Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

по маркетингу, вынуждены производить однотипный и окончательно стандартизированный товар, описанный тип рынка является для общества идеальной структурой. Именно по такой причине он оказывается таким привлекательным для экономистов многих школ и направлений современной ортодоксальной науки.

Внутренний стержень развития. Препятствуя проявлению индивидуальности новаторов, рынки совершенной конкуренции представляют собой инерционный вариант единственной неподвижной точки функционирования всех реально имеющихся в практически любой экономике рынков. В чистом виде они встречаются отнюдь не часто, и, в настоящее время, представлены одним только сельским хозяйством, да и то, в основном со стороны продавца, а также рынками биржевых товаров и ценных бумаг, причём здесь как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

Все прочие типы рынков в той или иной мере дают, пусть нередко только лишь и потенциально, простор для творчества. Позволяя желающим идти на разумный риск и ищущим найти применение реально прогрессивных подходов предпринимателям закреплять своё преимущество тем или иным обусловленным спецификой ситуации способом, они характеризуются неравенством условий конкурентной борьбы для действующих на них продавцов.

Зачастую трудности проникновения на рынок заключаются в наличии, как порога входа на рынок, так и издержками выхода с него. Они не всегда могут быть следствия использования новой уникальной технологии, а просто могут задаваться огромным размером вложений, который нужно сделать для развёртывания конкурентоспособного производства, могущего поставлять на рынок продукцию по приемлемой цене.

Нередко возможность влиять на рынок «объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров»57, и обуславливается востребованным жизнью, пусть каждый раз и по различным причинам, отходом от стандартизации реализуемой на рынке продукции. В такой ситуации «реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением»58.

В зависимости от ситуации, «различия могут заключаться и в сопутствующим товарам услугах»59, но в любом случае успех воздействия случается тогда, когда «покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному»60. И потому, «чтобы выделиться чем-то, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи»61, то есть, всем тем, что понимается под «неценовой конкуренцией».

Данное обстоятельство позволяет такие рынки считать «рынками с несовершенной конкуренцией». Их механизм функционирования отличается от работы рынков совершенной конкуренции той степенью влияния, которую любой продавец или покупатель может оказать на рынок, определяя складывающую на нём цену на обращающийся на нём товар.

Разумеется, для продавца господство на рынке означает возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы в условиях совершенной конкуренции. Господство покупателя обладает противоположными качествами, позволяя ему производить на рынке закупки по ценам ниже тех, что были бы на рынке совершенной конкуренции.

В результате, если смотреть на дело с точки зрения продавца, увеличение объёма производства обязано сопровождаться падением цены на товар. Конечно же, здесь, не важно, идёт ли речь о производстве однотипных предметов в пределах действительно востребованных границ или о тиражировании дурной бесконечности, согласно древнеарийской философии, голографически проявляется падении напряжённости обмена по мере прогресса эволюции.

А взгляд со стороны продавца, которому для увеличения выпуска приходится перерабатывать в нужную кондицию индивидуальности всё менее приспособленных для такого использования ресурсов, приводит к прямо противоположному выводу. Иначе говоря, увеличение выпуска для производителя неизменно связано, по крайней мере, не сразу же, а за точкой, чьи свойства станут подробно обсуждаться ниже, с ростом себестоимости создаваемой продукции, а, значит, и цены на неё.

И потому, при увеличении объёма выпуска производителю на рынках несовершенной конкуренции приходится обращать внимание не только на открываемые возможности, но и те потери, которые он несёт из-за отхода от своих прежних позиций по причине изменения цены, как на предлагаемый им рынку товар, так и закупаемые для его производства ресурсы. Логичным следствием данного обстоятельства является не только вознаграждение имеющих преимущество действующих на данном рынке агентов экономики в смысле получения прибылей, превышающих аналогичные показатели, характерные для рынков совершенной конкуренции в положении равновесия.

Дело в том, что в каждом случае из-за привязки к прочим ситуациям влияние изменений реально оказывается больше, чем показывает расчёт, опирающийся лишь на параметры трансформации среды. Вот именно подобные завышения обычно и не дают производителю возможности «добраться» до использования самой эффективной технологии.

Ещё одним «бесплатным» приложением, разумеется, являющимся следствием ослабления беспощадной конкуренции, оказывается снижение стимулов к прогрессу, который мог бы финансироваться за счёт дополнительных прибылей. Оно нередко приводит к использованию технологий, которые нельзя считать самыми эффективными в текущих условиях, и, конечно же, что вполне логично, не к самым эффективным способам использования ограниченных ресурсов.

Меньшая эффективность использования ресурсов сопрягается и меньшим выпуском продукции, чем в условиях рынков совершенной конкуренции тех товаров. Конечно же, такое обстоятельство во многих случаях закономерно ставит вопрос о дополнительных методах воздействия, если не для полной нейтрализации описанных негативных явлений, то их приемлемого уменьшения, чей арсенал, основанный на древнеарийской философии, станет обсуждаться в главе 5.

Собственно говоря, многие агенты экономики вовсе не обязательно могут иметь одинаковые возможности воздействия на рынки реализации создаваемой ими продукции и закупаемых для её производства ресурсов. Совпадение подобных потенциалов влияния является редким исключением, а не распространённым правилом.

Дело в том, что отличие в степени контроля над тем или иным рынком несовершенной конкуренции со стороны продавца и со стороны покупателя могут отличаться между собой. Как следствие, анализ функционирования любого рынка произвольного товара лучше производить с обеих сторон.

В частности, рынок совершенной конкуренции может быть таковым только со стороны покупателя или продавца, хотя рассмотренная ранее его модель анализировалась в предположении, что совершенная конкуренция имела место, как со стороны покупателя, так и продавца. Именно такая рыночная структура будет всюду далее пониматься под рынком совершенной конкуренции, если его название не сопровождают никакие оговорки.

Во всех остальных случаях станет указываться, к какой стороне участников рыночной сделки, имеет отношение указанная модель. При отсутствии подобного описания реальное положение дел следует узнавать из контекста изложения.

Безусловно, при наличии одинаковой по силе власти над рынком, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя, их влияние на цену продаваемого на рынке товара и объём его реализации взаимно компенсируют друг друга. Если степени воздействия не равны, то получается вариант, меньше отличающийся от условий рынка совершенной конкуренции, чем при отсутствии компенсации с чьей-либо стороны.

В случае равенства весовых категорий ситуация может улучшиться, теоретически вплоть до оптимального состояния, достигаемого на рынке с совершенной конкуренцией, если бы такой существовал. Правда, нередко без вмешательства государства, во всяком случае, при встрече монополии иди олигополии с одной стороны, и монопсонии или олигопсонии с другой, из-за причин личного характера приемлемый и устраивающий обе стороны консенсус достаточно быстро и без перехода на выяснение отношений явно нерыночными методами может не достигаться.

Впрочем, необходимо понимать, что все такие сравнения происходят при прочих равных условиях, когда предполагается, пусть и чисто теоретически, что может реально существовать рынок совершенной конкуренции, работающий в аналогичных условиях. Подобное условие выполняется не всегда, и в случае той же естественной монополии именно пресечение свободной конкуренции позволяет дать потребителям меньшую цену.

Концентрация производства. Впрочем, на любом рынке агенты экономики всегда стремятся максимизировать получаемую ими прибыль от операций, что с технической точки зрения выражается в попытках выйти на «оптимальный размах деятельности». Конечно же, в идеале он достигается на рынках совершенной конкуренции в точке, где одновременно достигает своего минимума себестоимость производства выпускаемой предприятием продукции, а получаемая от её реализации прибыль принимает максимально возможное в сложившихся условиях значение.

Однако, о чём, кстати говоря, ранее не говорилось, ибо подобное стечение обстоятельств является, в принципе, частным случаем, цена на товар, по которой его готовы покупать на рынке покупатели настолько может быть так мала, что речь в случае осуществления производства реально надо вести не о максимизации прибылей, а о минимизации убытков. Конечно же, данный аспект экономического поведения удовлетворяет тем же критериям, что поиск максимальной прибыли.

В подобной ситуации, если нет альтернативных способов приложения сил, в идеале позволяющих работать, соблюдая принцип самофинансирования, с прибылью, производство следует разворачивать лишь тогда, когда цена реализации оказывается выше «производственной себестоимости», рассчитываемой без учёта накладных расходов. Если же цена реализации будет ниже производственной себестоимости, то нет никакого смысла что-либо делать.

Дело в том, что превышение цены реализации над производственной себестоимостью позволяет частично компенсировать производимые предприятием постоянные издержки, и в полной аналогии с нормальной ситуацией в точке минимизации определить оптимальный размах производства. Когда же цена реализации оказывается ниже производственной себестоимости, то ничего подобного сделать нельзя.

Однако, данные случаи, вне всяких сомнений, следует относить к аномальным ситуациям, признавая, что при нормальном положении дел, сравнение ёмкости рынка с оптимальным размахом деятельности определяет «оптимальное число предприятий» как единственную неподвижную точку числа действующих в выбранной отрасли агентов экономики. Правда, при таком подходе к рассмотрению проблемы считается, что их мощности и условия работы совпадают.

Разумеется, такое наблюдается далеко не всегда. И всё же, можно считать, что подобная структура отрасли, даже если число действующих на ней операторов рынка зачастую невелико, вплоть до единственного их числа, лучше всего отвечает представлениям общества о расходовании имеющихся у него ограниченных ресурсов.

Действительно, на таком рынке товары предоставляется покупателям по ценам, наименьшим из тех, что реально возможны, а их потребности удовлетворяются так полно, насколько такое вообще возможно. Что же касается используемых для производства ресурсов, то они расходуются наиболее эффективным с точки зрения текущей ситуации способом.

Вдобавок, большой оптимальный размах деятельности определяет, что «достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей»62. Выражаясь «другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн