Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

количество энергии, получаемое поверх-ностью земли из ее внутренности и от солнца, постепен¬но уменьшается. В то же время общее количество энер¬гии, накопленное на земной поверхности и находящееся в распоряжении человечества, постепенно увеличивается.
2) Увеличение это происходит под влиянием труда человека и домашних животных. Под именем полезного труда мы понимаем всякое потребление механической и психической работы человека и животных, имеющее результатом увеличение бюджета превратимой энергии на земной поверхности.
3) Человек обладает известным экономическим экви¬валентом, который уменьшается по мере того, как по¬требности человека возрастают.
4) Производительность труда человека увеличивается по мере уменьшения его экономического эквивалента, и с развитием его потребностей большая часть их удовлет¬воряется трудом.
5) Производительность труда человека значительно увеличивается потреблением этого труда на превращение
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 35, стр. 109.
494

низших родов энергии в высшие, напр, воспитанием ра¬бочего скота, устройством машин и пр.
6) Применение солнечной энергии в качестве непо-средственного двигателя и приготовление питательных веществ из неорганических материалов являются глав¬ными вопросами, стоящими на очереди для продолжения наивыгоднейшего накопления энергии на земле.
7) Пока каждый человек может обладать суммой тех¬нической работы, превышающей в столько раз его собст¬венную, во сколько раз знаменатель его экономического эквивалента больше своего числителя, до тех пор сущест¬вование и размножение людей обеспечено, так как меха¬ническая работа всегда в каком-либо отношении может быть выражена в питательных веществах и прочих сред¬ствах удовлетворения человеческих потребностей.
8) Границей этому закону является только абсолютное количество энергии, получаемой от солнца, и неоргани¬ческих материалов, находящихся на земле.
9) Действия, имеющие результатом явления, противо¬положные труду, представляют расхищение энергии, т. е. увеличение количества энергии, рассеиваемой в про¬странство.
10) Главной целью человечества при труде должно быть абсолютное увеличение энергийного бюджета, так как при постоянной его величине превращение низшей энергии в высшую скоро достигает предела, далее кото¬рого оно не может идти без излишних потерь на рассея¬ние энергии (стр. 210—211).
ФРАНКО
Иван Яковлевич Франко (1856—1916) — выдающийся украин¬ский писатель, ученый и общественный деятель, революционер-де¬мократ. Родился в семье кузнеца, обучался в дрогобычской гимна¬зии и на философском факультете Львовского, а позднее Черновиц¬кого университетов. В 1893 г. защитил докторскую диссертацию в Венском университете. Наследие И. Франко огромно и разнооб¬разно. Он явился наиболее значительным поэтом-новатором в украинской литературе послешевченковского периода, велик вклад его в развитие филологических наук, этнографии, истории. В художественном творчестве, многочисленных публикациях, по¬священных проблемам философии, социологии, зтики, эстетики, атеизма, Франко предстает как оригинальный мыслитель.
Мировоззрение И. Франко формировалось в условиях нараста¬ния освободительного движения трудящихся масс против социалъ-
495

(1, VII, стр. 54-55).
кого и национального гнета. Восприняв лучшие традиции передо¬вой русской и украинской революционно-демократической мысли, И. Франко под влиянием рабочего движения и знакомства с мар¬ксизмом развивает дальше революционно-демократические и ма-териалистические традиции Т. Г. Шевченко, Н. Г. Чернышевского

и др. И. Франко изучал и по-пуляризировал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Ему принадлежит перевод 24-го раздела I тома «Капитала» К. Маркса и раздела ив «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса (при жизни И. Франко не удалось осуществить издание этих пе-реводов). Обосновывая идеи материализма и диалектики, И. Франко широко использо¬вал новейшие достижения естественных наук. На этой основе он подвергает критике различные идеалистические, агностические концепции..
Социологическим воззре¬ниям И. Франко присущи зна¬чительные элементы материа¬листического понимания исто¬рии. Однако И. Франко не ви¬дел глубокого качественного отличия марксистской филосо¬фии от иных философских, со¬циологических учений. Он не сумел понять сущности рево¬люционного переворота, совер¬шенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии.
Настоящая подборка составлена автором данного вступитель-ного текста В. С. Горским по изданиям: 1) И. Франко. Сочи¬нения в 10 томах. М., 1956—1959; 2) I. Франко. Вибрат сус-тлъно-полгтичт i фглософсъкг твори. Кшв, 1956. Перевод фраг¬ментов из работы И. Франко «Наука и ее отношение к трудящимся классам» с украинского языка для данного издания осуществлен В. С. Горским.
EXCELSIOR!» КАМНЕЛОМЫ
Я видел странный сон. Как будто предо мною Простерлись широко пустынные края, А я, прикованный железной цепью злою, Стою под черною гранитною скалою, А дальше — тысячи таких же, как и я. Невзгоды каждому чело избороздили, Но взгляд у каждого горит любви огнем,
496

А цепи руки нам, как змеи, всем обвили И плечи каждого из нас к земле склонили, Ведь все мы на плечах тяжелый груз несем.
У каждого в руках железный тяжкий молот, И, как могучий гром, с высот к нам клич идет: «Ломайте все скалу! Пусть ни жара, ни холод Не остановят вас! Пусть жажда, труд и голод Обрушатся на вас, но пусть скала падет!»
Мы встали как один, и, что б нам ни грозило, В скалу врубались мы и пробивали путь. Летели с воем вниз куски горы сносимой; Отчаянье в те дни нам придавало силы, Стучали молоты о каменную грудь.
Как водопада рев, как гул войны кровавой,
Так наши молоты гремели много раз,
И с каждым шагом мы врубались глубже в скалы,
И хоть друзей в пути теряли мы немало,
Но удержать никто уже не смог бы нас!
И каждый знал из нас, что славы нам не будет, Ни памяти людской за этот страшный труд, Что лишь тогда пройдут дорогой этой люди, Когда пробьем ее и выровняем всюду И кости наши здесь среди камней сгниют.
Но славы этой мы совсем и не желали,
Себя героями никак не назовем.
Нет, добровольно мы свои оковы взяли,
Рабами воли мы, невольниками стали,
Мы камнеломы все — и к правде путь пробьем.
И все мы верили, что нашими руками Скалу повергнем в прах и разобьем гранит: Что кровью нашею и нашими костями Отныне твердый путь проложим, и за нами Придет иная жизнь, иной день прогремит.
И знали твердо мы, что где-то там на свете,
Который нами был покинут ради мук,
О нас грустят отцы, и матери, и дети,
Что всюду лишь хулу порыв и труд наш встретил,
Что недруг нас клянет и ненавидит друг.
Мы знали это всё. Не раз душа болела. И горя злой огонь нам сердце обжигал; Но ни печаль, ни боль израненного тела И ни проклятья нас не отвлекли от дела — И молота никто из рук не выпускал.
И так мы все идем, единой волей слиты,
И молоты несем, пристывшие к рукам.
Так пусть мы прокляты и светом позабыты!
Но к-правде путь пробьем, скала падет, разбита,
И счастье всех придет по нашим лишь костям
497

УВЯДШИЕ ЛИСТЬЯ
Душа бессмертна! Жить ей бесконечно! Вот дикая фантазия, достойна Она Лойолы или Торквемады! Мутится разум, застывает сердце. …
Ведь что есть дух? Он создан человеком Из ничего, в любой стране, эпохе, Дал человек ему свое подобье Затем, чтоб сотворить себе тирана.
Одно лишь безначально, бесконечно, Материя — она живет и крепнет: Ее один могущественней атом, Чем боги все, все Ягве 2 и Астарты 3.
В пространства бесконечном океане Встречаются там-сям водовороты, Они кружатся, бьются и клокочут, И все они — планетные системы.
В пучине этой волны — все планеты, В них пузырьков ничтожных миллиарды, И в каждом что-то видится неясно, Меняется, взбухает — до разрыва.
Всё это — наши чувства, наши знанья, Ничтожный шар в материи пучине. С их гибелью водоворот утихнет, Чтоб закружиться снова, в новом месте.
Круговорот бесцелен, безначален Всегда и всюду; звезды и планеты, Вплоть до бактерий или инфузорий, Идут по одинаковой дороге.
Лишь маленькие пузырьки людские, Вобравшие в себя кусок пучины, Мечтают, мучаются и стремятся Вместить в себя вселенной бесконечность.
Они ее себе уподобляют, Дают ей облик, сходный с человечьим, Потом они пугаются, как дети, Созданий своего воображенья.
Я не дитя, я не боюсь видений, Я только узник в этом доме пыток, Душа моя на волю жадно рвется, В материю обратно хочет кануть.
Стремится бедный пузырек взорваться И погасить больную искру — разум И ничего из свойств людских не хочет С собою взять, спасаясь в бесконечность
(1, VII, стр. 285—287). 498

ПИСЬМО К О. РОШКЕВИЧ
Львов, 20 сентября 1878 г.
… Главные вопросы, от которых может в данном слу¬чае зависеть тот или иной поворот в нашей жизни, — это: 1) экономические, 2) политические, 3) религиозные, 4) социальные, 5) сугубо практические, то есть касаю¬щиеся повседневной нашей жизнедеятельности. Я хочу тебе здесь вкратце ответить на эти вопросы и дать, так сказать, о каждом из них мое profession de foi4.
1) Я убежден, что в экономическом положении народа заключается главная основа его жизни, развития, про¬гресса. Если экономическое положение народа плохое, то говорить о прогрессе, науке — пустая болтовня. Я убеж¬ден, что теперешнее экономическое положение всех куль¬турных народов во многих отношениях очень плохое, и главным образом по причине имущественного неравен¬ства и резкого деления на касту богатых, которые только и пользуются благами культуры и науки, и касту бедня¬ков, которых каждый новый шаг вперед только еще боль¬ше душит. Такое экономическое положение не может быть ни вечным, ни неизменным. Возникшее в ходе истори¬ческого развития, оно обязательно должно умереть, усту¬пая место другому, более совершенному и справедливому, более человечному. Я убежден, что великая всемирная ре¬волюция постепенно разрушит теперешний порядок и установит новый. Под словом «всемирная революция» я не подразумеваю всемирный бунт бедняков против бога¬чей, всемирную резню; так могут понимать революцию только всемирные рутенцы5, плосколобы6 да полицей¬ские, которым, например, невдомек, что изобретение па¬ровых машин, телеграфа, фонографа, телефона, электри¬ческих машин и т. п. произвело в мире, кто знает, едва ли не большую революцию, чем вся кровавая француз¬ская революция. Под словом «революция» я понимаю именно большой ряд подобных культурных, научных и политических фактов, будь они кровавые или нет, кото¬рые изменяют все основы и прежние понятия и повора¬чивают все развитие данного народа совсем на инойпуть. Кто после этого говорит о «будущей социальной революции» — тот предъявляет свидетельство собственно-
499

го убожества, показывая, что не разбирается в самом поня¬тии революции. Социальная революция началась уже с того момента, когда французская революция дала власть капиталистам, вырвав ее из рук родовой аристо¬кратии. С первой же минуты своего владычества капита¬листы борются с новой революцией, против которой блед¬неют все факты и битвы, отмеченные когда-либо историей. Однако капиталисты борются подобно тому, как боролся черт с богом в гетевском «Фаусте», — желая творить зло — творил добро; так же точно и капиталисты, несмот¬ря на свое упорство, каждым своим словом, делом, по¬ступком только помогают осуществлению дела великой революции. Капиталистическая революция 1789 года ока¬залась такой кровавой не потому, что каждая революция должна быть такой, а потому, что тирания господствовав¬шей аристократии и духовенства не допускала распрост¬раняться просвещению, которое только одно и могло смяг¬чить страшный взрыв, в то время как другие причины: бедность, эксплуатация и т. д. — ускорили этот взрыв. Я убежден, что последний акт великой социальной рево¬люции будет тем мягче, а

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн