Скачать:PDFTXT
Древнеарийская философия

оказывается нечёткой, и данный факт, как выяснится в главе 7, под воздействием закона кармы имеет самые важные последствия.

В результате, в акматической фазе прежняя лабильность этноса, обеспечившая ему во времена его подъёма широкие культурные заимствования и включения иных этнических субстратов и народов, что ранее увеличивало его ограниченные возможности, может обернуться огромными несчастьями. Культурные заимствования могут привести к формированию такого порождения дьяволизма, как «системы негативного мироощущения», «антисистемы» или «системы-минус».

Дело в том, что прилив иных этносов, поскольку сила действия равна силе противодействия, не может не ломать старый изначальный стереотип поведения. А в критический момент влившиеся в новый процесс этногенеза новые его составляющие могут вспомнить о своём отличном происхождении.

В результате, нередко может произойти предательство, хотя нередко и не в чистом виде. Подобные тенденции, конечно же, начинают набирать силу в периоды временного или постоянного падения пассионарного напряжения.

В массовом порядке они впервые проявляются в моменты падения уровней пассионарного напряжения в акматическую фазу. Присущие им негативные черты предвещают грядущие ужасы фазы надлома.

В подобных образованьях, почти всегда возникающих, вследствие большой разности представлений о Мироздании и места в нём человека, при контакте двух суперэтносов понятия добра и зла меняются местами или, приобретая в воспалённых мозгах своих последователей равные права, взаимно уравновешивают друг друга. Обычно они рождаются вовсе не на границах, где полно реальных дел и нет времени на отвлечённо философствование, а в столицах.

В антисистемы обычно входят люди, не только не нашедшие своей нише в народной жизни, но и потерявшие все прежние с нею связи и общепринятые способы своего обеспечения. Отличаясь явно паразитической сущностью, антисистемы, чьими примерами являются альбигойцы, манихеи, богумилы, карматы, исмалаиты, павликанство, своими происками ослабляют этнос, уменьшая его пассионарный потенциал, во многом перемещающийся на границы ареала.

В известном смысле облегчённым вариантом антисистемы оказывается «химера», образуемая в случае переселения некоторого этноса в несвойственные ему места обитания и соединения его с жившими ранее там её обитателями. Лишённый возможности обеспечить полноценное собственное воспроизводство переселившийся этнос, бережно относящийся к привычной среде своего обитания, в новых условиях почти всегда превращается в паразита, хищнически разграбляющего богатства нового места поселения и, если имеется такая возможность, высасывающий соки из аборигенов.

Отличительной особенностью химеры является привилегированное положение какой-то её части или частей относительно всех прочих её элементов. Конечно же, проявляемый в структуре любого сложного этнического образования закон синархии полностью исключает чисто внешне видимое равенство этносов в деле их совместного самовоспроизводства.

Однако, пока сохраняется их внутренне равенство между собой, реализуемое в условиях эквивалентного обмена, превращение подобной этнической системы в химеру принципиально невозможно. А иначе, под воздействием гнёта, наблюдается одним потеря подвергающимся негативному воздействию этносом его национальной идеи.

Пытаясь скрыть свою внутреннюю пустоту, и испытывая нужду в дополнительных ресурсах для обеспечения своего далёкого от эффективного режима функционирования способа существования, химера становится очень агрессивной. Но, даже путём значительной деформации её угнетённых частей, такое поведение химере не добавляет жизнеспособности.

Системе-минус Лев Николаевич Гумилёв противопоставляет «систему-плюс», где различные этносы оказываются способными наладить эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Оно опирается на разделение уникальных ролей в функционировании единого организма в условиях эквивалентного обмена.

Подобное смешение этносов может принимать различные варианты. Возможна даже постепенная ассимиляция пришельцев аборигенами или наоборот, не сопровождаемая, тем не менее, возникновением нового этноса.

Система-плюс может существовать в виде симбиоза. В случаях же, когда какой-то включённый целиком в новый этногенез этнос не смешивается с соседями, на его базе образуется «ксения».

Из-за возникающего при образовании системы-плюс усложнения связей, увеличивается совместная жизнестойкость объединённых в ней этносов по сравнению с суммой их жизнестойкостей без учёта такого объединения. Жизнестойкость же химеры по сравнению с суммой жизнестойкости её частей, наоборот, падает.

В случае же, если этносы, в смысле своей хозяйственной деятельности, на одной и той же территории не будут пересекаться друг с другом, то и их устойчивого объединения может и не возникнуть. При отсутствии химеры они будут контактировать между собой на взаимовыгодной основе, но любая форма системы-плюс, в момент воздействия на неё пассионарного толчка даёт начало новому этносу.

Паразитизм же химеры и её пониженная жизнестойкость приводит к тому, что любая химера, пусть даже внешне внушительная и агрессивная, является колоссом на глиняных ногах. Лишённая потенциала развития она рушится при достаточно мощном внешнем или внутреннем воздействии на неё, особенно со стороны молодых этносов.

Аналогичный эффект наблюдается и при столкновениях с достаточно жизнеспособными системами с приемлемым уровнем устойчивости. Если же ничего такого не происходит, то химера может законсервироваться до тех пор, пока эксплуатируемые внутри её этносы и ландшафт их обитания будут в состоянии выдерживать на себе давление паразитизма.

Надлом. Свойственная акматической фазе бескомпромиссная борьба внутри этноса и ограниченность возможностей всего в Мироздании приводят к тому, что со временем начинается резкое падение уровней пассионарности в системе, и она вступает в «фазу надлома». В рамках базисной схемы развития она отождествляется с энергетическим надломом.

Фазу надлома, надо сказать, оказывается в состоянии пережить далеко не каждый этнос. В такие времена в системе, при прежней форме её организации, для поддержания прежних достижений начинает не хватать искренних патриотов.

Зачастую, пусть и чисто внешне, прежний стереотип поведения принимает противоположные черты. Приводящее к разрыву связей внутри этноса падение уровня пассионарного напряжения нередко способствует возникновению на базе прежней борьбы интересов гражданских войн.

Их результатами, впрочем, зачастую достигаемыми иными путями, оказывается дробление этноса на несколько родственных, несмотря ни на что, друг другу народов. Вовсе не всегда проявляемое как этническая дивергенция, оно в любой ситуации оказывается следствием индивидуальности, проявляемой и под воздействием вмещающих ландшафтов.

Закономерным итогом уже окончательно начавшегося падения уровня пассионарного напряжения является ослабление центрального правительства и падение его авторитета. Ранее о возможности такого развития событий никто не мог и подумать, и их наличие является верным признаком вступления этноса в фазу надлома.

Высшая точка подъёма оказывается первой точкой падения, и этнос, перешагнув через заоблачные вершины достижений своего духа, делает первый шаг к своему пусть ещё пока и далёкому концу. Фаза надлома приходит к нему в те времена, когда этнос оказывается в значительной мере утратившим свою прежнюю пассионарность.

И не важно, что, пытаясь найти новые формы своего существования, он тратил ранее её на преодоление сопротивления внешней среды или гасил её в столкновениях между своими членами по выяснению вопроса о том, кто же из них лучше понимает сущность долга. Важно теперь лишь то, что подобное положение дел стало необратимым явлением.

В начале фазы надлома, по причине начавшегося резкого и окончательного падения пассионарности90, ранее широко идущая по всем возможным направлениям экспансия этноса почти всюду, если не прекращается, то заметно замедляется. Кстати говоря, именно данным обстоятельством объясняется тот факт, что, быстро достигнув во многих местах, в том числе и на Далёком Севере, побережья Тихого океана, русские осёдло появились на Аляске лишь столетие спустя.

Вследствие резкого сокращения не только доли, но и общего числа пассионариев, в фазе надлома вырастает доля субпассионариев, думающих только о собственной выгоде. Ранее они или в совместном порыве исключительно по воле обстоятельств, могущих создать им условия для удовлетворения их себялюбивых интересов.

И теперь ослабление общей тенденции движения к высоким идеалам развязывает им руки. Разлагая народ своими происками, субпассионарии уже открыто, а не из-за угла, как такое делали раньше, транжирят ранее накопленный потенциал и общее наследство, доставшееся текущему поколению как следствие труда его предков, их самоотверженности и аскетизма.

Под воздействием процесса переосмысления ценностей, фаза надлома поднимает и «проблему третьего поколения». И на все внезапно хлынувшие на этнос горести, налагается имперская усталость от постоянных и не всегда удачных попыток расширить, если не ареал своего расселения, то, хотя бы, сферу принятия его культуры.

В подобное время этносу самое время отгородиться от внешнего мира и сосредоточиться на своих внутренних проблемах. Но, отклики внешней среды, вызванные его предыдущими движениями наружу, не дают ему уединиться, и последствия его предприимчивости, в основном негативные, бумерангом возвращаются на его голову.

Ситуация усугубляется тем, что волна, поднимавшая пассионарность этноса, откатывается далеко назад. Нередко очень даже далеко, и из-за снижения уровня пассионарного напряжения этнос, переставая оказывать давление на своё окружение, приобретает свойство «нерезистентности» или становится беззащитным к воздействию внешней среды.

Мечты о подвигах остаются уделом далёкого прошлого. Как следствие, прежних высот достижений своего духа этносу достигнуть уже никогда не будет суждено.

При подобном стечении обстоятельств, как и во время инкубационного периода, самым радикальным средством оздоровления этноса может быть его насильственное избавление от балласта, особенно от субпассионариев. Правда, неизвестны примеры, когда широко прибегали к подобной крайней мере.

Впрочем, предназначение фазы надлома как раз и заключается и в избавлении этноса от расплодившихся ранее субпассионариев. В конце концов, так или иначе, данное событие происходит, но его следствием является не только увеличение доли и общего гармоничников или обывателей в составе этноса.

Инерция. Гораздо важнее является тот обстоятельство, что немногочисленные оставшиеся в конце фазы надлома пассионарии перестают мешать друг другу. Получив все возможности по проявлению каждым своей индивидуальности, они, путём установления связей между собой в рамках не соперничества, а кооперации, придают этносу силу, сопротивляемость воздействиям внешней среды или «резистентность».

И этнос, становясь «старше», переживает свою «возрастную болезнь», которую на примере человека можно сравнить с болезнью среднего возраста.

Скачать:PDFTXT

Древнеарийская философия читать, Древнеарийская философия читать бесплатно, Древнеарийская философия читать онлайн