Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

природного газа и телевизионное вещание»106. И сейчас совершенно «ясно, что дерегулирование способствовало существенному снижению платы за перевозки»107.

Разумеется, осуществляя экпансию рынка, государство на Западе сейчас тщательно следит за тем, что издержки общества от неминуемо сопровождающих предпринимательскую деятельность банкротств были минимальны108. Оно пытается не только по возможности адекватно исправить ситуацию, но и, когда такое возможно, найти новые применения высвобождающимся мощностям и не допустить массовой безработицы.

Весьма широко на том же Западе бороться за здоровье общества вообще и за его здоровый образ жизни в частности. Оказание многих услуг и продажа товаров деградационно паразитарного спектра, как те же наркотики, свободно продававшиеся в XIX–ом в., отныне почти везде запрещена, за исключением Голландии, где можно курить лишь марихуану.

В последние годы XX–ого в. в США, был принять закон, не только запрещающий рекламу табачных изделий, но и курение было разрешено только в помещениях, да и то лишь в строго определённых для него местах. И уже давно, «например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины»109, а «многие штаты фактически «выдали» себе лицензию на проведение лотерей»110.

Однако, наиболее распространённым методом вмешательства государства в экономику является регулирование цен, когда «фирмы имеют право повышать цены до любого уровня, за исключением периодов действия государственного контроля над уровнем цен»111. Например, «в Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо «ножницы» цен»112.

А «во Франции широко применяются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен на некоторые товары, улучшение качества как условие роста цен на новую продукцию и так далее»113. Здесь государство стремится не только остановить повышение цен, особенно мошенническое, но обеспечить реально равные условия для любых покупателей в рамках их определённых категорий, определяемых их по объёмам закупки, а также и препятствовать ценовым войнам и практике разорения конкурентов путём занижения цен ниже их себестоимости114.

Разумеется, особенно характерен такой подход для чрезвычайных ситуаций. Например, в своё время существовал «контроль над зарплатой и ценами, введённый администрацией Никсона в 1971-1974 г.г.»115, когда «президент Никсон заморозил цены, заработную плату и рентные доходы»116.

Разумеется, обычно более широко практикуются и меры помягче. Примером одной из них является «выборочный контроль во время корейской войны в начале 50-ых г.г.»117, а также методы, опиравшиеся на «ориентиры, вводившиеся в начале 60-ых г.г администрациями Кеннеди и Джонсона»118.

Для аналогичных целей использовались и «ориентиры 1978 г., введённые администрацией Картера»119. Подобные формы контроля характеризировала жёсткая фиксация определённых ключевых параметров, а выставленные и общеизвестные ориентиры просто задавали алгоритм расчёта важнейших базовых соотношений.

Однако, и в благополучные времена в западном мире обычна «ситуация, когда соглашения о ценах осуществляются под наблюдением того или иного государственного органа, как это имеет место в деятельности множества производителей молочных продуктов на местном уровне, регулируемых транспортных компаний и кооперативов по выращиванию овощей и фруктов»120. Не обходится здесь и без централизации, и, например, «в странах ЕС закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются отнюдь не только рыночными методами, а зачастую директивно руководящими органами ЕС, расположенными в Брюсселе»121.

Собственно говоря, в данном случае речь идёт даже не о регулировании цен, а уже об ограничении конкуренции, в чей комплекс мероприятий составной частью входит политика государственного ценового контроля. Имеются и иные меры воздействия, и в тех же США существует немало «предписаний местных органов о зонировании сфер деятельности»122.

Ведь конкуренция, если она не смогла указать производителю на его индивидуальную нишу на рынке, становится вредной. Как уже отмечалось в главе 4, зажатый ею в свои тиски инерционного варианта участник экономического обмена начинает думать не о деле, где бы он мог проявить себя, а лишь о выживании, жертвуя, в том числе, и интересами дела.

В результате, в том же западном мире конкуренция поощряется весьма избирательно. И обычно «законы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли: на транспорт, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой и энергией)»123, и «зачастую они не затрагивают и добывающую промышленность, в определённой мере сельское хозяйство (Германия)»124.

Обычно «в этих отраслях государство регулирует объёмы, цены, доступ на рынок»125, ибо «считается, что здесь конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возложенных на данные отрасли функций»126. И вовсе неудивительно, что «в этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение потребностей общества»127.

Иначе говоря,«необходимость регулирования цен даже при свободе рынка обуславливается потребностями общественного производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам»128. И на Западе «транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию»129, а «на уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения»130.

Дело в том, что «в таких условиях развития некоторых отраслей, когда рыночные силы больше не обеспечивали контроль, достаточный для поддержания общественно терпимого порядка, были приняты два способа контроля, заменяющие рынок или дополняющие его»131. В дополнение к рынку, «там, где имеется тенденция к «естественным» монополиям»132 были созданы «общественные регулирующие органы для контроля за экономическим поведением»133.

А «на большинстве других рынков, где благодаря экономическим и техническим условиям монополия не стала неотъемлемым элементом, общественный контроль принял форму антимонопольного, или антитрестовского законодательства, предназначенного для сдерживания или предотвращения развития монополии»134. Когда нужно, то жёстко регулируются в любом из отмеченных вариантов цены, так как, «если же на товарном рынке функционируют монополисты-производители каких-либо изделий, то добавочная прибыль последних трансформируется в монопольную сверхприбыль (посредством монопольной цены)»135.

Инструмент борьбы с инфляцией. Впрочем, и без вмешательства государства операторы рынка на Западе, исходя из здравого смысла, пусть и спонтанно, пошли по пути, рекомендуемому древнеарийской философии. Речь идёт о такой её помогающей эффективно контролировать инфляцию рекомендации как использование государственного товара.

С чисто технической точки зрения предпосылкой совершения ими такого шага был отмеченный в главе 6 факт завышенных цен на многие товары на Западе. Свидетельствуя о наступлении трудных времён грядущего тяжёлого экономического кризиса, в последнее время они становятся недоступными всё большему и большему числу покупателей.

И потому, «в конце 1978 г. фирма «Доминикс файнер фудз»… предложила покупателям 40 товаров под их родовыми названиями»136. Фокус заключался в том, что «это были более дешёвые варианты самых обычных товаров из номенклатуры универсамов, но без всяких марочных обозначений и в бесхитростной одноцветной упаковке»137.

Иначе говоря, «фирма предложила товары стандартного или чуть ниже стандартного качества по ценам до 30% ниже марок, рекламируемых в общенациональном масштабе, и до 15% ниже изделий, продаваемых под частными марками»138. Подобное «снижение цен стало возможным за счёт использования компонентов более низкого качества, более дешёвой маркировки и упаковки, а также сведения к минимуму расходов на рекламу»139.

Востребованная необходимость. И всё же, несмотря на локальные успехи далёкий от системности эмпирический подход не смог исправить некоторых прямо бросающихся в глаза некоторых важнейших недостатков, присущих современной экономике. Жизнь же всё более настоятельно требует от поиска решений методом на ощупь переходить к планомерным преобразованиям механизма функционирования рыночной системы на научной основе.

Преобразование в бухгалтерском учёте. Важную проблему представляет собой недостоверность бухгалтерской отчётности. И действительно, вряд ли может быть признана нормальной «ситуация, когда многие виды операций могли быть отражены в учёте несколькими методами»140, и, «в частности, чистая прибыль компании могла быть рассчитана различными путями, каждый из которых считался общепринятым»141.

Дело в том, что «прибыль или убыток может возникнуть под воздействием сугубо внутрифирменных причин, таких, как изменение принципа учёта»142. Да и при расчёте себестоимости произведённой продукции «не существует способа, который бы брался за основу и принимался всеми фирмами»143.

В самом деле, о какой сопоставимости методов может идти речь, например, при отмеченном выше разнобое в случае НДС. Одни списывают его суммы с закупленных основных средств на расчёты с бюджетом, тогда как другие относят их на стоимость приобретённых средств производства, как можно сравнивать такие финансовые показатели?

С точки зрения древнеарийской философии решение проблемы видится в применении метода внутреннего хозрасчёта144, что в наш век поголовной компьютеризации не представляется сложным делом. Соотнося явно доходы с расходами, индивидуализируя их в почти полном объёме, метод внутреннего хозрасчёта позволяет однозначно идентифицировать все хозяйственные операции с адекватными бухгалтерскими проводками.

Видимо, самое важное заключается в том, что метод внутреннего хозрасчёта позволяет точно определить себестоимость производимой продукции, что сразу же наводит порядок в финансовой отчётности. Обладая встроенным инструментом контроля, он резко снижает потребность в услугах аудиторов, одновременно повышая адекватность их отчётов, опускает до приемлемого уровня чрезмерно раздутый престиж профессии бухгалтера и нормализует спрос на информационные технологии, широко применяемые сейчас с целью контроля над использованием рабочего времени.

Вместе с определением себестоимости продукции, метод внутреннего хозрасчёта позволяет учесть однозначно с приемлемой для практических приложений точностью и влияние изменения цен на финансовую отчётность. Сбор данного показателя по всей национальной экономике позволяет оценить её теоретическую мажоранту в условиях сильной инфляции.

Дело в том, что, следуя технологии её определения145, в подобной ситуации можно определить лишь рабочую мажоранту рассматриваемой экономической системы, характеризуемую реально осуществлённую схему производства. В отличие от неё теоретическую мажоранту рыночной системы, рассчитываемую на базе формата предполагаемого использования технологий, вычислить точно удаётся не всегда из-за трудностей сбора нужной информации.

Разумеется, иногда теоретическая мажоранта экономической системы может отличаться от её рабочей мажоранты. Именно так происходит в случае нарушения механизма работы экономики, приводящего к возникновению сильной инфляции, поддерживаемой самогенерацией через механизм формирования издержек.

Из-за потребности соблюдения

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн