Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. Павел Семенович Гуревич

как предикаты. — 298

405

1 *Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 144.

406

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

1 «Философские письма» были написаны Вольтером (1694–1778) после возвращения на родину из Англии, где он провел в изгнании три года (1726–1729). Первоначально сочинение вышло в английском переводе в Лондоне под названием «Письма об английской нации» (1733). Французское издание увидело свет в 1734 г. и получило название «Философские письма». В целях конспирации автор был обозначен лишь начальной буквой «В…», а местом издания указан Амстердам. Однако авторство Вольтера не вызывало никаких сомнений, и парижская судебная палата потребовала его ареста, осудив «Философские письма» на сожжение как книгу, «противную религии, добрым нравам и почтению к властям». Вольтеру пришлось уехать в Голландию, чтобы избежать грозящего ареста.

Во французском издании «Философских писем» в качестве дополнения были опубликованы «Замечания на «Мысли» г-на Паскаля», в которых Вольтер, полемизируя с Паскалем, формулирует свое понимание человека как социального существа. — 303

407

2 «Метафизический трактат» впервые был опубликован в 80-е гг. XVII в. в посмертном Собрании сочинений Вольтера. В настоящем издании публикуются извлечения из трактата, в которых Вольтер развивает свою концепцию человека, противопоставляя ее религиозно-философским воззрениям. — 305

408

3 Сочинение Ж. О. Ламетри (1709–1751) «Человек-машина» было издано анонимно в Голландии в 1747 г. В дальнейшем оно неоднократно переиздавалось и имело шумный успех. Как и другие сочинения Ламетри, книга «Человек-машина» подверглась ожесточенным нападкам. Ее издатель был оштрафован на 400 дукатов, от него потребовали сдать все экземпляры для сожжения. Авторство Ламетри было вскоре раскрыто, и он, опасаясь ареста, вынужден был уехать из Голландии в Пруссию, где нашел убежище при дворе короля Фридриха II. В книге с позиций механистического материализма рассматривается проблема человека, выясняется его место на «лестнице природы». — 309

409

4 Поп Александр (1688–1744) — английский поэт и философ-просветитель. — 309

410

5 Ван Гельмонт Ян Батист (1577–1644) — голландский естествоиспытатель и врач. — 310

411

6 Шталь Георг Эрнест (1660–1734) — немецкий химик и врач. — 311

412

7 Бургаве Гер манн (1668–1738) — голландский врач и естествоиспытатель. — 311

413

8 Мопертюи Пьер Луи Моро (1698–1759) — французский философ и естествоиспытатель. — 311

414

9 Прометей — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. Под «знаменитым поэтом» подразумевался Вольтер. — 311

415

10 Гиз Генрих (1550–1588) — герцог Лотарингский, вождь Католической лиги, один из организаторов Варфоломеевской ночи. — 311

416

11 Генрих III (1551–1589) — король Франции с 1574 г. — 311

417

1 *История животных и людей доказывает влияние семени отцов на ум и тело детей.

418

12 Ланчизи Джиованни Мария (1654–1720) — итальянский медик, изучавший болезни мозга и нервной системы. — 312

419

13 Пейрони Франсуа Жиго (1678–1747) — французский врач, ученый-анатом. — 312

420

14 Уиллис Томас (1622–1675) — английский врач, анатом и физик. Ламетри ссылается на труды Уиллиса «О мозге» и «О душе животных». — 312

421

15 Эразм Роттердамский (1469–1536) — голландский философ-гуманист и писатель. — 313

422

16 Фонтенель Бернар ле Бовье (1657–1757) — французский писатель и философ-просветитель, популяризатор передовых научных идей. В «Диалогах о множественности миров» изложил учение Коперника и Д. Бруно. — 313

423

17 Амман Иоганн-Конрад (1669–1724) — швейцарский врач и педагог. — 314

424

1 *Автор «Естественной истории души» и др.

425

18 Темпль Уильям (1626–1699) — английский дипломат и писатель. — 314

426

19 Трамбле Абрахам (1700–1784) — голландский естествоиспытатель, открывший некоторые формы бесполого размножения путем деления. — 315

427

20 «История полипов» является трудом Трамбле. — 315

428

21 В «Элементах физиологии» Д. Дидро (1713–1784) с материалистической точки зрения рассмотрел обширный естественнонаучный материал, послуживший ему основанием для вывода о естественном происхождении жизни, о саморазвитии природы, эволюции животных, а также о формировании и развитии психики человека.

Начало создания «Элементов физиологии» относится к 1774 г. С перерывами работа над этим произведением продолжалась до 1780 г. Произведение осталось незавершенным. Впервые было опубликовано в1875 г. — 317

429

22 Установить автора приведенных Дидро слов не удалось. Однако смысл цитаты свидетельствует о дуалистическом понимании человека, неприемлемом для материалиста Дидро. — 317

430

23 Речь идет о французском математике и философе-просветителе Ж. Л. Д’Аламбере (1717–1783). — 318

431

24 В этом месте находился дом, принадлежавший философу Гольбаху, где регулярно собирались французские просветители, друзья и единомышленники Дидро. — 318

432

25 По приглашению Екатерины II Дидро осенью 1773 г. отправился в Россию и в течение нескольких месяцев (до весны 1774 г.) проживал в Петербурге. — 319

433

26 Наоборот (лат). — 321

434

27

«Счастливы те, у кого до наступления зрелого возраста

Спокойно от бед и в неведении о себе посреди забав проходит век» (лат.).

Автор двустишия не установлен, возможно, им являлся сам Дидро. — 322

435

28 Имеется в виду изречение римского философа-стоика Сенеки (ок. 5 до н. э. — 65 н. э.). — 322

436

29 Работа К. А. Гельвеция (1715–1771) «О человеке» была завершена к 1770 г. Однако от публикации книги он отказался, опасаясь, что она может разделить судьбу его предыдущего сочинения «Об уме» (1758), осужденного парижской судебной палатой на сожжение. Книга увидела свет лишь после смерти Гельвеция в 1772 г. в Гааге при содействии князя Голицына, бывшего русским послом в Голландии. Впоследствии многократно переиздавалась, переводилась на многие европейские языки. Сочинения Гельвеция «Об уме» и «О человеке» относятся к числу фундаментальных произведений французского материализма XVIII в. — 322

437

1 *Автор «Естественной истории души».

438

1 *Предположим, что люди сравнили между собою в каждой отрасли знания и искусства все уже известные предметы и факты и пришли, наконец, к открытию всех их различных отношений. Так как людям нельзя будет тогда делать больше новых комбинаций, то то, что называют умом, перестанет существовать. Все тогда станет знанием, и человеческий ум, вынужденный отдыхать до тех пор, пока открытие неизвестных фактов не позволит ему снова сравнивать их и комбинировать между собою, уподобится истощенному руднику, который оставляют в покое до образования новых жил.

439

30 Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707–1788) — французский естествоиспытатель, один из основоположников учения о развитии природы. — 323

440

31 Ньютон Исаак (1643–1727) — английский физик и математик, сформулировал закон всемирного тяготения, законы классической механики. — 323

441

32 Эйлер Леонард (1707–1783) — математик, физик и астроном, большую часть жизни работал в России, являлся академиком Петербургской Академии наук. — 323

442

3 *Чтобы постигнуть известные идеи, надо размышлять. Способен ли на это всякий? Да, когда он одушевлен каким-нибудь сильным интересом. Этот интерес придает ему тогда ту силу внимания, без которой можно, как я уже сказал, быть ученым, но нельзя быть умным человеком. Только размышление может открыть нам первые общие истины — эти ключи и принципы наук. Только открытие этих истин дает право на звание великого философа, потому что во всякой науке только общий характер принципов, объем их приложения и, наконец, величие целого составляют философский гений.

443

4 * Некоторые, как я уже сказал, приписывают различие умов физическим особенностям различных географических широт. Но для доказательства этого факта надо было бы, следуя данному нами определению ума, уметь назвать страну, где люди не замечают ни различия, ни сходства, ни соответствия, ни несоответствия предметов между собою и предметов с нами. Но такие климатические условия еще остается открыть!

444

3 *Так как ум редок, то его принимают за особенный дар природы. Алхимик, фокусник были редкими людьми в века невежества, поэтому их принимали за колдунов или сверхъестественные существа. Между тем не очень трудно обмануть и одурачить глупцов при помощи разных фокусов или кунштюков. Поразительно здесь то, что люди могут серьезно заниматься столь бесполезными вещами и искусствами. Но то же самое можно сказать об уме. Если способность к нему является общей, то нет ничего столь редкого, как сильное и постоянное желание приобрести его. Говорят, что мало гениальных людей, а почему? Потому, что мало правительств, устанавливающих награды в соответствии с теми усилиями, которые, как предполагают, требуют приобретения больших талантов.

445

АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

1 «Левиафан» — главный труд Томаса Гоббса (1588–1679). В трактате в систематической форме излагается социально-политическое учение, в первую очередь концепция государственной власти. Видное место в книге занимает проблема человека, которая решается Гоббсом с позиций механистического материализма. Человек рассматривается английским философом как естественное, природное тело и в то же время как элемент различных сообществ, важнейшим из которых выступает гражданское общество, отождествляемое с государством. — 328

446

2 «Опыт о человеческом разумении» — главное философское сочинение Джона Локка (1632–1704). В «Опыте…» Локк с позиций материалистического сенсуализма развивает теорию познания, исследует различные проблемы логики и психологии. Человек выступает в учении Локка как «разумное мыслящее существо», познающее окружающий его мир на основе своего индивидуального опыта: внешнего, или чувственного, и внутреннего, или рефлексии. Этим последним термином философ обозначает «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления…». С помощью рефлексии человек познает, по Локку, собственный духовный мир, психические процессы и акты, свои «силы и способности». — 335

447

3 До бесконечности (лат.). — 351

448

4 Локк цитирует Ветхий завет, книгу Притчей Соломоновых (13, 12). — 354

449

5 Локк цитирует Ветхий завет, книгу Бытия (30, I). — 354

450

6 Локк цитирует Новый завет, первое послание к коринфянам апостола Павла (7, 9). — 355

451

7 Локк цитирует Евангелие от Матфея (5, 6). В русском переводе это место читается следующим образом: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». — 356

452

8 «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» (лат.). Овидий. Метаморфозы VII 20–21. — 356

453

9 Локк цитирует Новый завет, первое послание к коринфянам апостола Павла (2, 9). — 360

454

10 Локк цитирует Новый завет, Псалтирь (15, 11). Полностью это место читается так: «полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». — 360

455

11 Давид Юм (1711–1776) в эссе «О бессмертии души» по существу отвергает «метафизические доводы» и «моральные аргументы» традиционных, господствовавших в то время представлений о нематериальности и бессмертии души. В своей аргументации он опирается на «физические аргументы», свидетельствующие «в пользу смертности души». Однако занять последовательно атеистическую позицию в отношении вопроса о бессмертии души философ-скептик не смог или не захотел, поскольку этому препятствовало отрицание им понятий материальной и духовной субстанций, — следствие общей идеалистической позиции, характерного для Юма скептического агностицизма. — 363

456

12 Из предшествующего (лат.). В философии — знание, предшествующее опыту, независимое от него. — 363

457

13 Елисейские поля — в древнегреческой мифологии обитель блаженных, куда после смерти попадают герои, любимцы богов. — 366

458

14 Имеется в виду древнегреческий полководец Александр Македонский (356–323 до н. э.). Юм ссылается при этом на римского писателя и оратора Квинтилиана. — 366

459

15 Имеется в виду древнеримский полководец и политический деятель Август Октавиан (63 до н. э. — 14 н. э.), ставший первым римским

Скачать:TXTPDF

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. Павел Семенович Гуревич Философия читать, Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. Павел Семенович Гуревич Философия читать бесплатно, Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. Павел Семенович Гуревич Философия читать онлайн