современном мире происходит острая идеологическая борьба между социализмом и капитализмом. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что реакционные круги капиталистических стран пытаются, используя различные каналы, вести религиозную пропаганду среди советских людей, придавая ей к тому же антисоветскую, антикоммунистическую направленность и надеясь таким путем отвлечь часть советских людей от активного участия в жизни нашей страны.
Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня- убедительная критика и развенчание любых концепций, которые в той или иной форме стремятся оправдать буржуазные отношения, капиталистический образ жизни, К числу таких концепций относится и религиозная идеология. Будучи ложным, искаженным отражением действительности, религия препятствует правильному пониманию законов общественного развития и закономерностей окружающего нас мира и тем самым направляет человека по неверному пути, ограничивает его творческие возможности, мешает правильно определить жизненные задачи, препятствует достижению подлинно высоких целей.
Задача настоящей книги — помочь каждому из вас стать настоящим атеистом. Но книга — не рецепт, ознакомившись с которым можно сделаться атеистом автоматически. Да такого рецепта и не существует. В.И.Ленин подчеркивал, что мировоззрение надо выстрадать.
Чтобы стать атеистом, необходимо много размышлять, постоянно обновлять и расширять свои знания, не ограничиваться изучением «от сих до сих» школьных учебников, пытливо интересоваться всем, что происходит в мире и в науке. И книга, к чтению которой вы приступаете, должна послужить только руководством к действию, своеобразным компасом в океане естественнонаучной информации, окружающем современного человека.
Мы не будем особенно заниматься опровержением религиозных представлений о боге, вступать в развернутую полемику с современными религиозными теоретиками, стремящимися так или иначе примирить, согласовать религию и науку. Эти материалы в достаточном объеме можно найти в многочисленных популярных книгах и брошюрах. Перед нами другая цель — помочь читателю с атеистических, диалектико-материалистических позиций понять современную научную картину мира, оценить различные явления в естествознании, разобраться в подлинной сущности современных взаимоотношений науки и религии. При этом мы ограничимся главным образом рассмотрением вопросов, связанных с естественнонаучными представлениями о мире, хотя в ряде случаев будут освещены и некоторые социальные аспекты науки и религии.
Глава I. ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Против религии — практика.
Начнем с вопроса о том, на чем держатся религиозные представления и каковы пути их опровержения.
Прежде всего, идея бога и все, что с ней связано, претендуют на своеобразную внутреннюю логическую замкнутость. Религия наделяет бога такими особыми свойствами, которые являются весьма удобным оборонительным оружием против любых логических атак. Бог — творец всего, он всемогущ, всеведущ, всеблаг, он — высшая мудрость и высшая справедливость, он вершитель судеб — ни один волос с головы человеческой не упадет без его воли, пути его неисповедимы и т. д. в т. п. И стоит только с этим согласиться, как начинает работать аппарат формальной логики, и все дальнейшее получается вроде бы весьма стройно и как будто бы неопровержимо. На любой острый вопрос, любое возражение атеиста религия немедленно находит соответствующий ответ.
Вопрос. Если бог действительно существует, то почему же он не покажется неверующим и не убедит нас раз и навсегда в том, что он есть?
Ответ. Пути господни неисповедимы…
Вопрос. Согласно религиозным представлениям, Библия — священная книга, каждое слово в которой — истина. Но в Библии, скажем, утверждается, что бог остановил движение Солнца по небу. А ведь это физически невозможно…
Ответ. Для бога все возможно…
Вопрос. В той же Библии написано, что бог сотворил мир шесть тысяч лет назади сделал это за шесть дней.
Однако данные современного естествознания неопровержимо свидетельствуют о том, что возраст Земли не менее пяти-шести миллиардов лет, а наблюдаемая Вселенная образовалась 15–18 миллиардов лет тому назад.
Ответ. Что для нас миллиарды лет, то для бога — один день…
И так далее, и тому подобное.
Разумеется, в свете современной науки идея всемогущего, всеведущего бога, управляющего всем происходящим, идея божественного промысла выглядит, по меньшей мере, чрезвычайно наивной.
Если перевести божественные свойства, о которых идет речь, на. язык кибернетики, то бог представляет собой управляющую систему, обладающую определенными свойствами: способностью мгновенно воспринимать и обрабатывать информацию обо всех без исключения событиях, происходящих в мире, и мгновенно выдавать соответствующие управляющие команды, иными словами, мгновенно перерабатывать бесконечное количество информации.
Для непосредственного руководства всеми происходящими в мире событиями бог должен был бы в каждый данный момент располагать точными и исчерпывающими сведениями о состоянии всей материи во Вселенной. Но для того чтобы учесть поступающую информацию, переработать ее и в соответствии с божественной волей управлять каждым элементом Вселенной, понадобилось бы специальное «устройство» — так сказать, «божественный мозг». И если даже предположить, что поведением каждого элемента Вселенной заведовал бы только один элемент такого «божественного мозга», то и тогда атот мозг должен был бы иметь по меньшей мере такие же масштабы, как и сама Вселенная.
Уже не говоря о том, что если «божественный мозг» расположен в каком-то определенном месте — «царстве небесном», то необходимая информация будет поступать к нему с тем большим запозданием, чем из более далеких уголков Вселенной она исходит. Ведь максимально возможная скорость распространения информации не может превосходить скорости света.
Из современной теории информации следует и еще одно более жесткое ограничение: бесконечное количество информации нельзя передать за конечный промежуток времени ни по какому каналу связи.
Разумеется, в ответ на эти весьма веские и обоснован* ные соображения защитники религии, следуя уже известному нам рецепту, возразят, что у бога будто бы имеются свои особые сверхъестественные возможности, недоступные научному пониманию.
Такие же возражения богословы могут привести и на любой естественнонаучный аргумент, свидетельствующий о ложности религиозных представлений. «Допустим, — скажут они, — что в явлениях, которые наука уже изучила, бог действительно себя ничем не проявляет. Но это еще не доказательство его отсутствия вообще. Видимо, у него есть основания поступать именно так — ведь пути его неисповедимы. И вполне возможно, что со временем он проявит себя в тех явлениях, которые науке пока еще неизвестны».
Чтобы сделать ситуацию, с которой мы столкнулись, более наглядной, воспользуемся маленькой поучительной притчей, придуманной в свое время замечательным французским атеистом и просветителем Дени Дидро (17131784). Ее главное действующее лицо-идеалист-солипсист, т. е. человек, утверждающий, что на свете существует только он сам, он один, а все остальное не что иное, как его ощущения. Он видит дом — дом существует, отвернулся-дома уже нет. Он держит зажатым в кулаке металлический шарик, ощущая его ладонью — шарик есть. Размахнулся, отбросил шарик в сторону шарика больше не существует… Довольно странная позиция, но с точки зрения чисто внутренней логики — столь же «непогрешимая», как и религия. И если этой логики придерживаться довольно последовательно…
Беседуют два человека — А. и Б. Один из них, скажем, Б. — солипсист, другой — его идейный противник — материалист. Они продолжают свой давний спор, но до сих пор все попытки А. переубедить Б. оканчивались неудачей.
А. огляделся вокруг, и ему пришел на ум еще один аргумент, как будто неотразимый.
— Видишь, там неподалеку стена? — спрашивает он.
Б. подозрительно вглядывается в сложенную из больших неотесанных камней стену и осторожно говорит:
.. — Вижу… — И тут же поспешно добавляет: — Но, разумеется, это только мое ощущение. На самом деле никакой стены там нет.
— Ax, нет, — радуется А., решив, что ему наконец удалось поставить своего противника в безвыходное положение. — Ну, если стены нет, то беги в том направлении!
— И побегу, — невозмутимо заявляет Б.
И бежит… Пробежав несколько шагов, он, естественно, наталкивается на стену и останавливается, потирая ушибленный лоб.
А., предвкушая победу, посмеиваясь, приближается к нему.
— Ну, как? — произносит он с торжествующим видом. — Что ты теперь скажешь? Существует эта стена или нет?
— А что, собственно, произошло? — невозмутимо отвечает Б. — Да, я почувствовал удар. Но ведь это было мое ощущение. Да, я почувствовал боль. Но и боль — мое ощущение. Нет, никакой стены не существует…
Вот тот неуязвимый замкнутый круг, против которого бессильны какие угодно логические рассуждения и в который при желании можно включить любые факты.
Именно таким «заколдованным» и на первый взгляд непробиваемым «замкнутым кругом» защищена и религия.
Однако система религиозных представлений только при поверхностном рассмотрении может показаться неуязвимой.
Оказывается, у «замкнутого круга» религиозной логиги все же имеется одно уязвимое место. Должно быть, многим знаком шуточный парадокс: может ли бог сойдать такой камень, который он сам не может поднять?
Если нет, — значит, он не всемогущ, ибо есть задача, которую он не способен решить, а если — да, тем более он не всемогущ, так как не может поднять камень.
На первый взгляд — остроумная шутка, и только. Однако, если разобраться поглубже, это довольно серьезный сигнал о неблагополучии в логических построениях религии, они оказываются не столь уж непогрешимы.
В свое время с аналогичным парадоксом столкнулись математики в области теории множеств и уделили много внимания его анализу. Мы не будем сейчас вдаваться в хитроумные детали теории множеств и приведем парадокс, заинтриговавший математиков, в его житейском варианте.
Одному брадобрею разрешили брить тех, и только тех, людей, которые не бреются сами. Таким образом, множество всех людей на Земле оказалось разделенным на две категории: тех, кто бреются сами, и тех, кто сами не бреются.
А теперь зададимся вопросом: к какой из этих категорий относится сам парикмахер? Если он сам себя брить не будет, то попадет в число тех, кого он должен брить…
Но если он сам себя побреет, то окажется среди тех людей, которых он брить не должен…
Почему же возникает столь странная ситуация? Ученые пришли к заключению, что подобные парадоксы могут появляться в тех случаях, когда мы пытаемся рассматривать с логической точки зрения объекты, наделенные слишком обширными свойствами. В математике, например, это множество всех существующих множеств, в нашей истории с брадобреем — множества всех людей на Земле, которые бреются, и всех, которые не бреются, а в парадоксе с камнем — всемогущество бога.
Какой же вывод можно сделать из всего сказанного?
В истории с брадобреем он совершенно очевиден: парикмахера, удовлетворяющего предъявленным условиям, просто не может существовать.
К аналогичному заключению мы должны прийти и в парадоксе с камнем: видимо, уже сама по себе идея всемогущества внутренне противоречива, а значит, и неправомерна. То же самое относится и к другим «всеобъемлющим» качествам, которыми наделяет бога религия. При этом очень важно выяснить, где лежат истоки тех противоречий, которые разрывают замкнутый логический круг религиозных построений и доказывают их ложность и несостоятельность.
Путь к выяснению этих истоков указывает нам еще одна остроумная притча Дени Дидро.
— Всю жизнь я был атеистом и не покладая рук боролся с религией, рассказывает Дидро, — но однажды я умер, и тут, к моему ужасу, выяснилось, что бог есть.
Я оказался на небесах, в божественной резиденции и увидел длинную вереницу людей, ожидающих своей очереди для личной беседы с самим господом богом,