Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

общенациональное движение обновления и преобразования по той причине, что видят в таких устремлениях выгоду лично для себя. Конечно же, факт преследования ими под любой маской исключительно собственных корыстных целей позволяет субпассионариев рассматривать как проявление косности.

Остальные части этноса, чьи представители обладают импульсами пассионарности на уровне инстинкта самосохранения, Лев Николаевич Гумилёвым рассматриваются как «гармонические личности» или «обыватели». Сопоставляемая демиургу, данная часть этноса наиболее многочисленна и инертна, и только после её достаточной «раскачки» и происходят перемены, видимые не только членам самого этноса, но и их соседям.

Однако, несмотря на провозглашаемые высокие цели, как гармоничники, так и субпассионарии стараются, прежде всего, добиваться реализации собственных узкоэгоистических целей. Но, поскольку для их достижения нужны соответствующие ресурсы, то они, захватываемые, в том числе, осуществляемым посредством механизмов массового сознания, общим порывом, пока не предоставляется иные возможности, стараются эксплуатировать общую жажду деятельности преимущественно для удовлетворения своего близорукого сладострастия.

В результате, добровольно или же нет, зачастую даже не прежний народ, а просто народонаселение принимает новый стереотип поведения. Все те, кого такое положение дел не устраивает, выпадают из начавшегося процесса этногенеза.

Впрочем, из-за неоднородности этноса по отношению к собственному этногенезу, пассионарии не всегда действуют только методами убеждения, а прибегают и к иным методам, зачастую весьма жёстким. Например, многие слышали о призыве Козьмы Минина заложить жён и детей, но Отечество спасти, но мало кто знает, почему он был брошен88.

А дело было так. Хотя Козьме Минину удалось убедить купечество Нижнего Новгорода профинансировать кампанию по освобождению Москвы, при сборе взносов возникли существенные трудности, ибо их мало кто хотел давать.

Одни купцы отговаривались тем, что дела идут плохо, а другие заявляли, будто их касса находится далеко, например, в Астрахани, третьи ссылались на приказчиков, ком находятся в отъезде, а без них, как без рук, да и деньги с товарами также у них. И вот тогда, Козьма Минин и бросил свой знаменитый клич о жёнах и детях, предложив отдать их в заложники, но деньги на армию освобождения столицы непременно найти.

С учётом моральной обстановки против такой постановки вопроса противники также не сыскались. И Козьма Минин с помощниками, пройдясь по домам, набрали заложников.

Вот тогда их родственники и были вынуждены доставать кубышки и выкупать своих родных. Кому-то такой шаг Козьмы Минина может показаться неприличным, но, если положить руку на сердце, был у него другой выход?

Рождение новых реалий. Стремление создать нормальные условия жизни для народа, составной своей частью имеет желание передать все полезные полученные для такого дела навыки по наследству. Иначе говоря, пассионарность, как и привычка быть субпассионарием или гармоничником, даже с учётом в немалой степени вероятностного характера такого процесса, передаётся по наследству.

Определённую роль в передаче пассионарности в череде поколений играют кристаллизуемые на генетическом уровне процессы, лежащие в основе массового сознания. В своей совокупности описанные механизмы создают порядок, сменяющий прежний стиль поведения, нередко носящий столь присущие деморализованным личностям элементы произвола.

Обычно новый этнос лишь отдалённо напоминает всех своих прародителей, имея совершенно новый стереотип своего поведения. Но, практически всегда новый этнос хранит связь времён со своим прошлым, откуда и пришли проблемы, сделавшие его существование возможным, и которые ему надо решить во чтобы то ни стало.

Иначе говоря, этносы возникают дискретным или квантовым образом. Но, отражающая связность Мироздания их культура, отражая изменяющуюся, но единую культурную традицию, выглядит непрерывной.

В случае успеха в тиражировании дурной бесконечности, стереотип поведения полностью или частично могут перенять и другие этносы, обычно в чём-то ему родственные, но всегда имеющие чёткие отличия своего поведения в определённых нюансах. При подобном стечении обстоятельств возникает, иногда путём подчинения, надэтническая структура, определяемая Львом Николаевичем Гумилёв как «суперэтнос».

Суперэтносы нередко становятся основой империй, в процессе своей экспансии присоединяющих народы, выделяющиеся своим поведением на общем фоне. Но, вынужденный поддерживать межнациональное согласие даже среди родственных этносов, породивший суперэтнос народ неизбежно становится жертвой своих прежних устремлений.

В отличие от этноса, суперэтнос является исключительно объединяющей структурой даже враждебных друг другу этносов. Он не может подвергаться дроблению, хотя составляющая суперэтнос мозаика этносов усложняться может.

Однако, невзирая на различные перипетии такого процесса, в рамках суперэтноса, представители всех входящих в него этносов при любых разъединяющих их мотивах будут ощущать некоторую степень связи между собой. При любом стечении обстоятельств между ними будет иметься определённое родство и единство их общей исторической судьбы.

Впрочем, и первоначально единый национальный организм может разделиться под влиянием обстоятельств на части, дающие начало новым народам, нередко, враждебным друг другу. Могущее также породить суперэтнос, такое явление Лев Николаевич Гумилёв считает «этнической дивергенцией», возникшей при расколе этноса или «этнического поля».

Однако, зачастую, какова бы не была историческая судьба так возникших народов, куда бы она их не забрасывала, у них было нечто общее. И в течение всей их активной, нередко тысячелетней истории взлёты и падения величия таких народов происходили с большой степенью синхронности, с разбросом максимум в 10 (десять) или 15 (пятнадцать) лет.

Подобное, безусловно, не могло быть случайностью. Оно имело под собой некоторое информационное обоснование, коль скоро многие исторические процессы были разделены огромными расстояниями, но только теория пассионарности позволяет объяснить такое явление чётко и недвусмысленно.

Общие формы протекания этногенеза. С точки зрения своего развития, любые этносы запрограммированы одинаково. Они обязаны последовательно пройти все «фазы этногенеза», перечисляемые и подробно описываемые ниже.

Согласно Льву Николаевичу Гумилёву явно видимая часть фазы подъёма, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, начало фазы обскурации, если этногенез насильственно не был прерван, например, в фазу надлома, являются «основными фазами этногенеза». По его подсчётам, каждая из таких фаз длится в среднем по 300 (триста) лет.

Иначе говоря, период этногенеза или активного участия этноса в истории, если его не прервут на какой-либо стадии неблагоприятные обстоятельства, занимает 1200 (тысяча двести) лет. А вместе с инкубационным периодом и фазой обскурации протяжённость этногенеза в среднем составляет 1500 (полторы тысячи) лет.

Реальные значения данных параметров в различных этногенезах могут достаточно сильно отклоняться от своих средних показателей. Но, для этносов, одновременно начавших свой этногенез, как оно только что отмечалось, нередки были случаи совпадения начала и конца фаз их истории с точностью до 10 (десятка) лет.

Согласно исследованию Льва Николаевича Гумилёва, пассионарные толчки наблюдаются в среднем два-три раза за тысячелетие. Подобный параметр является характеристикой прежних времён.

Он необязательно может сохранить своё значение в будущем. Да и в далёком прошлом, видимо, он был иным.

Переход из одной фазы этногенеза в другую его фазу представляет собой точку фазового перехода. Она характеризуется резким изменением процентного соотношения пассионариев, субпассионариев и гармоничников, и потому внешне проявляется в ощутимой модификации прежней поведенческой доминанты.

Зачастую именно в такие критические моменты, нормальное течение этногенеза может быть прервано. Под воздействием сильных обстоятельств в таких ситуациях этнос испытывает «смещение» по шкале этногенеза с нарушением его нормального течения и перескоком этноса через последовательно идущие фазы этногенеза.

Если оно происходит вперёд, то народ оказывается в стагнации той или иной степени интенсивности. Смещение же назад придаёт ему новые силы.

Однако, если происходит возврат к формам этнической молодости, общий срок этногенеза не меняется. Рассеивания пассионарный толчок, второй закон термодинамики жёстко фиксирует продолжительность жизни этноса.

Видимо, наиболее хрестоматийным примером является случай этнического омоложения хуннов во время их исхода из Монголии во II в. под давлением сяньбийцев или древних монголов. Оставив в восточной части Великой Степи свой балласт преследующим их противникам, уцелевшие хунны в южноуральских степях превратились в гуннов, затем сказавших своё веское слово в европейской истории.

Впрочем, вследствие вероятностного характера Мироздания, смещение в состоянии осуществится в любой момент времени. При подобном стечении обстоятельств уцелевшие пассионарии, если им ничего другого не останется и покажется приемлемым, пусть иногда и не со всех точек зрения, могут включиться в этногенез иных народов.

Если принявшие их народы до того окажутся полностью или в значительной мере растерявшие свою собственную пассионарность, то они дадут им свежие силы и новую жизнь. Но, общий срок действия некогда полученного заряда пассионарности при всех таких и любых аналогичных им метаморфозах не увеличится и не уменьшится.

Необходимо отметить, что конец этногенеза вовсе не обязательно означает конец составляющих его людей. Нередко составляющие они, конечно же, исчезают вместе с объединяющим их этносом, но так случается далеко не всегда.

Гораздо чаще, участвующие бывшие участники закончившегося этногенеза оказываются вовлечёнными в процесс этногенеза другого этноса как его составная часть. Но, даже сохранив полную самостоятельность в рамках ксении, народ, утративший прежнюю пассионарность, теряет любые надежды на доминирующие роли в новом процессе этногенеза до тех пор, пока не захватит новую долю пассионарности от своих более активных соседей через совместные браки.

В результате, обычно, за исключением самых драматических ситуаций, члены этноса, прошедшего все стадии своего этногенеза, становятся рабочим материалом для иных этногенезов. Они могут оказаться, как их собственными, обновляющими этнос и выводящими его из состояния гомеостаза, так и импортированными.

Необходимо отметить, что новый пассионарный толчок может захватить этнос, ещё не прошедший свой предыдущий этногенез. Здесь потенциалы двух информационных импульсов накладываются друг на друга, что придаёт этносу не только второе дыхание, но и обновление с учётом всех имеющихся обстоятельств.

Подъём. Начало пассионарного толчка

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн