Атеизм и научная картина мира Виктор Ноевич Комаров.
Как-то в одной московской школе был проведен любопытный эксперимент: учащимся выпускного класса было предложено написать домашнее сочинение на тему: «Что ты думаешь о религии?». Когда учитель стал проверять тетради, обнаружилось нечто неожиданное: подавляющее большинство учеников ограничилось несколькими общими фразами, и только кое-кто из наиболее прилежных переписал два-три абзаца из популярных атеистических брошюр. А один ученик честно признался:
«Об этом я никогда не думал».
Учащиеся, которым было задано сочинение, в самом деле никогда на тему о религии не задумывались, никогда ни о чем подобном глубоко не размышляли. Хорошо это или плохо? Когда учителя стали обсуждать результаты эксперимента, мнения разделились. Одни утверждали, что так и должно быть, что подобное состояние умов современных учащихся советской школы вполне соответствует духу нашей эпохи: достаточно твердо знать, что бога и сверхъестественных сил в природе нет, а религия — обман. Другие придерживались точки зрения, что атеизм нужно изучать глубоко и всесторонне, что нужно знать современное состояние религии и борьбы науки с ней. До революции в гимназии «закон божий» считался одним из основных, если не самым главным предметом. Советская власть отделила церковь от государства, а школу от церкви. Значит ли это, что религия в СССР полностью отмерла и с ней уже можно не считаться? Подобный вывод был бы преждевременным и ошибочным. В нашей стране, где построено развитое социалистическое общество, главные социальные корни религии, связанные с эксплуатацией человека человеком, полностью ликвидированы. Значительно ослаблено и действие многих других социальных причин, питающих религию. Но религиозные верования как пережиток прошлого у определенной части населения все еще сохраняются.
С этим нельзя не считаться. Кроме социальных факторов, немалую роль в возникновении и поддержании религиозных представлений играют и особенности познания окружающего мира, в в частности столкновение человека с таинственными труднообъяснимыми явлениями. Весь огромный исторический опыт человечества, весь колоссальный опыт развития науки убедительно свидетельствуют о том, что любое явление природы и жизни имеет естественную причину, подчиняется естественным закономерностям. И тем не менее человеку время от времени приходятся сталкиваться с событиями и явлениями, не под* дающимися немедленному научному объяснению. Это могут быть как некоторые жизненные ситуации, так и ситуации, возникающие в процессе научного исследования. При отсутствии последовательного диалектико-материалистического подхода к окружающему миру и его познанию подобные столкновения с загадочным способны порождать мистические представления, побуждать к тому, чтобы поставить знак равенства между неведомым и сверхъестественным.
Что касается таинственных жизненных ситуаций, то в подавляющем большинстве случаев они представляют собой либо цепь случайных совпадений, либо результат действия каких-то скрытых закономерностей, управляющих поведением людей.
В качестве примера ситуации первого рода можно привести историю одного человека, который еще в довоенные годы окончил Московский университет, искренне считал себя атеистом, но во время войны с ним произошел загадочный, как ему показалось, случай, который произвел на него столь сильное впечатление, что он сделался глубоко верующим человеком,
Человек этот был морским офицером и плавал на торпедном катере в Балтийском море. Во время очередного боя вдали от родного берега катер, пораженный вражеским снарядом, взорвался и затонул, вся команда погибла, и лишь моряк, о котором идет речь, отброшенный взрывом в воду, остался невредим. Он плыл, боролся за жизнь, но вскоре почувствовал, что силы его оставляют и сейчас он пойдет ко дну. И тут ему пришла в голову мысль сбратиться с мольбой о спасении… к богу.
Правда, до той поры он в бога не верил, но в детства бабушка научила его одной молитве. И теперь, напрягая память, он стал произносить ее слово за словом… Не успел моряк дочитать молитву до конца, как густой туман, затянувший все вокруг сплошной пеленой, неожиданно расступился, появился советский корабль, случайно оказавшийся в этом районе, моряка заметили и подняли на борт. И это избавление от неминуемой смерти, да еще после того, как он прочитал молитву, показалось ему настолько чудесным, произвело на него столь сильное впечатление, что моряк поверил в бога, стал верующим. Хотя на самом деле ничего сверхъестественного, разумеется, не произошло все объясняется случайным стечением обстоятельств.
История с моряком — это история военных лет, а война создавала иногда невероятные ситуации, причудливые, случайные сочетания событий. Но и обыденная, повседневная жизнь нередко сталкивает человека лицом к лицу с загадочным. И тут можно привести немало случаев.
Один шахтер установил для себя своеобразное «правило»: если приснится «дурной» сон, не выходить на подземные работы. Но однажды обстоятельства сложились так, что ему пришлось нарушить это «правило», — и его завалило в забое. К счастью, все окончилось благополучно, но шахтер сделал из случившегося вывод о существовании сверхъестественных сил, которые будто бы «предупреждали» его о грозящей опасности, а он не внял их совету.
Однако и в этой истории нет ничего мистического. На протяжении многих лет шахтер убедил себя в том, что после «дурного» сна не следует спускаться в шахту, — может произойти беда. Но ему пришлось все же это сделать. Под землю он спускался в плохом настроении — eго не оставляла мысль, что непременно должно что-то случиться. Нетрудно понять, что нормально работать в таком состоянии шахтер не мог. В тот день он больше думал не о технике безопасности, а о «дурном» сне и, видимо, плохо контролировал свои действия. Достаточно было одного неверного движения, чтобы произошел завал лавы.
Не только повседневная жизнь, но и сам процесс научного познания мира при определенных обстоятельствах способен порождать религиозные представления.
«…У поповщины (философского идеализма), — подчеркивал В. И. Ленин, конечно, есть гносеологические корни, она не беспочвенна, она есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного, человеческого познания».
Так, в ходе научного исследования ученые сталкиваются с различными трудностями. Некоторые из них являются весьма серьезными и на первый взгляд представляются даже непреодолимыми. Это может создать впечатление ограниченности возможностей неуки, тщетности усилий человека познать и понять окружающий мир. А отсюда всего лишь один шаг до представлений о высшем, сверхчеловеческом, непостижимом мировом разуме, управляющем всем существующим и происходящим, до религии.
В. И. Ленин подчеркивал, что идеализм, примитивной формой которого является религия, — не выдумка, а «одностороннее, преувеличенное… развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный».
Трудности, возникающие в процессе научного познания, не только не свидетельствуют о наличии непостижимого, сверхъестественного в природе, наоборот, это всегда двери, ведущие к новому знанию.
Таким образом, и сегодняшняя, современная действительность отнюдь не гарантирует никого из нас от столкновения с событиями или явлениями, которые могут порождать фантастические, мистические, религиозные истолкования.
Нужнo ли в этих условиях надеяться на то, что человек, ничего не знающий о религии, никогда об этом не размышлявший, при любых обстоятельствах останется неверующим? Такая надежда ни на чем не основана: неведение никогда еще ни от чего не защищало и не спасало.
Более того, даже образование само по себе еще не является стопроцентной гарантией против возникновения религиозных представлений.
Наконец, нельзя сбрасывать со счета и того обстоятельства, что церковь как религиозная организация все еще существует в нашей стране, хотя она и отделена от государства, хотя она и не имеет права вмешиваться в дело обучения и воспитания подрастающих поколений.
Тем не менее ее служители ведут достаточно активную религиозную пропаганду как среди верующих, так при любой возможности и среди неверующих с целью привлечения их к религии.
Чтобы при любых обстоятельствах противостоять всевозможным религиозным влияниям, человек должен быть подлинным, последовательным атеистом. А для этого одной формулы «Я не верю в бога и в сверхъестественное» еще далеко не достаточно.
Коммунистическая партия Советского Союза поставила перед советским народом, всеми советскими людьми задачу огромного исторического значения: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.
Успешное решение этой задачи непосредственно связано не только с дальнейшим прогрессом науки и техники, развитием производства и экономики, но и с воспитанием нового человека.
«Наука, — говорил на торжественном заседании, посвященном 250-летнему юбилею Академии наук СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, должна все активнее служить и развитию главной производительной силы общества — развитию самого человека, его способностей и дарований, увеличению пользы, которую он приносит обществу. Ученые призваны активно участвовать в большом деле распространения научного мировоззрения среди самых широких масс трудящихся, содействовать дальнейшему подъему народного образования, физическому, нравственному и эстетическому развитию населения в соответствии с высокими и благородными нормами коммунизма» [Брежнев Л.И. Гордость отечественной науки.].
Речь идет не только о дальнейшем повышении общеобразовательного, культурного и научно-технического уровня всех советских людей, расширении их кругозора, но и о формировании передового, марксистско-ленинского диалектико-материалистическоео мировоззрения. Последовательный атеизм является его неотъемлемой составной частью.
Атеизм — это вовсе не «контррелигия», или, точнее, не только «контррелигия», т. е. система доводов, специально предназначенная для опровержения религиозных представлений или различных высказываний и утверждений защитников религии. Атеизм — это целостная, последовательная система диалектико-материалистических представлений, в основе которой лежит естественнонаучная картина мира, новейшие данные естествознания, в первую очередь физики, астрономии, химии, биологии, кибернетики, марксистско-ленинский подход к пониманию истории человеческого общества. Атеизм — это способ мышления, соответствующий современному уровню развития науки.
Без естественнонаучного фундамента атеизм утратил бы свою доказательную силу и превратился в собрание голословных утверждений, которые, подобно религиозным утверждениям, надо было бы принимать на веру. Еще Ф. Энгельс подчеркивал, что «атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам еще является религией» [Энгельс Ф. Э. Бернштейну, июль 1884 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 161.].
Одна из существенных сторон атеизма — активное отрицание каких бы то ни было проявлений сверхъестественных сил в любых явлениях природы и человеческой жизни, беспредельная убежденность в существовании их естественных причин и управляющих ими естественных закономерностей, настойчивый поиск этих причин и закономерностей.
Атеизм предполагает сознательное, точнее сказать, осознанное отношение к окружающей действительности, глубокое научное рассмотрение любых возникающих вопросов.
В нашей стране введено всеобщее обязательное среднее образование. Это одно из величайших достижений развитого социалистического общества. Советская школа дает каждому учащемуся обширный комплекс разносторонних знаний.
Но для того чтобы считать себя подлинным атеистом, надо не только много знать, быть хорошо эрудированным человеком, но и соответствующим образом осмыслить эти знания, научиться диалектически мыслить, воспитать в себе непреклонную материалистическую убежденность.
Только при этом условии человек сможет безошибочно разбираться в событиях, происходящих в мире, верно оценивать поведение людей, правильно понимать особенности современной научной картины мира, успешно противостоять любым религиозным влияниям.
Формирование у всех советских людей передового, атеистического, марксистско-ленинского мировоззрения приобретает особенно важное значение еще и в связи с тем, что в