и потенциального знания. — 112
124
57 Т. е. первая (большая, общая) и вторая (малая, частная). — 112
125
58 Т. е. обладая знанием полностью: зная большую и малую посылки, а также деятеля и предмет. Возможны иные трактовки: (1) не покажется странным, если человек невоздержан, обладая каким-то одним знанием; удивительно, если это не так, т. е. что он воздержан, хотя знает только что-то одно; (2) удивительно, если человек невоздержан, обладая знанием иначе, т. е. не частным, а полным знанием. — 113
126
59 Т. е. внутри потенциального знания также выделяются разновидности: геометру, который занят созерцанием, противостоят «спящий геометр» и бодрствующий, но не занятый созерцанием. Обнажается смысл слова hexis (склад), производного от ekhein — «иметь», «обладать», «держать». Иметь знание так или иначе — это тем самым быть человеком того или иного «со-держания» (склада). — 113
127
60 Таким образом, покончив с разбором чужих мнений, Ар. предлагает свое решение вопроса с точки зрения учения о естестве, или природе, души, т. е. психологии. — 113
128
61 Плектры — небольшие инструменты разнообразной формы из дерева, металла, слоновой кости, рога, служившие для того, чтобы производить вибрацию струн кифары. — 113
129
62 Эпикур (371–270 до н. э.) — греческий философ, в 306 г. до н. э. основал в Афинах философскую школу, получившую название «Сад Эпикура». Центральное место в учении Эпикура занимает этика, понимаемая главным образом как практическое руководство для достижения счастья. Человек, как и каждое существо, стремится к удовольствию и избегает страдания. Таков закон жизни. Однако удовольствие удовольствию — рознь. Духовные удовольствия, согласно учению Эпикура, предпочтительны перед чувственными наслаждениями, так как первые устойчивы и долговечны, а вторые суетны и нередко влекут за собой тяжелые страдания. Задача философов по Эпикуру состоит в том, чтобы помочь человеку освободиться от страха перед смертью и богами, обрести безмятежность духа. — 123
130
63 Стоики — философское течение (возникло ок. 300 до н. э.), ориентированное главным образом на этические проблемы, в частности на создание идеала мудреца, безразличного ко всему внешнему, стойкого к ударам судьбы и гордого сознанием своей внутренней свободы. Окружающий человека мир в основе своей разумен и целесообразно устроен. Разумна и человеческая душа, ибо она составляет часть космического разума-логоса. Лишь жизнь, сообразная природе, ее логосу, разумна и добродетельна, благоразумна. — 129
131
64 Зенон-стотк (ок. 333–262 до н. э.) из Китиона (о. Кипр) — основатель школы стоиков, проводивший занятия со своими последователями в портике (стоа) в Афинах. Отсюда и название школы — «стоики». Из его сочинений сохранились лишь отрывки. — 129
132
65 Хрисипп (ок. 280–208 до н. э.) из Солы или Тарса (в Киликии) — возглавлял (после Зенона и Клеанфа) школу стоиков. Учил о периодическом воспламенении мира и пользовался большой популярностью в поздней античности. Диоген Лаэртский приводит поговорку: «Не будь Хрисиппа, не было бы Стой». — 129
133
66 Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — римский философ, воспитатель и советник императора Нерона, по приказу которого покончил жизнь самоубийством. Воззрения Сенеки — лишнее подтверждение практической направленности умонастроений римлян, их оценки философии как учения о нравственном идеале и достижении счастья. Следуя стоикам, Сенека рассматривал мир как единое, разумно-божественное целое, все части которого органически связаны между собой. Это миропонимание позволяло ему, во-первых, находить в мире опору для душевного равновесия и, во-вторых, объявить равенство всех людей по природе, в том числе свободных и рабов. Кроме того, из идеи стоиков об автономии личности Сенека сделал вывод о том, что рабство как социальное состояние человека не может распространяться на его духовный мир. Сенека оказал влияние на этические воззрения христианства. — 133
134
67 Марк Аврелий Антонин (121–180) — римский император. В своем главном сочинении «К себе самому» (в русском переводе «Наедине с собой»), написанном на греческом языке, развивает этическое учение стоиков, придав последнему религиозный характер. Для Марка Аврелия человек — часть космического разума. Включившись в гармонический справедливый миропорядок, человек обретает душевное спокойствие. С этой точки зрения, осознание скоротечности жизни и неотвратимости всего происходящего в мире, отказ от внешних благ и углубление в самого себя может привести к нравственному совершенству. — 136
135
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1 Немесий, епископ Эмесский, — ранневизантийский мыслитель, автор трактата «О природе человека» (ок. 400). — 142
136
2 Ср.: Платон (?). Алкивиад I, 130а-с. — 142
137
3 Аммоний Саккас Александрийский (ок. 175 — ок. 242) — учитель неоплатоника Плотина (204/205 — 270). — 142
138
4 Ср.: Аристотель. Физика IV, 4, 212а20—21. — 144
139
5 Максим Исповедник (ок. 580–662) — византийский богослов и философ. — 144
140
6 «Мистагогия», представляющая собой литургический комментарий, была написана Максимом Исповедником между 628 и 630 гг. — 144
141
7 Имеется в виду «некий великий старец», учение которого излагается Максимом Исповедником в «Мистагогии». Этот «старец» с большой степенью вероятности может быть идентифицирован с духовным наставником Максима Софронием Иерусалимским. — 144
142
8 «Трудные места» — одно из основных сочинений Максима Исповедника, представляющее собой комментарий к «темным» текстам псевдо-Дионисия Ареопагита и, главным образом, Григория Богослова, по-видимому написанное между 630 и 634 гг. В приводимом фрагменте содержится основанный на широком использовании аристотелевского категориального инструментария критический анализ теории предсуще-ствования душ Оригена. — 145
143
9 Утверждая, что целое сказывается о части, Максим Исповедник, вероятно, исходит из тезиса Аристотеля о том, что «часть никоим образом не сказывается о целом» (Аристотель. Топика IV, 5, 126а27—28). — 146
144
10 «Вопросоответы к Фалассию» состоят из комментариев Максима Исповедника к некоторым библейским текстам, вызвавшим затруднения у его друга Фалассия, игумена одного из монастырей близ Карфагена. Это произведение было создано Максимом между 630 и 633/634 гг. — 147
145
11 Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753) — византийский богослов и философ, автор философско-теологического компендия «Источник знания». «Философские главы», или «Диалектика» — первая из трех частей этого энциклопедического труда, в которой аристотелевский логический инструментарий инвентаризуется с точки зрения его пригодности для анализа богословской проблематики. — 148
146
12 Вопреки издателю текста Б. Коттеру, избирается вариант, принятый в «Патрологии» Миня (PG, 94, 665А). — 148
147
13 Определение ипостаси как «бытия самого по себе» дается и Леонтием Византийским (ок. 475 — ок. 543) (PG, 86, 1280А). — 149
148
14 Михаил Шелл (1018 — 90-е гг. XI в. (?) — византийский философ и ученый-энциклопедист. В приводимом фрагменте, название которому дано его издателями, Пселл повторяет ряд тезисов, содержащихся в комментарии христианского неоплатоника Иоанна Филопона к аристотелевскому сочинению «О душе». — 149
149
15 «Мнения о душе» — компиляция, основанная на комментарии Иоанна Филопона к соч. Аристотеля «О душе». В приводимом отрывке автор воспроизводит с незначительными вариациями и некоторыми пропусками начальную часть «Пролога» Иоанна Филопона к своему комментарию. — 150
150
16 См.: Платон. Софист 264Ь. — 150
151
17 Эту этимологию, довольно ходовую в неоплатонической школе, использует не только Филопон, но и Максим Исповедник. — 150
152
18 Ср.: Платон. Федон 66d. — 151
153
19 Ср.: Плотин. Эннеады I, 3,3, 5—10. — 151
154
20 Григорий Палама (1296–1359) — поздневизантийский мыслитель и церковный деятель, сыгравший ключевую роль в философском и политическом оформлении аскетико-мистического учения исихазма. «Главы физические, богословские, этические и практические» были написаны Григорием Паламой в 1348 г. — 152
155
1 Августин Аврелий (354–430) — теолог и философ, представитель латинской патристики. — 159
156
2 1 книга диалога «О свободном выборе» была написана Августином в 388 г., II и III книги были завершены между 391 и 395 гг. — 159
157
3 Комментарий к «Евангелию от Иоанна» (In Joannis Evangelium tractatus CXXTV), по существу, является собранием проповедей Августина, в популярной форме (отсюда и особенности стиля) разъясняющих содержание этой новозаветной книги. Толкование (или трактат) XX относится к группе «проповедей» с XVII по XXIII, посвященных экзегезе 5 главы «Евангелия от Иоанна» и произнесенных, вероятно, в конце 418 г. или немного позднее. — 163
158
4 Сочинение «О природе и происхождении души» (De natura et origine animae) — антипелагианский трактат, писавшийся Августином в 419 г. и, возможно, завершенный им только в 420 г. — 164
159
5 Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) — средневековый ирландский мыслитель. — 164
160
6 Книга о божественном предопределении» (De divina praedestinatione liber) была написана Эриугеной около 851 г. — 164
161
7 В данном случае Эриугена воспроизводит положение Августина. «Как, — пишет Августин в «De Genesi ad litteram» VIII, 20, 39, — телом во времени и пространстве движет сотворенный дух, сам движущийся только во времени, так сотворенным духом движет во времени дух-творец, сам не движущийся ни во времени, ни в пространстве» (PL, 34, 388). — 167
162
8 См.: Августин. О свободном выборе II, 1, 3 (PL, 32, 1241). — 168
163
9 Главное произведение Эриугены «О разделении природы» (De divisione naturae) было создано им около 867 г. В приводимых фрагментах содержатся оригинальные формулировки аргумента «cogito». — 169
164
10 Гуго Сен-Викторский (ок. 1096–1141) — средневековый мыслитель августинианского направления, глава Сен-Викторской школы. — 170
165
11 Несмотря на малый объем, трактат «О соединении тела и духа» (De unione corporis et spiritus), по мнению комментаторов, относится к числу важнейших психолого-антропологических сочинений Гуго Сен-Викторс-кого. — 170
166
12 Альберт Великий (ум. 1280) — немецкий схоласт-доминиканец и ученый-энциклопедист. — 172
167
13 «Книга о природе и происхождении души» (Liber de natura et origine animae) Альберта Великого непосредственно связана с его фундаментальным трудом «О живых существах» (De animalibus). Более того, в автографе Альберта, хранящемся в Историческом архиве г. Кёльна, эта книга озаглавлена как двадцатая книга «De animalibus». Однако, издавая впоследствии свои труды, Альберт предпочел «отделить» «Liber de natura et origine animae» от «De animalibus». He случайно в многочисленных манускриптах, за исключением автографа и трех кодексов (эрлангенского, парижского и туринского), переписанных непосредственно с автографа, «Книга о природе и происхождении души» фигурирует в качестве самостоятельного сочинения. По мнению издателя текста, эта книга была написана Альбертом Великим, вероятно, между 1258 и 1262/63 гг. — 172
168
14 Альберт Великий имеет в виду «предыдущие» 19 книг своего труда «О живых существах». — 174
169
15 Аверроэс — Ибн Рушд (ум. 1198), представитель арабского аристотелиз-ма. Аверроистское учение о нумерическом единстве присущего всем людям деятельного разума Альберт подверг критическому анализу в «Книжке о единстве разума против аверроистов», написанной не ранее 1256 г. — 174
170
16 Абубацер — Ибн Туфайль (ум. 1185/86), арабский философ и ученый. — 174
171
17 Неподлинное сочинение Аристотеля. — 175
172
18 Фома Аквинский (1225–1274) — итальянский схоласт-доминиканец. — 175
173
19 «Сумма теологии» (Summa theologiae) — главное сочинение Фомы Аквинского, писавшееся им в 1266–1273 гг. и оставшееся неоконченным. — 175
174
20 Философ — Аристотель. — 175
175
21 См.: Аристотель. О душе II, 1,