Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

Впрочем, увеличение доходности операций может быть достигнуто за счёт «ценовой дискриминации», смысл которой заключается в поставках разным покупателям одной и той же продукции по отличающимся ценам. Предпосылкой такого подхода является принципиальная возможность, опираясь на их готовность по-разному платить, выделять покупателей в отдельные классы по самым разным критериям, причём без возможности им перепродавать товар тем покупателям, которые готовы платить больше, по крайней мере, без дальнейшей обработки продукции66.

Именно по такой причине существует разница в оплате телефонных разговоров в дневное и ночное время, а также в билетах в рабочие и выходные дни на некоторые виды транспорта, а также взимается различная оплата при путешествии в разных условиях комфорта, хотя и на одном транспортном средстве. Люди, которых интересует срочность и/или комфорт, или вынуждены вести переговоры только в дневное время с большой готовностью соглашаются с повышенными тарифами.

Они оставляют предложение товара по другим расценкам тем, кто не только не желает, но и даже не может платить больше. И качество нередко здесь не имеет никакого значения, как, например, в случае телефонных переговоров для студентов или населения, поскольку остаётся на том же уровне.

Разумеется, ценовая дискриминация, позволяя монополисту с меньшей заботой относиться к прежним ситуациям, характеризуемых большими ценами продаж, не только повышает прибыльность его операций. Она даёт монополисту возможность, если не использовать наиболее эффективную технологию из всех возможных, то дальше продвинуть к её применению, чем в том случае, когда поставки всем покупателям осуществляются по одной цене.

Возникновению монополии очень часто способствует «эффект масштаба», объясняемый большой величиной порога выхода на рынок и всеми иными неразрывно связанными с реализацией столь масштабных мероприятий нюансами. В подобной ситуации достигнуть оптимального размаха деятельности с низким уровнем издержек производства, чтобы можно было поставлять на рынок товар по приемлемой цене, могут лишь предприятия, контролирующие значительную долю рынка.

Дело в том, что зачастую только крупные, а когда и очень крупные производители могут себе позволить приобрести работающее с должной эффективностью оборудование, что является предпосылкой оптимального использования на всех участках управления и производства столь характерного для современного общества специализированного труда. Нередко лишь они оказываются в состоянии наладить переработку отходов основного производства, выручка от реализации продукции которого улучшает конкурентные позиции предприятия, а также иные подобные производства.

Иначе говоря, сами по себе «финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным»67. Нередко также монополия возникает и как следствие сосредоточения в руках одного собственника важнейших для производства товара видов сырья.

Возможно возникновение монополии и как результат действия патента, дающего исключительные права его обладателю на протяжении заранее определённого периода времени. Наглядным примером здесь является копировальные аппараты фирмы «Ксерокс», давшие название одноименному устройству и заложившие компанию с тем же названием.

Однако, даже при отсутствии объективно существующих барьеров монополисты нередко стремятся создать непреодолимые препятствия любой адекватной специфике ситуации природы для своих конкурентов, как реальных, так и потенциальных, с целью блокирования их попыток выйти на контролируемые ими рынки. Как следствие, «в этих условиях ослабевает конкуренция как фактор развития экономики и повышения эффективности производства»68, и нередко «возникает необходимость регулирующего воздействия со стороны государства по преодолению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и развитию конкурентной среды»69.

Нередко дополненное приёмами нечестной конкуренции данное обстоятельство способствует появлению монополии там, где на рынке спокойно могли бы уместить и несколько продавцов, пусть и достаточно крупных. Впрочем, в последнее время, вследствие контроля со стороны государства, пытающего пресекать методы нечестной конкуренции, и эффективности таких его действий подобные сценарии развития событий почти не наблюдаются70.

При «монопсонии» или монополии покупателя «монопсонист» получает дополнительную «монопсоническую прибыль» сверх нормы экономической прибыли рынка совершенной конкуренции путём занижения цены покупаемого им ресурса обычно вне зависимости от структуры рынка продавца. Подобные действия, конечно же, уменьшают объём рынка и препятствуют созданию условий его наиболее эффективной работы.

Вне всяких сомнений, здесь они искажают механизм экономики, причём почти всегда очень сильно. Исправление же ситуации путём применения, например, ценовой дискриминации зачастую из-за оказываемого негативного морального воздействия на поставщиков ресурсов, вынужденных соглашаться с разными ценами, зачастую принципиально невозможно.

В результате, монопсония, когда она сильно влияет на экономику, может контролироваться государством или обществом с целью ограничения её аппетитов. Как и в случае монополии, контролирующие органы, регламентируя цены закупки ресурсов и их объёмы, ставят перед собой цель достичь параметров работы рынка с совершенной конкуренцией.

Реализовать такую политику оказывается тем легче, что для покупателя, в отличие от продавца, объём контролируемого им рынка особого значения не имеет. Кстати говоря, именно по такой причине явного нарушения симметрии никогда не может быть естественного монопсониста.

Олигополия и олигопсония. Промежуточное положение между монополистической конкуренцией и монополией занимает «олигополия», которая характеризуется наличием на рынке небольшого количества продавцов, считающихся «олигополистами», продающих, как правило, дорогие товары. Как и монополия, является следствием эффекта масштаба, хотя, в отличие от монополий, на считаемых олигополиями рынках нередко могут предлагаться дифференцированные, причём зачастую весьма и весьма сильно, а не только однородные стандартизированные товары.

В принципе, никакой особой связи между производимыми олигополиями товарами не наблюдается. Возможность возникновения такой рыночной формы объясняется не особенностями товара и технологией его производства, а историей.

Впрочем, величина выхода на рынок в условиях олигополии, хотя и весьма существенная, но зачастую куда меньше, чем в случае монополии. Как следствие, контролируемая каждым участником олигополии доля рынка такова, что диктовать ему условия не может не только никакой другой продавец, но и все они вместе взятые.

Однако, в отличие от случая монополистической конкуренции, когда действиями одного из участников рынка остальные его агенты могут при желании пренебречь, при олигополии подобную линию поведения выдержать намного сложнее. С целью конструктивного реагирования на действия конкурентов участники олигополии и дифференцируют свои товары, используют неценовую конкуренцию, и одновременно внимательно следят друг за другом.

Боясь потерять свою долю рынка и стремясь захватить часть или весь рынок соседа, участник олигополии быстрее прореагирует на реализованный своим конкурентом факт снижения цен, чем на явление его роста. Нередко участники олигополии берут пример с признанного лидера рынка, помимо всего прочего, формирующего свою политику по принципу «издержки плюс приемлемый для него уровень прибыли».

Собственно говоря, хотя так случается обычно реже, инициативу изменения цен может осуществлять и не лидер. И здесь, как и в случае с законодателем мод, хотя его инициативу обычно игнорируют куда реже, в зависимости от специфики конкретной обстановки, прочие участники олигополии могут как блокирующими шаг конкурента действиями со своей стороны, так и не заметить его, что заставит возмутителя спокойствия для сохранения своей позиции отыграть назад.

Зеркально относительно инициативы понижения и повышения цен на используемые ими факторы производства ведут себя участники олигополии со стороны покупателей, называемой «олигопсонией». Операторы такого рынка или «олигопсонисты» в конкурентной борьбе за ресурсы желают не утерять своих поставщиков и приобрести лучшие по качеству факторы производства, по возможности, в большем количестве за счёт своего конкурента.

Олигополия всегда завышает цену, а олигопсония занижает её по сравнению с рынком совершенной конкуренции. Они сужают объём рынка и приводят к ухудшению условий функционирования экономики, хотя, в отличие от монополии и монопсонии, величина вносимых ими искажений имеет меньшие размеры.

Совокупность факторов реальной жизни всё же приводит к тому, что размер олигополий и олигопсоний, особенно, олигополий, обычно оказывается завышенным по сравнению с оптимальным размахом деятельности71. Опасность также проистекает и от стремления экономики к усилению связности, часто извращаемому при злом умысле.

Дело в том, что небольшое число участников олигополии и олигопсонии, в отличие от случая рынка монополистической конкуренции, и невозможность справится, по крайней мере, легально с одним из них даже путём объединения усилий всех остальных операторов данного рынка толкает их к заключению договоров между собой в рамках «картельного соглашения». Предназначение образованного ими «картеля» заключается в делении рынка на контролируемые на праве исключительности каждым членом картеля зоны, а также установлении у них единого взгляда на совместно проводимую каждым участником соглашения ценовую политику.

Иначе говоря, производители нередко превозносят конкуренцию лишь на словах, в основном теоретически, и почти всегда только до того момента, когда она не коснётся их своей негативной стороной безжалостной выбраковки даже в незначительной степени неадекватных складывающейся ситуации решений. Как следствие, при первом же удачном случае они никогда не прочь установить между собой сговор с целью поправить собственное положение за счёт потребителя.

Однако, какую бы прибыль не давал бы картель, принципиально соблюдение определяемых им правил постоянно невозможно осуществлять только за счёт действия одних лишь рыночных сил. Осуществляемая дискретно изменчивость окружающего мира приводит к тому, что вчера устраивающее всех соглашение, казавшееся незыблемым навечно, нередко спустя даже самое короткое время по самым различным причинам оказывается для всех также столь же и неприемлемым.

Характерным примером является судьба картеля ОПЕК (Организация стран экспортёров нефти – прим. автора), являющимся легальным картелем части нефтепроизводящих стран. Несмотря на ряд достижений, он так и не смог полностью реализовать всех стоящих перед ним целей, хотя, в отличие от многих картелей, и оказался долгожителем.

Разумеется, в каждом конкретном случае всё обуславливается спецификой складывающейся ситуации. И потому причиной развала картеля могут быть не только объективные факторы в виде разности издержек производства или оказывающего неравномерное влияние спада, заставляющие одних участников сговора требовать себе компенсации.

Ими нередко оказываются и осуществляемое под любыми благовидными предлогами самое банальное мошенничество отдельных договорившихся сторон. Да и отсуствие надёжных барьеров для ограничения вступления в отрасль, получающую повышенные прибыли за счёт покупателя, со стороны участников картеля также может его развалить.

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн