Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

так контролирующие немалую его долю.

Кроме описанного «открытого тендера», доступного для всех желающих с точки зрения участия в нём, могут производиться по тем же схемам, кроме обеспечения режима секретности, и «закрытые тендера», когда их использование востребовано по реальным объективным причинам. Правда, к такому инструменту, учитывая присущую ему потенциальную возможность коррупции, нужно прибегать как можно реже.

Если так требуется, то предпочтение на закрытых тендерах следует отдавать отечественным производителям, включая самых важных партнёров по поставкам, непосредственно в тендере неучаствующих. При их недостатке к проведению тендора могут быть допущены иностранцы, прошедшие проверку со стороны компетентных органов.

Когда же его использование неизбежно, то и здесь следует предусмотреть меры контроля. Пусть они не будут доступны всему обществу, но они обязаны быть достаточно эффективны для пресечения возможных негативных явлений.

Необходимо отметить, что предложенные меры не являются каким-либо исключением из правил. Собственно говоря, они широко применяются всюду, в том числе и в деловом мире, при выборе поставщиков ресурсов, когда он есть.

Производственный государственный сектор. За развитие экономики в государственном аппарате разумно сделать специально ориентированное на такую цель Министерство экономического развития или, когда в том нет особой необходимости, соответствующее подразделение Министерства финансов. Что же касается специализированных отраслевых Министерств, то их имеет смысл создавать, подчиняя главе правительства, лишь тогда, когда государство намерено осуществлять долговременную программу развития какой-то отрасли с целью оперативного управления данным процессом.

Впрочем, коль скоро перед государством стоит задача решения проблем общества, а вовсе не создания государственного сектора в производственной области, то к созданию чисто государственных предприятий следует подходить взвешенно. Критерием выбора окончательного решения должен быть анализ обстановки и здравый смысл.

Например, если выгоды перелива таковы, что их единоличное использование грозит, если не нарушением порядка в обществе, то его невиданным расслоением, то имеет смысл учредить государственную монополию. Аналогичным образом органам власти следует поступать с целью справедливого распределения в обществе издержек перелива, и в ряде отраслей производства товаров деградационно паразитарного спектра, хотя не запрещённых, но опасных, для производства такой продукции по возможно высоким стандартам безопасности и ограничении спроса на неё высокими ценами.

Разумеется, вовсе необязательно учреждать государственное предприятие на ровном месте, а вполне достаточно «национализировать», например, выкупить сообразно сложившейся обстановке и возможностям общества, ранее частное предприятие, производящее тот или иной товар, в собственность государства или приобрести его каким-то иным способом, лучше всего, не противоречащим закону и морали. И только если ситуация не столь опасна, монополия может быть передана с присвоением исключительных прав в относящейся к делу области агенту рынка, выигравшему соответствующий тендер.

Государственную монополию, кроме описанных выше примеров традиционных сфер её применения следует вводить и в таких случаях, в принципе, также являющихся классическими, как финансирование инфраструктуры существования, пользование которой на основе принципа самофинансирования для значительной части населения является нереальным. Сюда же можно отнести и проверку выполнимости разного рода труднопроверяемых условий, чьё буквальное соблюдение крайне важно для нормальной работы рынка, какими являются, например, тиражи газет в области рекламы.

Возможен также вариант общенародной собственности, в которую разумно передать те же естественные монополии. Их собственниками могут быть все потребители их услуг, а в случае многоуровневой системы у естественной монополии право владения каждым их уровнем в рамках определённого ранее распределения общего капитала должно принадлежать всем жителям обслуживающей территории, которые имеют такое право, если исходить из действующих законов.

Задача любого общенародного предприятия, а в случае многоуровневой формы его организации, то непосредственно обслуживающих потребителей его низовых ячеек состоит в удовлетворении демографически обусловленных потребностей населения закреплённых за ними территорий в разумных пределах. Под такой уровень потребления обязаны проектироваться мощности, возможно с перераспределением выпуска между различными центрами производства, если их имеется несколько.

Реализация выпуска в рамках данной схемы лучше всего проводить в рамках единой ценовой политики, возможно, дифференцированной между регионами с явно различающимися условиями, когда учёт подобной специфики насущно необходим. Реализация же излишков и закупка с целью покрытия дефицита сверх данного гарантирующего государством обеспечения уровня потребления имеет смысл производить, когда имеется несколько центров производства на специализированных рынках без вмешательства государства в развёртывающиеся на них процессы ценообразования.

Необходимо отметить, что подобная ограничивающая чрезмерную конкуренцию в её инерционном варианте политика не является чем-то из ряда вон выходящим. К ней часто прибегают производители товара, выдающие реализующим их продукцию продавцам привилегии в виде их исключительного права на торговлю в пределах определённой территории.

И такой пример, хотя и является наиболее распространённым, вовсе далеко неединственный. Весьма часто, «когда фирма не в состоянии полностью удовлетворить нужды своих заказчиков, она может поднять цены, ввести нормированное распределение товара или прибегнуть к тому и другому одновременно»147.

В обсуждаемом случае при реализации предлагаемого подхода возникнет потребительское общество, в зависимости от ситуации, федерального или регионального масштаба, которое больше заинтересовано не в получении прибыли, а в соблюдении достаточных стандартов качества производимого им товара и его поставке своим потребителям по приемлемым ценам. Часть получаемой такими потребительскими обществами прибыли, не ниже определённого процента, следует распределять между его пайщиками, лучше всего, что справедливо, пропорционально объёму их потребления продукции общества за прошедший период времени, в течение которого и была получена данная прибыль.

Акции таких потребительских обществ разумно законодательно запретить продавать, но имеет смысл разрешить передавать и получать их по наследству. Совокупность подобных мер позволит создать тип собственности, который следует рассматривать как «общенародную собственность».

В рамках общенародной собственности на реальных рынках монополий собственник, в отличие от всегда теоретически правого покупателя, ибо суверенитет потребителя в таких условиях на практике ограничивается инерционным характером окружающего мира и по такой причине легко нарушается, окажется в состоянии повлиять на ситуацию в нужном для него русле. Прежде всего, в ценовой политике и установлении стандартов качества.

Собственно говоря, общенародную собственность нет смысла ограничивать только естественными монополиями. На аналогичных началах имеет смысл организовать и собственность на почти любой тип невозобновляемого сырья.

Разумеется, нужно постоянно помнить о том, что научно-технический прогресс, как такое случилось, например, в отрасли связи, когда появившаяся мобильная или сотовая связь составила серьёзную конкуренцию прежним каналам коммутации, может создать предпосылки ликвидации естественной монополии. При подобном стечении обстоятельств имеет смысл взять курс на формирование качественной конкурентной рыночной среды, придав со временем, если возникнет такая потребность, соответствующему общенародному предприятию адекватную изменившейся ситуации юридическую форму, например, преобразовав его в акционерное общество открытого типа, конечно же, с правом свободной продажи акций.

Вне всяких сомнений, когда так заставляет поступать обстановка, описанные меры, если они адекватны требованиям момента, могут быть применены и к любому государственному предприятию. Конкретный же выбор формы передачи государственного предприятия в частные руки или «приватизация», например, продажа его акций членам трудового коллектива, должен определяться, исходя из анализа ситуации или здравого смысла.

Важно лишь, чтобы оно было передано в руки нормальным собственникам и экономика стало после такого шага работать эффективнее. Ведь, собственно говоря, ради того любое действие в экономике и затевается.

Необходимо отметить, что под термином «приватизация» в современной практике также нередко понимается процесс преобразования акционерного общества открытого типа в предприятие, чьи акции или эквивалентные им любые права собственности не обращаются на свободном рынке. Она проводится путём скупки акций своими инициаторами.

Исходя из своей стратегической роли, лучше всего, оставаясь в рамках правого поля, государство может адекватным текущему моменту способом трансформировать и слишком крупные предприятия, возможно, путём их расчленения, когда такая мера также может улучшить работу рынка. Постоянное стремление к проявлению индивидуальности, проявляющееся к появлению в современной экономике всё большего числа предприятий постоянно уменьшающегося размера, станет способствовать безболезненной реализации таких намерений.

С целью получения большего эффекта от приватизации принадлежащих ему предприятий государству имеет смысл перед их продажей провести их предпродажную подготовку, например, адекватную реалиям и требованиям рынка конверсию производства. Если же понятно, что рынку то или иное государственное предприятие по самым разным причинам неинтересно, то его следует ликвидировать, возможно, прибегая к тем же востребованным ситуацией конкретным мерам, что ранее предлагалось осуществлять в случае банкротства частных агентов рынка.

Однако, в иных случаях государство не имеет право уходить с рынка, и должно разумно и эффективно контролировать не только монополии, как естественные, так и нет, но и монопсонистов, олигополий и олигопсонистов. В случае же некоторых деградационно паразитических товаров, оно может всё время оставаться на рынке как монополист.

Безусловно, важнейшим элементом контроля над действиями монополии должна стать ценовая политика, осуществляемая в условиях умеренной постоянной дефляции. В её рамках цены следует определять по принципу экономические оправданные издержки плюс справедливая или нормальная прибыль.

В принципе, если условия рынка позволяют, то курс на формирование рыночной среды, возможно, что и с особым принципом налогообложения, может быть взят сразу же. Кстати говоря, из-за разных эффектов масштаба такая ситуация имеет место быть в нефтяной отрасли, хотя в родственной ей газовой отрасли отмеченный подход является неправильным.

Здесь всегда следует помнить о том, что стремление монополий к укреплению, если только они не являются естественными монополиями, зачастую свидетельствует о нездоровье экономики. Ведь только при реализации негативных вариантов развития, пресекающих прогрессивный вариант конкуренции и стимулирующих её инерционную модификацию, начинает превалировать чрезмерное стремление к укреплению, повышающее конкурентоспособность в таких условиях.

Что же касается естественных монополий, тот тут нет смысла пытаться воевать против естественного хода событий. Коль скоро общество заинтересовано в как можно более низких ценах, то течение данного процесса надо эффективно контролировать в пользу потребителей, используя адекватные ситуации методы.

Одним из таких инструментов должно стать применение метода внутреннего хозрасчёта как

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн