Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

Ведь «распространение товаров индивидуального пользования требует наличия соответствующего объёма услуг общественного характера, которых обычно не хватает»100. И «нужно найти какой-то способ восстановления общественного баланса между товарами индивидуального потребления и общественными благами»101

К сказанному стоит добавить эрозию культуры, разрушающую основу существования общества в виде его высших интересов, и разрушение окружающей среды. Коль скоро в таких ситуациях рынку трудно, точнее, невозможно, задать адекватные денежные оценки многих подобных параметров, он вообще стремится использовать их как бесплатные ресурсы.

Близорукость рынка может ликвидировать лишь концептуальная власть, осуществляющая стратегический контроль развития общества. Конечно же, для общества лучше всего, чтобы данным вопросом занималось, опираясь на здравый смысл, подконтрольное ему государство, преследующее сбалансированное удовлетворение интересов всех слоёв общества.

Будучи единственной неподвижной точкой рыночного кругооборота, государство структурирует и направляет его на решения общих для общества задач. Нередко в ином случае, особенно в условиях кругооборота предпочтений, когда для каждого решения или мнения о нём, пусть и не всех, всегда находится лучший объект, например, у другой группы избирателей, согласовать позиции людей, тем более, если их много, посредством того же голосования невозможно.

Дело в том, что проявляемый в любой ситуации закон синархии требует наличие руководителя, по крайней мере, для координации усилий в рамках осуществления достаточно сложной деятельности, к которой, вне всяких сомнений, относится и реализующая развитие общества экономика. И здесь такую роль выполняет равноудалённое от всех государство, обеспечивавшее равные возможности для каждого и защищающее и улучшающее условия жизни всех реальных участников общественного договора, в чём заинтересованы все, кто хочет нормально и полноценно жить, выполняя свой долг.

Разумеется, если роль концептуальной власти не выполняет государство, то за её реализацию берутся иные силы, в том числе и самому обществу враждебные и желающие решить не стоящие перед ним проблемы, а использовать его потенциал для достижения своих целей. К сожалению, подобных примеров не так уж и мало.

Кстати говоря, именно они так любят теорию ночного сторожа, в которой государству предусматривается роль охранника сложившегося положения дел, а не активного участника процесса развития общества. Стоит ли удивляться ситуации, когда общественное развитие направляется на достижение целей, зачастую ему принципиально чуждых, и в современном обществе создаётся такая атмосфера, когда честно разбогатеть оказывается очень трудно.

Вне всяких сомнений, не является панацеей от таких бед всемерная регламентация каждой стороны жизни. Следует отказываться от таких однобоких взглядов на многогранную объективную действительность, тем более, что примеров экономического чуда, являющихся следствием адекватного управления развитием, более чем достаточно.

Собственно говоря, предлагаемая в качестве альтернативы явному бессилию современной экономической науки в данном вопросе позиция древнеарийской философии предусматривает управление экономикой со стороны государства, исправляющей присущую рынку близорукость, совмещая к общей выгоде максимальную прибыль каждого с наибольшей выгодой всех. Ориентируясь на поставленные и озвученные цели, каждый агент рынка и представители рабочей силы смогут формировать у себя наилучшим образом приспособленную к востребованной объективной реальности систему рациональных ожиданий, руководствуясь которой они наилучшим образом будут совмещать свои интересы с общим благом.

Что же касается тех сфер, которые обязаны, например, как охрана порядка, защита границ и эмиссия денег, находится в монополии государства, то оно обязано поставлять их обществу в целом и каждому его члену, когда требуется, на должном уровне качества. Оно также должно обеспечить безопасность пользования данными услугами на всех стадиях их производства и потребления, эффективно отсекая, когда нужно, всех, кто на каждой стадии процесса не должен его касаться.

Безусловно, одной из самых важных задач государства является, особенно в тяжёлые времена, поддержание тонкой грани баланса между вытекающим из эквивалентного обмена равенством и воздающей за усилия по реализации прогресса справедливостью. Следует блокировать сильные нарушения такого равновесия, ибо без его соблюдения не только ничего иное достигнуто быть не может, но и создадутся предпосылки для развёртывания разного рода негативных процессов.

Выгоды плана. Прежде всего, наличие плана позволяет наиболее оптимальным образом использовать ограниченные ресурсы. Представление цели, пусть даже в общих чертах, когда обстоятельства не позволяют произвести её детальную конкретизацию, позволяет последовательно, адекватно используя предоставляющиеся возможности или нейтрализуя появляющиеся угрозы, стремится к её достижению в ситуации, когда каждый за каждого.

Ценность такой системы управления особенно возрастает в условиях вероятностного характера Мироздания. План расставляет всех по местам, обеспечивает каждого делами, а они из-за ограниченности возможностей будут иметься всегда.

Он также способствует выполнению задачи, организации заработков на такой основе и признанию общества. Реализуя эффективное взаимодействие государства и общества, план позволяет каждому заинтересованному участнику рынка ясно понять и быстро найти своё место в имеющихся и создаваемых условиях работы, реализует предпосылки наиболее адекватного использования используемых ресурсов не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.

Разумный единый план является единственной неподвижной точкой развития экономики. Препятствуя образованию хаоса, он минимизирует издержки общества, высвобождает ресурсы для действительно востребованного использования из таких явно гипертрофированных отраслей как реклама, а также за счёт уменьшения запасов, которые в условиях экономики приходится держать для парирования всяких непредвиденных случайностей.

А иначе, как показывает печальный опыт человечества, не подверженное единому плану развитие приведёт только к появлению и дальнейшему усилению диспропорций в экономике. Рано или поздно возникает кризис перепроизводства со всеми вытекающими отсюда последствиями, тогда как разумное планирование позволяет, пусть и не ликвидировать полностью, но минимизировать неприятности и подготовить благоприятные перспективы, а не ждать их, как у моря погоды.

Вдобавок, что, разумеется, весьма немаловажно, планирование позволяет мыслить перспективно, чётче координировать предпринимаемые усилия и определять стоящие задачи, устанавливать показатели деятельности для последующего контроля, демонстрирует взаимосвязь всего, что имеет отношение к делу. Наглядно вырисовывая перспективы и способы их достижения, планирование позволяет резко уменьшить численность, как в абсолютных показателях, так и относительно тех, кто реально занят производством, обслуживающего персонала.

Необходимо отметить, что данная проблема не является исключительно родимым пятном социализма в его советском варианте реализации. В действительности численность клерков в СССР была намного меньше того уровня, который сейчас существует на Западе, хотя их работа заключается вовсе не в том, что следить за выполнением установленного на самом верху чрезмерно детализированного плана, а блокировать вытекающие из-за отсутствия на уровне государства хоть какой-то системы планирования.

А ведь планирование основано на предвидении и потому просто физически необходимо. По крайней мере, в наш век стремительно усложняющихся технологий, когда любая частная деятельность имеет шанс на успех лишь при адекватном внешнем оформлении, которое является частью приемлемого для всех замысла и представляет собой инструмент бесструктурного управления, воздействующий на ситуацию не прямыми директивами, а косвенно.

И, если раньше, когда общество было менее развито, и потому стратегия его эволюции могла и не оглашаться с целью детализации реально требуемых для понимания всеми её частей, то сейчас, когда знания в течение жизни устаревают и заменяются новыми по несколько раз, совсем другое дело. Как следствие, «интерес к отчётливо сформулированной стратегии появился в фирмах совсем недавно»102, хотя, «тем не менее, история предпринимательства имеет яркие примеры специальной подготовки стратегий и удачного их применения»103.

В результате, в деловой сфере получает всё большее распространение «предпринимательский тип поведения», который «влечёт за собой совершенно другое отношение к изменениям»104. И, «вместо того, чтобы подавлять и минимизировать изменения, предпринимательская организация стремится к ним»105.

Иначе говоря, «вместо того, чтобы стремится к сохранению прошлого, предпринимательская организация выступает за непрерывное изменение достигнутого состояния»106. И потому «вместо реакции на возникшую проблему предвосхищаются будущие возможности»107.

С чисто технической точки зрения «вместо одной генерируются многочисленные альтернативы»108. И, после того, как они были найдены, начинается новый этап работы.

Его отличительной чертой является то обстоятельство, что «процесс принятия решений направлен на выбор лучшей из имеющихся альтернатив»109. После совершения окончательного выбора, пусть даже только и с точки зрения текущего положения дел, начинается работа с найденной стратегией в рамках «стратегического управления».

Совмещаются ли план и свобода? Печальный опыт любой достаточно крупной бюрократической системы даёт все основания ставить вопрос о том, не подавит ли наличие плана здоровую свободу, прежде всего, свободу самовыражения. Оказывается, если применять ориентированную на достижение конечного результата систему управления, которая подробно будет обсуждаться в главе 10, план не только не подавляет свободу, а является необходимой предпосылкой её реализации.

Дело в том, что, когда всё идёт в гору, ошибки ликвидируются, причём нередко сами собой. А вот, когда всё валится, то отрицательный результат может дать даже элементарный пустяк, который по принципу домино, бумерангом возврата усиливая данный эффект, затянет в пучину кризиса не только того, кто допустил ошибку, но и его значительное окружение.

Именно из такой особенности окружающего мира и нужен план. В случае развития страны он позволит снять с агентов рынка, а также с имеющей отношение к делу части рабочей силы, связанную с неопределённостью рынка нагрузку, позволяя им сосредоточиться на детальной доработке выставленных государством целей, решающих проблемы общества.

Собственно говоря, данное утверждение, создающее основу для разрешения столкновений любых интересов, верно всегда. И даже в условиях жёсткого социального регулирования для агентов рынка имеются многочисленные сферы приложения усилий, например, переобучения рабочей силы.

Сейчас же значительная нагрузка, которую куда эффективнее может выполнить именно государство, и только оно, ложиться на отдельные предприятия, перегружая их несвойственной работой. И, стоит ли тому удивляться, что такой дисбаланс приводит к ухудшению качества их работы и её конечного результата.

Ситуация усложняется и тем, что текущая деятельность, особенно, когда находишься в её гуще, проявляя свойство инерции окружающего мира, затягивает. Как следствие, стратегическая деятельность по развитию, если не уделять ей должного внимания, постоянно оттесняется на второй план текущими проблемами110.

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн