Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

характеризуется резким ростом жизнедеятельности и появлением воли у прежде пассивного и слабого народа. Сопровождающее его резкое увеличение пассионарного напряжения в этническом организме определяется Львом Николаевичем Гумилёвым как «фаза пассионарного подъёма» или просто «фаза подъёма».

Она характеризуется постоянным и последовательным повышением уровней пассионарного напряжения. Нет никаких сомнений в том, что в базисной схеме развития ей сопоставляется энергетический рост.

Уровень пассионарного напряжения быстро поднимается от прежнего уровня пассионарности, обычно приспособленного к биоценозу ареала обитания гармоничника, до высших степеней пассионарного напряжения – стремлений к идеалу знания, успеха, победы, а зачастую и жертвенности. И тогда захваченные общей тенденцией обновления люди, даже желая адекватной оценки своих заслуг, подчиняются только тем, кого считают того достойным.

По мере увеличения пассионарного напряжения этнос наливается энергией и жаждой деятельности, ломающей многие старые перегородки и преграды на пути его развития. Для него наступает утро новой истории, когда от вешнего ветра перемен начинает таять снег уныния прошедшей зимы неудач, а людей начинают манить романтические дали, и жить им, в отличие от серых времён недавнего прошлого с его апатией, становится легко и радостно.

Направленная на поиск выхода из тупика, куда загнала людей их прежняя апатия и отсуствие у них предприимчивости, энергия кипящих страстей постепенно вырывается наружу. Она широко разливает по окрестностям половодье новой традиции, нередко заменяющей прежне царивший произвол и эгоизм.

Ожигая своей внутренней динамикой, этнос в фазе подъёма этнос в фазе подъёма, охотно идёт на включение в свою структуру осколков им иных народов. Здесь присущая гибкость и лабильность расширяющегося этноса нередко позволяет направить бушующую энергию вне этнической системы, поддерживая внутри неё мир.

Дело в том, что в такие времена благо командиров хватает. Вдобавок, включения, пусть и временно, но уменьшают постоянно растущие трения между умножающимися пассионариями и способствуют сохранению единства системы.

В иные фазы этногенеза подобное включение куда менее вероятно. Но, в такую эпоху ликования, видя, как быстро рушатся прежде казавшиеся непреодолимые преграды на путях развития, этнос идёт, в случае нахождения ими своей адекватной ниши, на включение даже целых иных народов, не вмешиваясь в их внутренние дела.

Разумеется, происходящее вследствие таких шагов разбухание этноса не может не приводить к падению в нём доли пассионариев. И, быстро достигнув некоторых значений, после того она начинает постоянно падать.

Экспансии этноса, и такое неудивительно с точки зрения древнеарийской философии, обычно имеет успех только в тех случаях, когда подвергаемые колонизации новые территории либо имеют сходство с той, где сложился данный этнос, либо могут быть органически использованы им в целях своего воспроизводства. Игнорирование или нарушение сформулированного принципа практически всегда приводит к возникновению на базе нескольких этносов этнических химер.

Вплотную занятый своими текущими делами, нарождающийся народ почти не имеет времени для обустройства своего быта и создания своей собственной оригинальной культуры. Как следствие, эпоху подъёма широко присущи культурные заимствования, позволяющие, пусть нередко, и не совсем эффективно, и только на первый взгляд решать встающие перед этносом задачи своей жизни.

Акматическая фаза. Быстро пройдя данный этап, уровень пассионарного напряжения выходит на некоторое «плато» с высокими значениями пассионарного напряжения, начинает колебаться вокруг его уровня. Характеризуемый такими свойствами этап национальной жизни Лев Николаевич Гумилёв рассматривает как «акматическую фазу», которая в базисной схеме развития идентифицируется энергетическим плато.

Как и фазе подъёма акматической фазе присуще желание выполнить свой долг значительной частью этноса. В такой момент своей жизни этнос находится в «молодом периоде этнической истории» или просто является «молодым этносом».

В молодом этносе желающие выполнить долг вовсе не задаются вопросами и не спрашивают, зачем и почему такое надо делать. Им вполне достаточно того, что высокие идеалы долга понятны всему этносу, а иногда и не только ему, и такой распространённой повсеместно веры уже оказывается достаточно для того, чтобы человеческие массы пришли в движение.

Руководимые императивом поведения «будь самим собой» или «тем, кем ты должен быть», то есть, не подчиняться прежним установкам, а своей природе, трактующему понимание долга внутреннему зову, народные массы совершают отчаянные и бескорыстные поступки. Наглядным примером являются крестовые походы Средневековья.

В те времена религиозный подъём настолько завладел умами европейцев, что они бросали всё своё имущество и шли в Палестину освобождать Гроб Господня зачастую полностью неподготовленными. Отправляясь в дорогу, они совсем не представляли, что же их всё-таки ждёт не только в Палестине, но и в течение всего длинного пути туда.

Подобный духовный порыв захватил даже детей, и они также оправились в крестовый поход, названный по такой причине «детским крестовым походом». Подобно многим другим он был безобразно организован, точнее никак не организован, что и стало причиной его бесславного краха89.

Однако, непрерывно идущие неудачи никого не смущали. Как следствие, людской поток из Средневековой Европы в Заморскую землю ещё долго не иссякал.

Необходимо отметить, что человечество в данном вопросе не является исключением среди животного мира. Аналогичные массовые явления бывают у многих других его представителей, и наиболее яркими и широко известными, но, конечно же, далеко не единственными их примерами являются нашествия саранчи и леммингов.

Вследствие ещё высокой концентрации пассионариев все попытки привести в хоть какой-то относительный порядок появившиеся значительные достижения терпят крах. Даже понимая насущную потребность структуризации, мало кто соглашается уступить места на верхних этажах будущей социальной пирамиды.

В результате, все начинают мешать друг другу, и происходит взаимное уничтожение пассионарности системы внутри её самой на базе взаимной компенсации векторов устремлений составляющих её элементов. Система входит в состояние «пассионарного перегрева», и жизнь в её рамках напоминает существование в жерле бушующего вулкана.

Избежать такого состояния бескомпромиссного и крайне ожесточённого столкновения интересов, система не может по причине резко увеличившегося числа, в том числе и в процентном отношении, её пассионариев. Все прочие сферы приложения их сил оказываются не в состоянии поглотить присущую системе энергию целиком, и пассионарии вынуждаются в своём поведении прибегать к поступкам, присущим всё более высоким уровням пассионарного напряжения.

В такие времена в значительной мере оказывается счастлив тот, кому найдётся, проявляя свою индивидуальность найти собственную нишу. В основном же, внутренний мир и согласие может прийти вследствие наличия у этноса важной для каждого его представителя общей цели или сильного внешнего врага.

Однако, по причине целенаправленной деятельности предыдущих поколений, такое случается далеко не всегда. Нечто подобное случилось с русскими, выжившими в XIV-XVI в.в. в нелёгких начальных условиях своего существования.

Расширение сферы контроля этноса происходит на базе «волн пассионарности» или к «дрейфу пассионарности». Как следствие, пассионарность этноса скапливается на окраинах ареала обитания, где больше реальных дел и меньше интриг.

Впрочем, пассионарность, пытаясь самым действенным образом влиять на судьбу страны, концентрируется и в столице, куда, как и на границы бегут от затхлости жизни деятельные натуры. Но, в отличие от границ, в столице создаются отстаивающие во многом частные интересы многочисленные партии, расцветают интриги и произвол.

Обычно волны пассионарности генерируются стихийно, без какого-либо плана. И не вожди обычно поднимают народ, а сами массы ведут вождей к совместным подвигам.

Нередко, под воздействием внутреннего перегрева, многие этносы, попавшие в первоначальную зону пассионарного толчка, сгорают, и в лучшем случае от них остаётся только имя. В свою очередь, окружающие их народы, переняв от исчезнувшего этноса пассионарность при её дрейфе, опоздав на старте, выигрывают на финише..

И, всё же, несмотря на бьющую через край энергию жизнедеятельности, с точки зрения культурных достижений, фаза подъёма и акматическая фаза представляет собой далеко не лучшее время. Преобладают грубые личности, а период, когда этнос сделает наибольший вклад в копилку цивилизации, находится ещё ха горизонтом.

Расширение сферы контроля, столь характерное для фазы подъёма и акматической фазы представляет собой ни что иное, как проявление принципа тиражирования дурной бесконечности. Разогреваемый внутренним жаром этнос начинает предпринимать интенсивные попытки нести своё мировоззрение и жизнеустройство в окружающую среду.

Идеальным выражением такого устремления, разумеется, было бы установление контактов с соседями на основе условий эквивалентного обмена. Возникающая при таком типе общения передача опыта, создавая условия для объединения познающих себя индивидуальностей, способствовала бы прогрессу Высшего Промысла.

Однако, и ранее, и сейчас так не происходит. Высокие цели нередко служат прикрытием низменных устремлений, т такая двусмысленная обстановка позволяет массово выступать, преследуя свои эгоистические интересы, субпассионариям, подготавливая, тем самым, будущие ужасы господства царства эгоизма и себялюбия.

Правда, виртуозность по части их сокрытия в последние времена превосходит любое воображение. Но, как бы то ни было, сущность их остаётся неизменной.

И, если в прежние времена агрессия была, в какой-то мере, оправдана низким уровнем культуры, не позволявшим реализовывать жажду деятельности в иных сферах, кроме, как в войне, то сейчас, учитывая уровень развития цивилизации, она неуместна. Время настоятельно требует найти мирные формы сосуществования народов, и потому неуёмная энергия молодых этносов обязана быть направлена на создание доступных всему человечеству элементов его общей культуры.

Согласно древнеарийской философии, стремясь перейти в наиболее плодотворную фазу стабилизации своего существования, система стремится сбросить излишнюю энергетику, в данном случае, пассионарность. И потому действующие внутри акматической фазы силы, видя, что прежние подходы не позволяют им решать выдвинутые перед собой задачи, весьма охотно пытаются сменить прежний стереотип поведения, во всяком случае, в его деталях и нюансах.

Нередко, переходя к преследованию собственных узких интересов, они начинают использовать самые различные тенденции. Иначе говоря, согласно принципу инь-янь, разница между пассионариями и субпассионариями

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн