значение Т. Г. Шевченко.
Подборка фрагментов для настоящего издания выполнена ав-тором данного вступительного текста В. С. Горским по изданию: Т. Г. Шевченко. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1948—1949.
ГАЙДАМАКИ
Все идет, проходит — без меры, без края… Куда исчезает? Откуда пришло? Ни глупый, ни умный об этом не знает. Живет… умирает… Одно расцвело, Другое завяло, навеки завяло… Лишь ветер играет сухою листвой. … Как синее небо — без меры, без края, — Так душа рожденья и смерти не знает. А где исчезает? Пустые слова! Так пусть поминают ее на сем свете, — Бесславному горько сей свет покидать. Дивчата, прошу вас ее поминать! Она вас любила, ласкала, приветя, Любила о вашей судьбе напевать. Пока солнце встанет — почивайте, дети! А я атамана буду вам искать
(I, стр. 116—117). СОН
Бога в мире нету! А вы в ярме падаете, Ждете, умоляя, Рая где-то там за гробом?
489
Нету, нету рая!
Зря и трудитесь! Очнитесь:
Все на этом свете —
В нищих хатах и в палатах
Адамовы дети
(I, стр. 228). … Доброго не жди, — Напрасно воли поджидаем, — Придавленная Николаем, Заснула. Чтобы разбудить Беднягу, надо поскорее Обух всем миром закалить Да наточить топор острее И вот тогда уже будить. А то, пожалуй, так случится — До страшного суда заспится, — Паны помогут крепко спать: Все будут храмы воздвигать, Да пьяного царя родного, Да византийство прославлять, И не дождемся мы другого
(II, стр. 294). И Архимед, и Галилей Вина не видели. Елей Достался пресвятым монахам! А вы по всей земле без страха, Предтечи светлые, прошли И хлеб насущный понесли Царям убогим. Будет бито Царями сеянное жито. А люди вырастут. Умрут Цари и те, что не зачаты… И на воспрянувшей земле Врага не будет, супостата, А будут сын и мать, и свято Жить будут люди на земле
(II, стр. 353). И день идет, и ночь идет. За голову схватившись в муке, Все думаешь: когда ж придет Апостол правды и науки!
(II, стр. 367)
ДНЕВНИК
1857 г.
10 июля
… В таком скверном настроении унывающей души вспомнил я про «Umnictwo piejkne» Либельта, принялся жевать: жестко, кисло, приторно, — настоящий немецкий
490
суп-вассер. Как, например, человек, так важно трактую¬щий о вдохновении, простосердечно верит, что будто бы Иосиф Вернет велел себя во время бури привязывать на марсах к мачте для получения вдохновения. Какое му¬жицкое понятие об этом неизреченно божественном чув¬стве! И этому верит человек, пишущий эстетику, трак¬тующий об идеальном, возвышенно-прекрасном в духов¬ной природе человека. Нет, и эстетика сегодня мне не далась. Либельт, он только пишет по-польски, а чувст-вует (в чем я сомневаюсь) и думает по-немецки, Или, по крайней мере, пропитан немецким идеализмом. (Быв¬шим, — не знаю, как теперь?) Он смахивает на нашего В. А. Жуковского в прозе. Он так же верит в безжизнен¬ную прелесть немецкого тощего, длинного идеала, как и покойный В. А. Жуковский (V, стр. 98).
11 июля
… Сегодня и Либельт мне показался умеренным идеа¬листом и более похожим на человека с телом, нежели на бесплотного немца. В одном месте он (разумеется, осто¬рожно) доказывает, что воля и сила духа не может про¬явиться без материи. Либельт решительно похорошел в моих глазах, но он все-таки школяр. Он пренаивно дока¬зывает присутствие всемогущего творца вселенной во всем видимом и невидимом нами мире и так хлопочет об этой старой, как свет, истине, как будто бы это его собственное открытие (V, стр. 101).
12 июля
Либельт, например, человека-творца в деле изящ-ных искусств вообще, в том числе и в живописи, ставит выше натуры, потому, дескать, что природа действует в указанных ей неизменных пределах, а человек-творец ничем не ограничен в своем создании. Так ли это? Мне кажется, что свободный художник на-столько же ограничен окружающею его природой, на-сколько природа ограничена своими вечными, неизмен¬ными законами. А попробуй этот свободный творец на волос отступить от вечной красавицы-природы, он де¬лается богоотступником, нравственным уродом, подоб¬ным Корнелиусу и Бруни. Я не говорю о дагерротипном подражании природе: тогда бы не было искусства, не
491
было бы творчества, не было бы истинных художников, а были бы только портретисты вроде Зарянка (V, стр. 104).
27 августа
… Великий Фультон! И великий Уатт! Ваше молодое, не по дням, а по часам растущее дитя в скором времени пожрет кнуты, престолы и короны, а дипломатами и по¬мещиками только закусит, побалуется, как школьник ле¬денцом. То, что начали во Франции энциклопедисты, то довершит на всей нашей планете ваше колоссальное гениальное дитя. Мое пророчество несомненно (V, стр. 149).
3 ноября
… У него же, у Гранда, и в первый же раз увидел я «Полярную Звезду» Искандера за 1856 год, второй том. Обертка, т. е. портреты первых наших апостолов-мучени¬ков, меня так тяжело, грустно поразили, что я до сих пор еще не могу отдохнуть от этого мрачного впечатления. Как бы хорошо было; если бы выбить медаль в память этого гнусного события. С одной стороны — портреты этих великомучеников с надписью «Первые русские благове-стители свободы», а на другой стороне медали — портрет неудобозабываемого Тормоза с надписью «Не первый русский коронованный палач» (V, стр. 198).
7 ноября
На днях как-то проходил я через кремль и видел большую толпу мужиков с открытыми головами перед губернаторским дворцом. Явление это показалось мне чем-то необыкновенным, и до сегодняшнего дня я не мог узнать его содержания, а сегодня Овсянников рассказал мне, в чем было дело.
Крестьяне помещика Демидова, того самого мерзавца Демидова, которого я знал в Гатчине кирасирским юнке¬ром в 1837 году и который тогда не заплатил мне деньги за портрет своей невесты, теперь он, промотавшийся до снаги, живет в своей деревне и грабит крестьян. Кроткие мужички, вместо того чтобы просто повесить своего гра¬бителя, пришли к губернатору просить управы, а губерна-
492
тор, не будучи дурак, велел их посечь за то, чтобы иска¬ли управы по начальству, т. е. начинали с станового. Интересно знать, что дальше будет (V, стр. 200—201).
ПОДОЛИНСКИЙ
Сергей Андреевич Подолинский (1850—1891) — выдающийся украинский революционер-демократ, ученый, мыслитель.
Еще в студенческие годы, знакомясь и сближаясь с револю-ционной молодежью и прогрессивной интеллигенцией, Подолин¬ский порывает со своей дворянской средой, становясь безвозвратно на путь революционной, деятельности. Увлекаясь прогрессивными и революционными идеями, он уже в начале 70-х годов знакомится с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, сыгравшими выдающуюся роль в формировании его революционного мировоззрения.
Получив широкое образование (в 1871 г. окончил физико-ма-тематический факультет Киевского университета, получил звание кандидата наук, а в 1876 г. — медицинский факультет Вроцлав-ского университета, получил звание доктора наук), Подолинский основательно изучает политическую экономию, историю, филосо-фию, социологию, этнографию и другие науки. Он глубоко знако-мится с общественно-политическим и социалистическим движе¬нием в Западной Европе, принимает активное участие в подготовке лавровского журнала «Вперед!», в революционной деятельности «цюрихской колонии» русской и украинской молодежи; а отойдя от активного участия в издании «Вперед!» (1874 г.), играет вы-дающуюся роль в организации украинского издательства револю-ционной литературы «Нелегалъних метеликгв», а также прогрес-сивного журнала «Громада», ставшего впоследствии (в 1880— 1881 гг.) под его влиянием революционно-демократическим ор¬ганом.
Важной страницей в жизни и революционной деятельности Подолинского является его личное знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом, состоявшееся с помощью П. Л. Лаврова в Лондоне в 1872 г. Подолинский был тесно связан с революционными и про¬грессивными деятелями Западной Европы, в частности с француз¬скими, итальянскими, немецкими и другими деятелями рабочего и социалистического движения.
Продолжая революционно-демократические традиции укра¬инских и русских революционеров-демократов 40—60-х годов, С. А. Подолинский в новых исторических и социально-экономи¬ческих условиях и под влиянием формировавшегося рабочего дви¬жения на Украине и в России во многом развил далее революци¬онно-демократическую идеологию, сыграл выдающуюся роль в рас-пространении идей марксизма на Украине в 70-х — начале 80-х го¬дов XIX в.
Перу Подолинского принадлежит ряд ценных работ, во многом основанных на трудах К. Маркса и Ф. Энгельса («Очерк развития Международной Ассоциации Рабочих», «Ремесла l фабрики на Укра1ш» и др.). Особенно обращает на себя внимание работа По-долинского «Труд человека и его отношение к распределению
493
энергии». … ?. Энгельс, отметив некоторые недостатки, вместе с тем указал на очень ценное открытие Подолинского, заключаю¬щееся в том, что «человеческий труд в состоянии .удержать на по-верхности земли и заставить действовать солнечную анергию более продолжительное время, чем это было бы без него» *.
Фрагменты из работы С. Подолинского «Труд человека и его отношение к распределению энергии» подобраны автором данного вступительного текста А. И. Пашуком по изданию: «Слово». Науч-ный, литературный и политический журнал, 1880, апрель — май.
ТРУД ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЭНЕРГИИ
… В начале нашей статьи мы уже сказали, что на-стоящая работа есть не более как введение к более подроб¬ному и фактическому рассмотрению поставленных здесь вопросов. Поэтому было бы несправедливо требовать от нас уже теперь окончательных выводов. Тем не менее мы в нескольких возможно коротких положениях желаем представить то направление, в котором, по нашему мне¬нию, должны будут рассматриваться отношения, суще¬ствующие между трудом человека и распределением энергии на земной поверхности.
1) Общее