в Византии учения о сосредоточении ума и чувств с целью духовного совершенствования человека) по поводу зарождения в душе образа греха, который следует пресекать на самой ранней стадии, пока он не стал губительной страстью. — 213
230
9 У крупнейшего мыслителя XVI в. Максима Грека (1470–1556) избраны выдержки из философского диалога, где ведут беседу Ум и Душа. Ум как средоточие разума призывает душу, воплощающую эмоциональное начало, стремиться к достойному человека возвышенному существованию. — 214
231
10 XVII век представлен протопопом Аввакумом (1621–1681), ревнителем древнерусских традиций, и его антиподом Симеоном Полоцким(1629–1680), носителем европейской латинизированной культуры и основоположником отечественной силлабической поэзии, одной из главных тем которой был человек во всех противоречиях, страданиях и надеждах. — 214
232
1 Пико делла Мирандола Джованни (1463–1494) — видный итальянский философ-гуманист. Учился у представителей падуанской школы аверроизма. В своем творчестве испытал влияние неоплатонизма. — 220
233
2 «Речь о достоинстве человека» — вступительное слово, с которым Пико предполагал выступить на диспуте в Риме в 1487 г. Представляет собой одно из самых знаменитых свидетельств Ренессанского мировосприятия. — 220
234
3 Асклепий — греч. философ (IV–V вв.), представитель александрийской школы пифагореизма. — 220
235
4 Пс, VIII, 6.— 220
236
5 Быт., 1,26. — 220
237
6 Тимей — греч. историк и философ (ок. 352 — ок. 260 до н. э.). — 220
238
7 Луцилий (ок. 180–103 до н. э.) — римский писатель, основатель-сатирического жанра. — 221
239
8 Протей — в греч. мифологии морское божество, способное принимать те или иные образы. — 221
240
9 Калипсо — дочь Атласа, нимфа острова Огигии, на котором Одиссей провел семь лет. — 222
241
10 Пс, 81,6.-222
242
11 Иов., III, 26, «Даниил», VII, 10. — 224
243
12 Мф., II, 28. — 225
244
13 Аммоний — греч. философ (I в. до н. э.), религиозный последователь учения Платона. — 227
245
14 Зороастр (Заратустра) — пророк и реформатор религии Древнего Ирана. — 227
246
15 Пифагор (ок. 580–500 до н. э.) — древнегреч. философ, математик, основатель пифагорейской школы. — 227
247
16 Иер., IX, 21. — 228
248
17 Из «900 тезисов», представленных Пико для публичного обсуждения в Риме, 400 носили ярко выраженный критический характер, где обсуждались спорные вопросы философии и теологии. — 229
249
18 Иов., XXXII, 8. — 230
250
19 Тимофей (450–360 до н. э.) — древнегреч. поэт. — 230
251
20 Проперций. Элегии, кн. 3, I, строки 5–6. — 231
252
21 Портик — символическое название философской школы Аристотеля. — 231
253
22 Имеются в виду: Иоанн Дунс Скот — английский философ и теолог, Фома Аквинский — крупнейший представитель средневековой схоластики, основатель школы томизма, Эгидий Романо — представитель итальянской школы томизма, Франциск из Мейронн (ок. 1288–1325) — итальянский философ, комментатор Аристотеля. Альберт Великий — немецкий схоласт, активный противник аверроизма, Генрих (ок. 1223–1293) — французский философ-схоласт, Аверроэс — Ибн Рушд — великий арабский философ, комментатор Аристотеля. Авемпас — Ибн Баджа (кон. XI в. — 1138) — основатель арабо-испанской рационалистической философии, Аль Фараби (870–950) — арабский философ, основатель аристотелизма на Востоке. Авиценна (Ибн Сина) — средневековый таджикский философ, Симпликий (ум. 549) — греч. философ-неоплатоник, Темистий (ок. 317–388) — греч. философ-перипатетик, Александр Афродизийский (II–III вв.) — греч. философ, последователь Аристотеля. Теофраст (ок. 370–288 до н. э.) — греч. философ, ученик Платона, Аммоний (втор. пол. VI в.) — греч. философ-неоплатоник, Порфирий (ок. 233 — ок. 304) — греч. философ-неоплатоник. Ямвлих (ок. 280–330) — греч. философ, основатель сирийской школы неоплатонизма. — 232
254
23 Дамаский (VI в.), Олимпиодор (VI в.) — греч. философы-неоплатоники. — 232
255
24 Боэций (480–524) — римский религиозный философ. — 233
256
25 Иоанн Грамматик (VI в.) — греч. философ, по своим взглядам близкий к неоплатонизму. — 233
257
26 Аглаофам — греч. философ-орфик, учитель Пифагора. — 233
258
27 Филолай (V в. до н. э.) — греч. философ-пифагореец. — 233
259
28 Абуназар — Абу Наср Фараби, арабский философ. — 234
260
29 Авензоар Вавилонский (XII в.) — Ибн Зохр, арабский ученый-медик. — 234
261
30 Дамигерон — один из основоположников магии. — 235
262
31 Аполлоний Тиаский (I в.) — греч. философ-пифагореец. — 235
263
32 Останес — основоположник древнеперсидской магии. — 235 33Дардан — мифический отец троянцев, считался основателем магии. — 235
264
33 Дардан — мифический отец троянцев, считался основателем магии. — 235
265
34 Замысел «Поэтической теологии» остался нереализованным. — 235
266
35 Евдокс Киндский (ок. 408 — ок. 355 н. э.) — греч. астроном, математик, врач и философ, сторонник учения Платона. — 235
267
36 Гермипп (III–II вв. до н. э.) — греч. философ-перепатетик. — 235
268
37 Алкинд Араб (800–879) — Аль Кинди, арабский математик и философ. — 235
269
38 Роджер Бэкон (ок. 1214–1249) — английский философ и ученый. — 235
270
39 Гвилельм Парижский (ок. 1180–1249) — французский теолог. — 235
271
40 Ис, VI, 3. — 235
272
41 Третья книга Езд., XIV, 44–47. — 236
273
42 Иларий (ум. 368) — христианский теолог. — 236
274
43 Ориген (185–253) — греч. философ и теолог. — 236
275
44 I Кор., II, 6—13. — 236
276
45 Платон. Письма, II, 312, д, е. — 236
277
46 Третья книга Езд., XIV, 45-^8. — 237
278
47 Сикст IV (1471–1484) — папа римский, меценат. — 237
279
48 Иннокентий VIII— папа римский (1484–1492). — 237
280
49 Павел (I в.) — апостол, автор 14 посланий. — 237
281
50 Дионисий — Дионисий Ареопагит. — 237
282
51 Иероним (ок. 340 — ок. 420) — римский христианский писатель. — 237
283
52 Антонио — венецианский дипломат и писатель. — 238
284
53 Дактиль Еврей — один из учителей Пико. — 238
285
54 Эразм Роттердамский (1469–1536) — ученый-гуманист, философ, богослов, видный представитель т. наз. северного Возрождения. Автор работ «Диатриба», «Похвала Глупости» и др. — 239
286
55 «Оружие христианского воина» — типичное произведение т. наз. «христианского гуманизма», представляющее собой попытку синтезировать культурные традиции античности и раннего христианства. — 239
287
56 «…держит волка за уши…» — пословица, имеющая смысл: «находиться в трудном положении». — 239
288
57 Овидий. Любовные элегии, III, II, 39. — 239
289
58 Гал., 5, 16 ел. — 245
290
59 Рим., 8, 13.— 245
291
60 1 Кор., 9, 27. — 245
292
61 Гал., 5, 18. — 245
293
62 Рим., 8, 15.— 245
294
63 Там же, 7,23.-245
295
64 1 Кор., 15, 45 ел. — 245
296
65 Там же, 15, 48–50. — 245
297
66 Рим., 7,27.-245
298
67 Гал., 6, 8. — 246
299
68 Быт., 25,23.-246
300
69 Там же, 27,40.-246
301
7 °Cир., 42, 14.— 246
302
71 Быт., 3, 15. —246
303
72 Там же, 21, 12. — 247
304
73 2 Кор., 12, 7–9.-247
305
74 Там же, 4, 7. — 247
306
75 Вергилий. Георгики, IV, 441 ел. — 247
307
76 Там же, IV, 406 ел. — 247
308
77 Быт., 32, 24 ел. — 248
309
78 Па, 33,9. —248
310
79 Быт., 32, 30.— 248
311
80 Исх., 33, 20. —248
312
81 Ориген. Толкование на послание к римлянам. — PC. XIV. — 248
313
82 1 Фес., 5, 23. — 248
314
83 Ис, 26, 9. — 248
315
84 Дан., 3, 86. — 248
316
85 1 Кор., 6, 16.— 249
317
86 Притч., 2, 16 ел. — 249
318
87 Там же, 6, 24 ел. — 249
319
88 Там же, 9, 13 ел. — 249
320
89 В своих рассуждениях Эразм опирается как на раннюю патристику, так и на неоплатонизм. — 249
321
90 Макиавелли Никколо (1469–1527) — итальянский политический деятель, философ и писатель, стоит у истоков обоснования теории буржуазного государства. — 251
322
91 В трактате «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» на примере Римской республики обосновывается идея сильного государства, умеющего обуздывать эгоистическую природу человека, сохранять порядок, воспитывать высокие гражданские качества. — 251
323
92 «…царство султана» — имеется в виду государство мамлюков, основанное в 1250 г. — 253
324
93 «…секта сарацинов…» — т. е. мусульмане — турки или арабы. — 253
325
94 «…кто воссядет про трибунали» — т. е. должностные лица. — 253
326
95 «…кто желает быть боготворимым» — намек на католическое духовенство. — 253
327
96 «…одна страна…» — имеется в виду Германия. — 254
328
97 «…царя Тосканы…» — Макиавелли Тосканой называет Этрурию. — 254
329
98 «О тирании» — подразумевается диалог Ксенофонта «Гиерон». — 255
330
99 Гиероним — тиран Сиракуз, был убит заговорщиками в 214 г. до н. э. — 255
331
100 Пелопоннесская война (431–404 гг. до н. э.) — война между демократическими Афинами и олигархической Спартой. — 256
332
101 «…людей, преисполненных мирской славы…» — ирония, объект которой — христианство. — 256
333
102 «…на протяжении сорока шести лет…» — речь идет о самнитских войнах IV–III вв. до н. э. — 257
334
103 «…в которое тебя обращает республика…» — Макиавелли имеет в виду утрату городом-государством своей национальной независимости. — 258
335
104 Монтень Мишель (1533–1592) — французский просветитель, философ-скептик, политический деятель, боровшийся за единство страны. — 259
336
105 «Опыты» — основное филос. произведение Монтеня, в котором в несистематизированной, афористической форме изложены его наблюдения над окружающей жизнью, «практически-философское воззрение» на человека. — 259
337
106 Гай Марш-младший (109—82 гг. до н. э.) — сын известного римского полководца, был вождем народной партии. Побежденный Суллой, покончил с собой. — 259
338
107 Бонифаций VIII— папа римский (1294–1303), вел борьбу за верховенство папской власти над светской, потерпев сокрушительное поражение в конфликте с французским королем Филиппом IV Красивым. — 259
339
108 Нерон — римский император (54–68). — 259
340
109 Публилий Сир — римский мимический поэт при Цезаре и Августе. «Плохо то решение, которого нельзя изменить1 (Публилий Сир в цитате у Авла Геллия, XVII, 14). — 259
341
110 Август Октавиан (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) — первый римский император. — 259
342
111 Имеется в виду римский философ-стоик Сенека. — 260
343
112 Демосфен — знаменитый афинский оратор. — 260
344
113 «Он уже гнушается тем, чего добивался, и стремится к тому, что недавно еще отвергал; он мечется, нарушая весь порядок своей жизни» (Гораций. Послания. I, I, 98). — 260
345
114 «Как кукла, которую за ниточку движут другие» (Гораций. Сатиры, II, 7, 98). — 260
346
115 «Не видим ли мы, что человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как если бы это могло избавить его от бремени» (Лукреций. О природе вещей, III, 1071). — 260
347
116 «мысли людей меняются так же, как и дни, которыми сам отец Юпитер освятил плодоносные земли» (Гомер. Одиссея, XVIII, 136–137, в лат. переводе Цицерона). — 260
348
117 Катон Младший — известный противник Цезаря, сторонник аристократической партии. — 261
349
118 Лукреция — легендарная древнеримская героиня. По преданию, была обесчещена сыном царя Тарквиния Гордого, Секстом, и лишила себя жизни. Считается, что это событие послужило поводом к изгнанию Тарквиния восставшим римским народом и к основанию республики. — 261
350
119 Антигон — знаменитый греч. полководец из школы Александра Македонского. — 261
351
120 Лукулл Луций Лицинний — римский политический деятель и полководец, приверженец аристократии и сторонник диктатора Суллы. — 261
352
121 «Со словами, которые и трусу могли бы прибавить духу» (Гораций. Послания. И, 2,