лишь праведности, тебе так же мало можно причинить страдание, как праведности самого бога. Соломон говорит: «Не омрачится праведник ни от чего, что бы с ним ни произошло» (Притчи, 12,21). Он не говорит: «праведный человек», или «праведный ангел», или что-либо другое подобное. Он говорит: «праведник». Свойственное праведнику, а именно то, что праведность принадлежит ему и что праведен он сам, — это сын, имеющий отца земного, это тварь, сделанная и созданная, ибо ее отец — тварь, сделанная и созданная. Но праведник сам по себе не имеет сделанного и созданного отца; бог и праведность суть одно, и только праведность — отец праведного. А потому им так же мало могут овладеть страдание и беда, как и богом. Праведность не способна привести его к страданию, ибо вся радость, любовь и блаженство есть праведность. Ведь если бы праведность причиняла праведному зло, то она причиняла бы его себе самой. Все неправое и неправедное, как и все созданное и сделанное, не может причинить праведному страдание. Ибо все созданное лежит глубоко под ним, так же глубоко, как и под богом; оно не влияет на праведного и не рождается в том, чей отец — один лишь бог. Посему человек должен стараться совлечь образ со своей самости и со всех тварей и не знать другого отца, кроме одного бога. Вот почему ничто не может заставить его страдать или сокрушаться, ни бог, ни тварь, ни сотворенное, ни несотворенное; все его бытие, жизнь, познание, знание и любовь — от бога и в боге и сам бог.
А теперь — второе, что надобно вам знать и что также утешает человека во всех его невзгодах. Это вот что: истинно, праведный и добрый радуется в действии праведности несравненно и несказанно больше, чем сам он или даже верховный ангел ликует и блаженствует в своем естественном бытии и жизни. Потому и святые с радостью отдавали свою жизнь ради праведности.
Теперь я говорю: когда к доброму и праведному приходит беда извне, то коли останется он с невозмутимым духом и неподвижным в мире своем сердцем, это поистине и есть смысл моих слов: праведного не может помрачить ничто из того, что с ним случается. Но стоит ему помрачиться от извне пришедшей беды, — поистине, только справедливо и неложно, что бог предрек сему человеку беду, — тому, кто хотел быть праведным и думал, что таков он и есть, а помрачился от столь малых вещей. Если это, стало быть, божья правда, то, поистине, не следует ему сокрушаться об этом, но должно радоваться этому гораздо больше, чем своей собственной жизни, которой ведь всякий радуется и которая всякому намного важнее, чем весь этот мир. Ибо что было бы пользы человеку, когда бы весь этот мир был, а его самого не было бы?
Третье, что вам можно и должно узнать, — в том, что по естественной истине единственный источник, единственная жила, питающая всякое благо, подлинную правду и утешение, — один бог, и все, что не бог, само по себе по природе своей причиняет и боль, и безутешность, и страдание. К благу, которое от бога и само есть бог, оно не может добавить ничего, а только уменьшает, заслоняет и скрывает сладость, блаженство и утешение, богом даваемые.
И вот я говорю дальше: всякое страдание происходит от любви к тому, что отнял у меня ущерб. Когда же этот ущерб во благах внешних приносит мне страдание, то вот он — непреложный знак того, что я люблю внешние блага, а поистине люблю страдание и безутешность. И что удивительного, если я страдаю, любя и ища страдание и безутешность? Сердце мое и любовь моя приписывают твари добро, принадлежащее богу. Я обращаюсь к твари, от которой по ее природе исходит лишь безутешность, и отвращаюсь от бога, изливающего на меня всякое утешение. И что тогда за диво, коли я страдаю и сокрушаюсь? Поистине, невозможно для бога и для всего мира земного, чтобы подлинное утешение нашел тот, кто ищет его в тварях. Но кто возлюбит только бога в тварях, а тварь — только в боге, тот обретет повсюду истинное, настоящее и прямое утешение.
Meister Eckhart. Die deutschen Werke. Bd. 5. Lieferung I. Stuttgart, 1954. S. 9—15
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1 Августин Аврелий (354–430) — теолог и философ, представитель латинской патристики. — 159
2 1 книга диалога «О свободном выборе» была написана Августином в 388 г., II и III книги были завершены между 391 и 395 гг. — 159
3 Комментарий к «Евангелию от Иоанна» (In Joannis Evangelium tractatus CXXTV), по существу, является собранием проповедей Августина, в популярной форме (отсюда и особенности стиля) разъясняющих содержание этой новозаветной книги. Толкование (или трактат) XX относится к группе «проповедей» с XVII по XXIII, посвященных экзегезе 5 главы «Евангелия от Иоанна» и произнесенных, вероятно, в конце 418 г. или немного позднее. — 163
4 Сочинение «О природе и происхождении души» (De natura et origine animae) — антипелагианский трактат, писавшийся Августином в 419 г. и, возможно, завершенный им только в 420 г. — 164
5Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) — средневековый ирландский мыслитель. — 164
‘»Книга о божественном предопределении» (De divina praedestinatione liber) была написана Эриугеной около 851 г. — 164
7 В данном случае Эриугена воспроизводит положение Августина. «Как, — пишет Августин в «De Genesi ad litteram» VIII, 20, 39, — телом во времени и пространстве движет сотворенный дух, сам движущийся только во времени, так сотворенным духом движет во времени дух-творец, сам не движущийся ни во времени, ни в пространстве» (PL, 34, 388). — 167
‘См.: Августин. О свободном выборе II, 1, 3 (PL, 32, 1241). — 168
‘Главное произведение Эриугены «О разделении природы» (De divisione naturae) было создано им около 867 г. В приводимых фрагментах содержатся оригинальные формулировки аргумента «cogito». — 169
10Гуго Сен-Викторский (ок. 1096–1141) — средневековый мыслитель августинианского направления, глава Сен-Викторской школы. — 170
«Несмотря на малый объем, трактат «О соединении тела и духа» (De unione corporis et spiritus), по мнению комментаторов, относится к числу важнейших психолого-антропологических сочинений Гуго Сен-Викторс-кого. — 170
12Альберт Великий (ум. 1280) — немецкий схоласт-доминиканец и ученый-энциклопедист. — 172
13 «Книга о природе и происхождении души» (Liber de natura et origine animae) Альберта Великого непосредственно связана с его фундаментальным трудом «О живых существах» (De animalibus). Более того, в автографе Альберта, хранящемся в Историческом архиве г. Кёльна, эта книга озаглавлена как двадцатая книга «De animalibus». Однако, издавая впоследствии свои труды, Альберт предпочел «отделить» «Liber de natura et origine animae» от «De animalibus». He случайно в многочисленных манускриптах, за исключением автографа и трех кодексов (эрлангенского, парижского и туринского), переписанных непосредственно с автографа, «Книга о природе и происхождении души» фигурирует в качестве самостоятельного сочинения. По мнению издателя текста, эта книга была написана Альбертом Великим, вероятно, между 1258 и 1262/63 гг. — 172
14Альберт Великий имеет в виду «предыдущие» 19 книг своего труда «О живых существах». — 174
15Аверроэс — Ибн Рушд (ум. 1198), представитель арабского аристотелиз-ма. Аверроистское учение о нумерическом единстве присущего всем людям деятельного разума Альберт подверг критическому анализу в «Книжке о единстве разума против аверроистов», написанной не ранее 1256 г. — 174
16Абубацер — Ибн Туфайль (ум. 1185/86), арабский философ и ученый. — 174
17 Неподлинное сочинение Аристотеля. — 175
х*Фома Аквинский (1225–1274) — итальянский схоласт-доминиканец. — 175
19 «Сумма теологии» (Summa theologiae) — главное сочинение Фомы Аквинского, писавшееся им в 1266–1273 гг. и оставшееся неоконченным. — 175
20Философ — Аристотель. — 175
21 См.: Аристотель. О душе II, 1, 412а27—28. — 175
«См.: Аристотель. Физика VIII, 5, 257Ы2—13. — 176
«См.: Аристотель. Физика V, 1, 225а25—26. — 176
24 См.: Аристотель. Физика I, 4, 187а29—30. — 177
25 Текст дополнен переводчиком по так называемому «леонтинскому изданию». — 177
26 См.: Аристотель. О душе II, 1, 412а27—28. — 177 «См.: Аристотель. О душе II, 1, 412Ь25—26. — 177 28 См. прим. 25. — 177
29Авиценна — Ибн Сила (980—1037), средневековый мусульманский философ и ученый-энциклопедист. — 178
3 °Cм.: Аристотель. Метафизика VIII, 3, 1044а9—11. — 178
31 См.: Аристотель. О возникновении и уничтожении I, 10, 327Ь22—26. — 178
32Дунс Скот Иоанн (1265/66—1308) — шотландский схоласт-францисканец. — 179
33 «Оксфордское сочинение» (Opus Oxoniense) — главное произведение Дунса Скота, созданное им в Оксфордском университете и представляющее собой комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского. — 179
34 Вопрос, который поставлен здесь Дунсом Скотом: «Может ли естественным рассудком быть познано то, что будет всеобщее воскресение людей?» Обсуждая этот вопрос, Дунс Скот поочередно рассматривает три тезиса: «Мыслительная душа есть специфическая (видообразующая) форма человека», «Мыслительная душа нетленна», «Специфическая форма человека не пребудет вовеки вне составного целого». — 179
35 Имеется в виду положение о том, что мыслительная душа есть специфическая, или видообразующая, форма человека. — 179
36 См.: Аристотель. О душе И, 1, 412Ь5—6. — 179 «См.: Аристотель. О душе III, 4, 429а10—11. — 179
38 Имеются в виду Фома Аквинский и его последователи. — 179
39 См. предыдущее примечание. — 180
40 К числу «других» авторов может быть отнесен бельгийский схоласт Генрих Гентский (ум. 1293). — 180
41 См., например: Аристотель. О душе III, 3, 427а17—21. — 180
42 См.: Аристотель. Никомахова этика I, 6, 1098а7—8. — 180
43 См., например: Аристотель. Никомахова этика X, 7, 1177а12—17; X, 8, 1178Ь21—23. — 180
44 Энтимема — сокращенный силлогизм, в котором одна из составляющих его частей лишь подразумевается. — 180
43 См.: Аристотель. О душе III, 1, 425а27—425ЬЗ. — 180
46 Имеется в виду тезис о том, что мыслительная душа собственно и есть видообразующая форма человека. — 183
47 См.: Иоанн Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Книга П. Раздел 25. Вопрос единственный. — 184
48 Экхарт Иоганн (Майстер) (ок. 1260–1327/28) — немецкий мыслитель, представитель позднесредневековой мистики. — 184
49 «Книга божественного утешения» (Daz buoch der gotlichen troestunge) была написана Майстером Экхартом между 1308 и 1311 гг. или между 1308 и 1314 гг. В публикуемом фрагменте цитаты из Библии даются в том виде, в каком их приводит Майстер Экхарт. — 184
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В средневековом арабском мире проблема человека ставилась и обсуждалась практически всеми идейными направлениями. Чтобы представить в достаточной полноте своеобразие воззрений о человеке, присущих арабскому средневековью, необходимо иметь в виду по крайней мере три наиболее существенных подхода, отличавших указанный период истории народов Ближнего и Среднего Востока. А именно: теологический, мистический и философский. Выразителем первого были мутакаллимы, то есть последователи калама (букв, «слово», «речь»), толкователи Корана и