Бога. Текст здесь гласит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
2
Ср. ниже ς негативной теологии Маймонида, которая отвергает атрибуты бытия, но не действия. Начало такого подхода мы видим уже в следующей притче Талмуда: «Некто [чтец в синагоге] вышел и в присутствии рабби Ханина сказал: «О Боже, великий, могучий, грозный, царственный, сильный, ужасный, крепкий, бесстрашный, незыблемый и почитаемый». Он [рабби Ханина] дождался, пока тот кончит, а потом сказал ему: «Ты уже завершил все похвалы своему Господину? Зачем нам все это? Даже и тех трех [великий, могучий и грозный], которые мы произносим в первом благословении, мы не могли бы произносить, если б наш учитель Моисей не упоминал их в Законе и если б учителя из великой Синагоги не вставили их в молитву» (Брахот 336).
3
Ср. комментарии к Kadosh: Harris H. Hirschberg, Hebrew Humanism (Los Angeles, Cal.: California Writers, 1964). Эта книга — превосходное и вдумчивое описание многих проблем еврейского гуманизма.
4
Сифре, Втор. 11, 22, 49, 85а, цит. у А.Бюхлера: A. Buechler, Studies in Sin and Atonement in the Rabbinic Literature of the First Century (London: Oxford University Press, 1928): 35f. Бюхлер переводит ивр. hasid в тексте как «любящий», при том что более конвенциональным переводом было бы «благочестивый».
5
Н. Cohen, Die Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums (Frankfurt: J. Kaufman Verlag): 110. (Курсив мой — Э. Φ.).
6
&13;. Buechler, op. cit.:358.
7
H. Cohen, op. cit.: 109.
8
Тосефта Бава Меция 6, 17; цит. в A. Buechler, op.cit.: 104. 9.Тосефта Шавуот 3,6; цит. в A. Buechler, ibid: 105.
9
A. Buechler, ibid.: 105.
10
Можно предположить с известной долей уверенности, что корни высказывания рабби Акивы уходят в ту самую традицию, которая легла в основу неоортодоксальной, «адопционистской» христианской идеи, что Христос и человек были усыновлены Богом и сидят у него по правую руку. В еврейской традиции усыновления нет.
11
Под «инцестом» я преимущественно подразумеваю не сексуальные понятия, а эмоциональную прикрепленность к матери и природе.
12
E. Fromm, Escape from Freedom (New York: Holt, Rinehart and Winston, 1941).
13
Подробное обсуждение инцестуальной фиксации см. в E. Fromm, The Heart of Man, глава V.
14
Тосефта Бава Кама 7,5; цит. в A. Buechler, op. cit.: 38. Это высказывание рабби Иоханана также цитируется Раши в комментарии на Исх. 21:6 по поводу прокалывания уха раба.
15
Цит. в A. Buechler, ibid:36.
16
Рабби Элиэзер позднее подвергся отлучению (за то, что не принял юридических постановлений большинства, а не за ошибочные мнения). Глубоко человечную позицию, без тени фанатизма, занял по этому вопросу рабби Акива. Когда раввины решали, кто из них пойдет и уведомит рабби Элиэзера об отлучении, рабби Акива сказал: «Я пойду, а то пойдет кто-нибудь неподходящий и погубит целый мир» (т. е. причинит ужасное зло тем, что уведомит его бестактно и жестоко). Что же сделал рабби Акива? Он надел че лые одежды и завернулся в черное (знак траура, который должен носить отлученный). «Акива, — спросил его рабби Элиэзер, — что ж именно случилось сегодня?» «Учитель, — отвечал тот, — сдается мне, что твои товарищи от тебя отступились». После чего он [рабби Акива] тоже разодрал свои одежды, разулся, спустился [с кресла] и сел на землю, и слезы хлынули из глаз его» (Бава Меция 596).
17
Цит. у L. Newman, The Hasidic Anthology (New York: Charles Scribner’s Sons, 1934): 134.
18
J. Rosenberg, Tiferet Maharal (Lodz, 1912); цит. у L. Newman:56.
19
A. Kahan, Atereth ha-Zaddikim (Warsaw, 1924): 18–19, цит. у L. Newman: 132. (Глагол «johiah» может означать «наказывать», «карать», «доказывать», «укорять», «обличать» и т. д. — прим. ред.).
20
I. Berger, Esser Oroth (Warsaw, 1913): 59, цит. у L. Newman: 132.
21
Цит. у L. Newman: 176.
Комментарии
1
Подражание Богу (лат.).