Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

В результате, в отличие от монополии государство реже регулирует олигополию и олигопсонию, в том числе и по причине некоторой сложности определения наличия подобных рыночных структур в ряде непростых ситуаций. Прямое вмешательство государства наблюдается обычно в случае обнаружения соглашений участников, когда появляются юридические предпосылки применения антитрестовского законодательства.

Впрочем, иногда и само государство для стабилизации ситуации способствует заключению картельных соглашений между участниками рынка. Особенно широко такая практика использовалась во время выхода из экономического кризиса 30-ых г.г XX–ого в., хотя и сейчас в условиях инфляционной экономики её часто применяют, например, в таких отраслях, как транспорт, энергоснабжение, водоснабжение, банковское дело и в сельском хозяйстве.

Естественная монополия. Среди всех видов монополии особое место занимает «естественная монополия». Её возникновение в специфических ситуациях неизбежно, ибо «естественная монополия, по определению, – это такая рыночная ситуация, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной-единственной фирмы, производящей данный продукт или услугу»72.

Иначе говоря, «естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм»73. Ведь «в нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднена или просто неприемлема»74.

Дело в том, что «там, где используется высокопрогрессивная технология, только крупные производители – крупные и в абсолютно выражении и относительно размеров рынка фирмы – могут добиться низких издержек на единицу продукции и поэтому продавать её потребителям по сравнительно низким ценам»75. И в таких случаях «традиционный аргумент против монополии, состоящий в том, что монополия означает меньший выпуск, более высокие цены и неэффективное распределение ресурсов, предполагает, что экономия на затратах была бы одинаково доступна для фирм и в высококонкурентной и в полностью монополизированной отрасли»76.

Однако, «в действительности часто дело обстоит не так; эффект масштаба может быть достижим, только если конкуренция – в смысле большого числа фирм – отсутствует»77. Конечно же, эффект усиливается, если монополия оказывается и монопсонией, пусть лишь и по части закупаемых ею ресурсов для производства.

Именно «такие отрасли называют естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования – электрические и газовые кампании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи – могут быть классифицированы таким образом»78. Как следствие, «этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии»79.

Собственно говоря, ничего удивительного тут нет, поскольку, исходя из своей природы, естественные монополии считают выгодным делом расширение производство, что при отсутствии регулирования и наличии на рынке нескольких его операторов приводит к вспышкам между ними ценовой конкуренции не на жизнь, а на смерть. Рано или поздно происходит банкротство более слабых соперников, которые поглощаются победителями.

А затем «развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги»80. Вот именно с целью предупреждения такого и иных неблагоприятных сценариев, исходя из здравого смысла, государство и регулирует естественные монополии.

Действительно, конкуренция является лишь инструментом поддержания производителей в тонусе и их ориентации к нуждам потребителя. И потому, молиться на неё постоянно не стоит, ибо, она, как таковая, если имеется более адекватный для данных условий инструмент настройки, не нужна, хотя в иных случаях без неё обойтись нельзя или нежелательно.

И потому, «если конкуренция неуместна, следует создавать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью»81. И потому, «в частности, регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, то есть от снижения издержек на единицу продукции (эта экономия достигается предприятиями общественного пользования благодаря их положению естественной монополии)»82.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что, исходя из здравого смысла, в определённых ситуациях государство ничего не имеет против установления монополии, даже под своей эгидой. Правда, «в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической территории правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий»83, поскоку его цель состоит в том, «чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило»84.

Чаще всего, точнее, почти всегда регулирование выражается в назначении органами власти доступных для всех или подавляющего числа потребителей цен, дающих монополисту приемлемую прибыль. Если себестоимость производства продукции монополиста оказывается слишком высокой, то цена на реализуемый им товар обычно назначается на приемлемом уровне ниже производимых при его создании затрат.

Дефицит средств, коль скоро здесь имеет место решение власти, компенсируется из государственного бюджета. Конечно же, дотация обычно исчисляется так, чтобы монополист мог получать и прибыль, которая считается справедливой.

Прообраз идеала. Из-за почти полного и устойчивого отсутствия экономической прибыли, а также действенной защиты изобретателя от посягательств на его права первопроходца, рынки с совершенной конкуренцией и монополистическая конкуренция не дают финансовых оснований для проведения могущейся закончится техническими новшествами научной работы в массовом порядке. И любая рыночная структура со стороны покупателя, поскольку она является потребителем, не стимулирует разработку прогрессивных технологий.

Ввиду своего доминирующего положения на рынке и монополия, даже располагая финансовыми ресурсами для проведения соответствующих работ, в условиях инфляционной экономики также особенно не заинтересована в чём-то новом. Действительно, зачем чего-то предпринимать, когда в условиях инфляции финансирование любых издержек, в том числе и по ошибочным решениям, можно переложить на потребителя.

И лишь олигополия в такой ситуации может представлять собой рыночную структуру, способную осознанно осуществлять научно-технический прогресс. По крайней мере, здесь сочетается устойчивое наличие экономической прибыли, дающей свободные средства, и конкурентов, которых иными способами обойти не представляет возможным.

Однако, не всё так просто, и на практике инертность зачастую берёт своё и тут85. Как показывает практика, подавляющее большинство важных научных открытий и изобретений, по крайней мере, в условиях инфляции, оказываются вовсе не связанными с олигополиями86.

Обычно они делаются энтузиастами, организующими затем небольшие фирмы, которые при удачном стечении обстоятельств со временем нередко вырастают флагманами большого бизнеса. Правда, иногда новаторы работают в олигополиях и там добиваются реализации своих идей, хотя данное обстоятельство принципиально ситуацию не меняет.

В результате, государство, отражая потребность общества в реализации научно-технического прогресса, вводит патентование изобретений, гарантирующая владельцу патента права монопольного использования результатов своего интеллектуального труда в течение длительного промежутка времени. Втайне оно надеется, что получаемые от монопольного использования патента прибыли вновь будут потрачены на создание новых нужных обществу изобретений.

Впрочем, государство так поступает всегда, даже понимая, что получаемые от предоставленной им власти средства будут тратиться не самым оптимальным с точки зрения общества способом, ибо иначе нет особого смысла заниматься научно-техническим прогрессом. Зачем тратить силы, если от внедрения разработок по причине заимствования их конкурентами нельзя будет, по крайней мере, в длительной перспективе получить норму прибыли выше экономической, которая получается к тому же во всех прочих сферах деятельности.

И потому агенты рынка обычно предпочитают не интенсивное, а экстенсивное развитие, реализуя не прогрессивный, а инерционный вариант конкуренции. Игнорируя меры по проявлению своей индивидуальности, они устремляться туда, где имеются более дешёвые факторы производства, а при их отсутствии экономят за счёт нарушения технологического процесса, не исключая и распыления основных фондов путём игнорирования шагов по аккумуляции средств на их восстановление.

В результате, ничто не может заставить их вкладываться в научные разработки, во всяком случае, в достаточном объёме. И, по мере усложнения творческой деятельности, подобная тенденция становится всё более заметной.

Иначе говоря, рыночная среда в принципе, предпочитая синицу в руках журавлю в небе, не особенно склонна к инновациям. Как следствие, за исключением уникальных ситуаций, за которыми почти всегда просматривается воля государства или иной стоящей над рынком силы, определяющей развитие общества, рыночной среде обычно присуща не технологическая новизна, а та или иная степень затхлости.

Иначе говоря, антиномичность мира приводит к тому, что трудно совместить часто противоречащие друг другу вещи и получить идеал. И всё же стремиться к тому надо, тем более, что и древнеарийская философия утверждает, что он существует и при должно упорстве может быть найден.

Достижению прогрессивного варианта конкуренции и поддержанию рынка в таком состоянии будет способствовать умеренная постоянная дефляция. Преимущественной структурой рынка в таких условиях станет монополия, приближающаяся к состоянию естественной монополии.

Умеренная постоянная дефляция будет заставлять настойчиво искать новое даже тех, кому в инфляционной экономике ничего уже не надо. Наличие у подобных структур типа монополии и олигополии экономической прибыли свидетельствует, что отход от рынка совершенной конкуренции, то есть, движение от инерционного варианта конкуренции к прогрессивному варианту конкуренции является платой за возможность реализации прогресса.

Что же касается недоиспользованных мощностей, достаточно обычных для всех форм рынков, отличных от рынка совершенной конкуренции, то в условиях умеренной постоянной дефляции при своём наличии они будут демпфером возможного снижения темпа падения уровня цен, не говоря уже о возможности возникновения инфляции. Ещё одним их предназначением станет основа для поиска своей ниши, которую всегда надо целенаправленно и устремлёно искать.

Зачастую она будет представлять собой тот рыночный сегмент, который по причине своей недостаточной ёмкости и/или неразработанности, в настоящий момент не представляет ни для кого практического интереса. Предпосылки для его практической разработки создаст увеличивающий ёмкость рынка всеобщий прогресс, а конкретную реализацию осуществит упорство агента экономики, а когда и представителя рабочей силы, увидевшего в том своё призвание и шанс реализации.

Стимулирование умеренной постоянной дефляцией стремление к проявлению индивидуальности и вытекающее из потребности устанавливать коммерческие контакты усиление связности приведёт к тому, что, как в национальной экономике, так и в международных отношениях все формы конкуренции

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн