Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка»63.

Вне всяких сомнений, в условиях рынков с несовершенной конкуренцией число работающих на них агентов экономики может отличаться от характерных для каждого из них оптимального числа предприятий, причём, как в сторону увеличения, так и уменьшения. Несмотря на то, что причины таких отклонений различаются между собой, в любой ситуации следствием их наличия является отход от оптимальных условий функционирования рынка, в зависимости от ситуации, либо по всем параметрам, либо только по тем, что имеют отношение к делу.

Если число предприятий больше, чем реально требуется, то ухудшение ситуации происходит из-за того, что все они или значительная их часть не могут одновременно выйти на наилучшие условия работы. Когда же количество действующих агентов экономики на рынке оказывается меньше его оптимального числа предприятий, ситуации совсем иная.

Здесь все или подавляющее большинство ориентирующихся на выбранную отрасль производителей, хотя и используются наиболее эффективную технологию из всех возможных, всё же в погоне за контролируемой ими долей рынка переходят оптимальный размах деятельности в сторону его увеличения. Очень часто причиной такого поведения является желание когда-нибудь в будущем, опираясь на свою власть над рынком, извлечь из него повышенные прибыли, а то и вовсе никак не связанные с экономическим поведением желания решить некоторые проблемы, и не только личные64.

Закономерным результатом таких новаций являются повышенные расходы, осуществляемые с целью преодоления рано или поздно проявляемой в любом случае ограниченности возможностей. И даже метод внутреннего хозрасчёта, всегда уменьшающий издержки производства и сдвигающий оптимальный размах деятельности вправо в сторону больших значений выпуска, принципиально здесь обычно ничего меняет, разве что уменьшает, хотя нередко вовсе не до 1 (единицы), оптимальное число предприятий, могущих действовать на выбранном рынке при оптимальном режиме его работы.

Необходимо отметить, что на практике возможна ситуация, когда себестоимость производства выпускаемой предприятием продукции слабо меняется вблизи своего минимума, определяя целый диапазон выпуска с примерно равными значениями затрат на изготовление одного изделия. Конечно же, в такой ситуации в качестве «оптимального размаха деятельности» разумно брать среднее значение указанного диапазона.

Небольшое отступление. Близкой к рынку с совершенной конкуренцией является «монополистическая конкуренция». На таких рынках либо порог входа на них, либо издержки выхода, либо оба данных параметра невелики, а связанный с ними товар стандартизирован, во всяком случае, достаточно высоко с точки зрения практических приложений.

В итоге, на рынке с монополистической конкуренцией всегда достаточно производителей, хотя их число нельзя считать очень большим, и огромное число покупателей. И всё же, по сравнению с размерами рынка габариты любого продавца невелики, почему он в состоянии влиять на ситуацию на рынке лишь незначительно.

Наличие небольшого влияния продавца на рынок монополистической конкуренции на фоне не обладающих никакой рыночной властью покупателей приводит к незначительному по сравнению с монополией и олигополией завышению цены, сужению объёмов рынка, снижению эффективности функционирования экономики и потребления ограниченных ресурсов. Обычно из-за своей незначительности такие эффекты прямо никак не регулируются, ибо считается, что расходы, связанные с финансированием контроля, превышают получаемую от него выгоду.

Неоптимальность функционирования рынков монополистической конкуренции почти всегда проявляется в виде избыточности мощностей. Иначе говоря, для быстрого удовлетворения возникающих во многом случайным образом потребностей покупателей, уменьшая эффективность работы, на рынке монополистической конкуренции приходится держать либо излишние запасы товаров, либо избыточные мощности, либо и то, и другое одновременно.

К рынкам с монополистической конкуренцией, реализующим схожие товары и широко использующим в качестве инструмента конкуренции разницей в ценах, относятся магазины. А вот торгующие лишь одним видом продукции бензозаправки, также относящиеся к тому же типу рынка, обычно опираются только на неценовую конкуренцию.

Здесь основой неценовой конкуренции является, в основном, месторасположение. Конечно же, есть примеры случаев использования для той же цели, как месторасположения, так и различия в ценах.

Аналогичную рыночную структуру, рассматриваемую со стороны покупателя, имеет смысл называть «монопсотической конкуренцией». Подобно всем рыночным структурам, связанным с продавцами, по крайней мере, в условиях превышения предложения над спросом, которое наблюдается сейчас, никакой неценовой конкуренции между покупателями на рынке монопсотической конкуренции со стороны покупателя не наблюдается.

Из-за достаточного числа покупателей, каждый из которых имеет небольшое влияние на рынок, цена в условиях монопсотической конкуренции оказывается немного ниже цены рынка совершенной конкуренции того же товара. Конечно же, данное обстоятельство, как и во всех иных аналогичных случаях, занижает объём рынка, ухудшает условия функционирования экономики, в том числе и путём существования избыточных мощностей.

Правда, как и в случае монополистической конкуренции, в рассматриваемой ситуации все такие эффекты, по сравнению с монопсонией и олигопсонией, достаточно незначительны. И здесь их по той же причине незначительного получаемого эффекта и несравненно больших затрат, требующихся для контроля над ним, никто и не думает регулировать.

Собственно говоря, отмеченное снижение неэффективности и иные ухудшения работы по сравнению со случаем совершенной конкуренции приводят к тому, что при монополистической конкуренции экономическая прибыль, как таковая, особенно в долгосрочном плане, отсутствует. Исключение составляют лишь из ряда вон выходящие случаи, обусловленные, например, выпуском уникального продукта или чрезвычайно выгодным расположением агента экономики.

Монополия и монопсония. Прямой противоположностью рынка с совершенной конкуренцией является «монополия». Она характеризуется ситуацией, пусть и не так уж часто наблюдаемой, когда на рынке присутствует единственный продавец, считающийся «монополистом», и нет близких заменителей предлагаемого им товара.

Необходимо отметить, что отсуствие альтернативы может наблюдаться не только по всей стране, а в одном её отдельном регионе, например, из-за трудностей транспортировки. И такая ситуация также считается монополией.

Собственно говоря, на практике к монополиям относят любые организации, прочно контролирующие рынок поставки имеющего отношение к их деятельности товара. Конкретный тип продукции может быть любым, в том числе, и рабочей силой, почему нередко к монополиям относят и профсоюзы, по крайней мере, достаточно сильные.

Монополия продавцу представляется предпочтительной по той причине, что позволяет консервировать ситуацию и локально в рамках своей деятельности уменьшать вытекающую из вероятностного характера окружающего мира неопределённость. Именно из-за такого свойства монополии, как раньше, во времена государственной политики невмешательства в экономику, так и сейчас, когда всё изменилось, нередко самым противоположным образом, к её установлению, даже неофициальному, столь сильно стремятся производители.

Обладая полной или почти полной рыночной властью, обычно позволяющей ему не замечать структуру рынка со стороны покупателя, монополист не стремится дифференцировать свой товар и использовать неценовую конкуренцию, а сосредотачивается лишь на минимизации издержек производства стандартного товара, созданного в качестве такового ранее. Связь, энергетика, общественный транспорт являются примерами чистых монополий или приближаются к таковым.

Что же касается цены, то монополист, полностью контролируя связанную с нею ситуацию на рынке, не стремится чрезмерно завышать её. Высокие цены могут привлечь в отрасль дополнительных производителей, которые ликвидируют монополию, что ему, конечно же, вовсе не интересно.

Дело в том, что положение монополиста не настолько устойчиво, как обычно принято думать при поверхностном взгляде на ситуацию. Помимо разработки новой технологии, дискретно меняющей среду и оставляющей прежнего монополиста не у дел, существует много факторов, которые значительно ослабляют его власть на рынке и не дают ему покоя.

Помимо государственного товара, к их числу относится и «межотраслевая конкуренция», заключающаяся в том, что производимые несколькими отраслями товары конкурируют между собой за право применения в одном и том же месте. Видимо, здесь классическим примером является возможность выбора в качестве проводника тока меди или алюминия.

Межотраслевая конкуренция повышает надёжность поставок в условиях монополизированного рынка, выполняя ту же работу, что делает инерционный вариант конкуренции при иных формах организации рынков. Важно лишь, чтобы, усиливая связность экономики, экспансия рынка распространялась на всё новые сферы жизни.

Кроме межотраслевой конкуренции, существует и «международная конкуренция» на рынке того же товара, которой также, оценивая конкурентную ситуацию на том или ином рынке или во всей национальной экономике, весьма часто пренебрегают. А ведь она очень часто резко уменьшает власть национального производителя не только на международных рынках, по отношению к которым объём его производства обычно становится невелик, но и на рынке своей страны.

Вдобавок, высокие цены резко сужают ёмкость рынка. Участники рынка же всегда стремятся максимизировать получаемую на нём прибыль от проводимых операций, и потому особого смысла в сильном завышении цены для них нет.

Впрочем, цена монополиста, за исключением случая естественной монополии, всегда оказывается выше по сравнению со случаем аналогичного рынка совершенной конкуренции, когда он теоретически возможен. Монополист имеет повышенный уровень прибыли, почему его экономическую прибыль принято считать «монопольной прибылью».

В результате, уменьшается объём рынка и падает эффективность функционирования экономики вместе с использованием ограниченных ресурсов. И вполне логично, по крайней мере, тогда, когда подобные эффекты, не говоря уже о попытках осуществления влияния на политику, оказываются весьма значительными, общество не желает их терпеть.

Действуя через государство, оно пытается ликвидировать монополии и монопсонии. Основным инструментом тут является «антитрестовское законодательство».

Оно позволяет, при наличии такой потребности, как было в случае ATT (Америкэн телеграф энд телефон – прим. автора), даже принудительно расчленять монополии и монопсонии. Помимо монополий и монопсоний, антитрестовское законодательство применяется как средство противодействия картельным соглашениям олигополий и олигопсоний.

Однако, необходимость каждый раз досконально разбираться в специфике ситуации, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребёнка, наложенная на ограниченность возможностей применяющих антитрестовское законодательство людей, обуславливают его относительную неэффективность в ряде случаев, выправляемую выборочностью его применения65. Короче говоря, массового инструмента нормализации ситуации в экономике, кроме обсуждаемого в главе 5 механизма умеренной постоянной дефляции, предлагаемой не современной экономической наукой, а древнеарийской философией, как ни печально такое положение дел, не существует.

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн