36). — 262
353
122 «С присущей ему грубоватостью ответил: пойдет куда хочешь тот, кто потерял свой кушак с деньгами» (Гораций. Послания, II, 39). — 262
354
123 Мехмед II — турецкий султан, при котором произошло завоевание Константинополя. — 262
355
124 «Я различаю». — 263
356
125 Кимвры — германское племя. В 101 г. потерпели поражение от римского консула Гая Мария и были частью уничтожены, частью взяты в плен. Кельти-беры — древние племена, упорно отстаивавшие свою независимость от римлян, которым удалось покорить их только в 72 г. до н. э. — 263
357
126 «Не может быть однородным то, что не вытекает из одной определенной причины» (Цицерон. Тускуланские беседы, II, 27). — 263
358
127 Клит — один из военачальников Александра Македонского, убитый им во время попойки. — 263
359
128 «Брезгуют наслаждением, но поддаются горю, презирают славу, но не вносят бесчестья». — 263
360
129 «Тот, кто размышлял над своим образом жизни и предусмотрел его» (Цицерон. Парадоксы, V, I). — 264
361
130 Тальбот — английский полководец, который прославился своими военными подвигами в родной Монтеню Гаскони. — 264
362
131 Имеется в виду Сенека. — 264
363
132 См.: Геродот, V, 29. — 264
364
133 «Знайте: великое дело быть всегда одним и тем же человеком» (Сенека. Письма, 120). — 264
365
134 «Под ее (Венеры) руководством молодая девушка, крадучись мимо уснувших хранителей, ночью одна пробирается к своему возлюбленному» (Тибулл, II, I, 75). — 265
366
135 Бэкон Фрэнсис (1561–1626) — англ. философ-материалист, основатель экспериментирующей науки нового времени. — 265
367
136 Над «Опытами или наставлениями нравственными и политическими» Бэкон работал всю жизнь. В систематизированном виде представлены взгляды, отражавшие интересы торгово-промышленных слоев, нуждавшихся в сильной государственной (королевской) власти. — 265
368
137
«Лучше всего свободы достичь, порвав свои путы
И бременящую боль сбросивши раз навсегда»
— (Овидий. Лекарства от любви, 293–294). — 265
369
138 Имеется в виду эзоповская басня «Ласка и Афродита». — 266
370
139 «Долго жила душа моя» (Па, 119, 6). — 266
371
140 Кампанелла Томмазо (1568–1639) — итал. философ, утопический коммунист. Принимал участие в заговоре против испанского гнета в Неаполитанском королевстве. Провел 27 лет в неаполитанских тюрьмах, где написал ряд сочинений, в том числе и «Город Солнца». — 266
372
141 «О превосходстве человека над животными и о божественности» — параграф из «Метафизики» Кампанеллы. Единственный дошедший до нас вариант этой книги был опубликован в Париже в 1638 г. — 266
373
142 В действительности об этом речь идет не во II, а в IV книге сочинения Кампанеллы «О способностях вещей к ощущению и о магии». — 267
374
143 Сведения о полете «одного калабрийца» не подтверждаются другими источниками. В «Городе Солнца» Кампанелла пишет о том, что солярии «изобрели искусство летать — единственное, чего, кажется, недоставало миру». — 269
375
144 Кампанелла ссылается на астрономические таблицы величайших астрономов древности (Птолемея), средних веков (Альфонса X Кастильского и Ибрагима бен-Яхья эль Накаш эль Заркали) и XVI в. (Коперника и Тихо де Браге). — 271
376
145 «Антимакиавеллизм» — первоначальное название книги Т. Кампанеллы, которую он позднее переименовал в «Побежденный атеизм». — 271
377
146 Египетский бог Тот, бог письменности, был отождествлен греками с Гермесом и получил название трижды великого (трисмегиста). Ему были приписаны т. наз. «герметические» сочинения, которые в эпоху Возрождения почитались как воплощение древней мудрости. — 271
378
147 Франсиско де Витория (1429–1546) является одним из представителей поздней схоластики, трудами которых схоластическая традиция путем трансформации религиозно-теологической парадигмы получила прямые выходы на философию и науку Нового времени. Деятели поздней схоластики сыграли не последнюю роль в осмыслении этических и юридических вопросов, связанных с колонизацией Америки, решив их вполне в духе гуманистических традиций эпохи Возрождения.
Открытие Америки столкнуло европейцев с незнакомыми народами, обладавшими своеобразной, богатой и древней культурой. Колонизация вновь открытых земель поставила перед европейской цивилизацией ряд непростых вопросов, требовавших не только практического решения отношения к этим народам, но и теоретического обоснования. Становилось все более очевидным, что действия завоевателей не соответствуют ни юридическим, ни моральным законам времени. Против жестокого обращения с индейцами выступили доминиканцы, считавшие, что если индейцы являются людьми, то они должны обладать всей полнотой человеческих прав. Знаменитые законы 1512 г., наконец, официально признали право коренных жителей на свободу, хотя и предлагали обращать их в христианскую веру. Для христианского мировоззрения, в котором моральная ответственность за земные деяния носит первостепенный характер, разрешение этой проблемы стало одной из центральных практических задач и заложило основы для создания современного международного права. — 273
379
148 Через год после смерти Франсиско де Витория в Лионе выходит его работа «Reelectiones teologicar, представляющая собой запись лекций, прочитанных Виторией в различные годы.
В ней излагаются прогрессивные и новаторские идеи решения «Американской проблемы». Витория пытается обосновать свои предложения, исходя в рассуждениях из определенной концепции человека. Как представитель схоластической традиции, он считает себя прямым последователем св. Фомы и претендует на точную интерпретацию его взглядов. Следуя Фоме, Витория настаивает на различении естественного и сверхъестественного порядка вещей. Естественный порядок присущ человеческой природе, как таковой не зависит от высшего порядка благодати, хотя и может до него подняться. Являясь сотворенным существом, человек душой и телом принадлежит природному порядку и обладает совокупностью фундаментальных прав, неотделимых от личности. Сверхъестественный порядок не может ни противоречить, ни отрицать естественного порядка, их отношения носят характер взаимодополняемости. Обоим порядкам соответствуют два типа общества: естественное или гражданское и сверхъестественное или церковное, с различными целями, средствами, подданными и властями. Одно состоит из крещеных, подчиненных церковной власти, другое из просто людей, подчиненных власти гражданской. Ввиду того что божественный порядок не нарушает порядка естественного, он не может ни нарушить, ни уничтожить законов и прав, вытекающих из человеческой природы: права на жизнь, собственность, религиозную свободу. Свободное право человека на то, чтобы мыслить и верить, по мнению Витории, делает бессмысленными и несправедливыми религиозные войны. Нельзя заставить человека поверить силой, а грех неверия не дает права церковным властям воевать против неверующих и лишать их владений. Индейцы по своей природе такие же люди, как другие, и никто не вправе отнимать у них их человеческих прав. — 273
380
149 Имеется в виду разумность коренных жителей вновь открытых земель. — 273
381
БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ. XVII ВЕК
1 Паскаль Блез (1623–1662 гг.) — французский математик, физик, религиозный философ. Исходя из двойственной природы человека как основного положения, Паскаль трактует моральную природу человека как соединение доброго и злого. Только христианская религия с ее учением о грехопадении и преемственности дает удовлетворительное объяснение этой двойственности человека, что является для Паскаля аргументом в пользу ее истинности. — 282
382
2 «Мысли» — работа впервые увидела свет после смерти автора, в 1669 г. — 282
383
3 Демокрит трактовал мир как состоящий из материальных, неделимых атомов. Паскаль оспаривает существование в мироздании конечных, неделимых элементов. — 284
384
4 «Об основах философии» — трактат французского математика и философа Рене Декарта (1596–1650). — 284
385
5 «Обо всем познаваемом» (лат.) — один из тезисов итальянского философа Джованни Пико делла Мирандола. Паскаль полемизирует с его слишком пылкой защитой человеческого всемогущества. — 284
386
6 «Человек признателен за благодеяния лишь до тех пор, пока надеется отплатить за них; когда эта надежда исчезает, признательность превращается в ненависть» (лат.) — афоризм из «Анналов» (IV, 18) римского историка Тацита (II в.). — 284
387
7 «…наделяют их тем, что присуще только духу» — в данном случае Паскаль разделяет дуалистическую концепцию Декарта об оторванности друг от друга духовного и материального начал мира. — 286
388
8 «Человек неспособен постичь соединение духа с телом, а между тем это и есть человек» (лат.) — цитата из работы «О граде Божием» (XXI, 10) средневекового богослова, одного из отцов церкви, Блаженного Августина. — 286
389
9 Лабрюйер Жан, де (1645–1696) — французский писатель, мастер афористической публицистики. — 286
390
10 «Характеры, или нравы нынешнего века» — текст впервые опубликован автором в 1688 г. в одном томе с «Характерами» греческого моралиста Теофраста. — 286
391
11 Ларошфуко Франсуа, де (1613–1680) — французский писатель-моралист. — 288
392
12 «Максимы» — впервые опубликованы в 1664 г. — 288
393
13 «Наши добродетели…» — афористический эпиграф дает квинтэссенцию философского содержания книги Ларошфуко. — 288
394
14 «…война между Августом и Антонием» — между Октавианом Августом (63 до н. э. — 14 н. э.), римским императором, и Марком Антонием (83 до н. э. — 30 до н. э.), римским политическим деятелем и полководцем, состоявшим в союзе с египетской царицей Клеопатрой (69–30 до н. э.). — 289
395
15 Спиноза Бенедикт (1632–1677) — нидерландский философ-материалист, пантеист. — 294
396
16 Богословско-политический трактат» — впервые анонимно издан в 1670 г. — 294
397
17 «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье» — написан в 1658–1660. — 295
398
1*<Вера есть твердое убеждение при помощи оснований, благодаря которым я убежден в своем разуме, что вещь действительно и точно так же вне моего разума такова же, как я убежден в том в моем разуме. Я говорю: "твердое убеждение при помощи оснований", чтобы отличить веру как от мнения, которое всегда сомнительно и подвержено заблуждению, так и от знания, которое состоит не в убеждении путем доказательств, но в непосредственном соединении с самой вещью. Я говорю, что вещь "действительно и точно так же вне моего разума такова"; «действительно», потому что доказательства при этом не могут меня обмануть, так как иначе они не отличались бы от мнения. "Точно так же", ибо вера может лишь показать мне, чем должна быть вещь, а не то, что она на самом деле есть, так как иначе она не отличалась бы от знания. «Вне», так как она позволяет нам разумно наслаждаться не тем, что в нас, а тем, что вне нас.>
399
1 *То, что мы называем человеком, состоит в его соответствии с общей идеей, которую мы имеем о человеке.
400
1* <Ибо ни из одного отдельного творения нельзя составить совершенную идею; так как само ее совершенство <решение о том>, совершенна ли она на самом деле или нет, может быть выведено лишь из всеобщей совершенной идеи или мысленной сущности.>
401
18 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) — немецкий философ, математик, физик и языковед. — 297
402
19 «О мудрости» — рукописный набросок на французском языке, одна из ранних работ Лейбница по теории познания и методологии. В работе прослеживается зависимость идей автора от учения Декарта. — 297
403
20 «Истинным следует всегда признавать…» — максима совпадает с декартовским принципом «сомнения», которому впоследствии Лейбниц не придавал большого значения. — 298
404
21 Реквизиты — этим термином Лейбниц обозначает признаки понятия, необходимые и достаточные для его номинального или реального определения. Реквизиты — это те элементы, до которых должно доводиться аналитическое рассуждение. В суждениях реквизиты выступают