Скачать:TXTPDF
Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо

степенью истинности учения, пытается в своем искусстве излечения страстей лечить согласно различным школам тех, чья душа была погружена в эти страсти». На эту тему ср.: I. Hadot. Seneca… P. 3, 21, 44, 54 и 83 и Epicure et ?enseignementesphilosophique hellenistique et romain… P. 351. Следовательно, не нужно удивляться тому, что стоик Сенека использует сентенции Эпикура для увещевания своего ученика Луцилия, сравни: I. Hadot. Seneca… P. 83. Конкретное свидетельство такого паренетического эклектизма мы находим во второй части рукописи Vaticanus Gr?cus, 1950. Как отмечает A.-J. Festugiere. La Revelation d’Hermes Trismegiste. T. II. P. 90. N. 2: «Интересно отметить, что во второй части кодекса греческого Ватикана, 1950 <…>, которая сама по себе образует полное единство, содержатся памятные события Ксенофонта (л. 280 след.), потом мысли Марка Аврелия (л. 341 след.), потом руководство Эпиктета (л. 392 след.) и, наконец, после страницы отрывков риторики (л. 401) сборник сентенций Эпикура под названием Gno- mologium Vaticanum (л. 401 след.). Вся эта коллекция, в том числе сборник Эпикура, является творчеством стоика, собравшего для личного пользования некоторое количество фундаментальных текстов о моральной доктрине — таких, как „Книга преданности“». Однако, именно Сократ из памятных людей возглавляет этот ряд. Ср.: Usener. Kleine Schriften. I (1912). C. 298, 311–312.

!7б) Марк Аврелий. IX, 39; IV, 3, 5.

Ср. примеч. 143, 144.

Augustin. De trin. XV, 6, 10: «Quia in nobis fiunt uel in nobis sunt, cum ista meminimus, aspicimus, uolumus». Память, знание, воля суть три тройственных образа. Об exercitatio animi у Августина, ср.: H.-?. Marrou. Saint Augustin et la fin de la culture antique. Paris, 1938. P. 299.

Об употреблении слова philosophia в христианстве ср.: А.-М. Malingrey. Philosophia. Paris, 1961. Климент Александрийский, один из лучших свидетелей античной традиции духовных упражнений: важность отношения учитель- ученик (Strom. I, 1,9, 1) ценность психагогии (I, 2, 20, ?), необходимость упражнения, «охота» за правдой (I, 2, 21, i: «Как страстный охотник, напав на след дичи, отыскав ее, увидев, спустив собак, наконец берет ее, так и истина дается лишь тому, кто долго ее искал и только после многих трудов открыл» /Пер. с древнегреч. Е. В. Афона- сина).

im) Согласно H. Happ. Hyle. Berlin, 1971. S. 66, Note 282, забота о «системе» особенно относится ко времени Ф. Суареса (? 548-1617).

Ср: К. Ясперс Qaspers). Epikur 11 Weltbewohner und Weimarianer. Festschrift E. Beutler, i960. S. 132; ср.: E. Kant. Die Metaphysik der Sitten. Ethishe Methodenlehre, II, § 53. Кант показывает, как упражнение в добродетели, аскетическое, должно практиковаться одновременно со стоической энергией и эпикурейской радостью жизни.

Люк де Клапье Вовенарг. Размышления и максимы (Vauvenargues. Reflexions et maximes’), § 400; также из § 398: «Всякая мысль нова, когда автор выражает ее в свойственной ему манере», и особенно из § 399: «Есть много вещей, которые мы знаем плохо и было бы очень хорошо сказать их снова».

«…ведь это выражается очень кратко», — говорит Платон, имея в виду собственное учение (Письмо VII, 344e. Пер. С. П. Кондратьева). «Сущность философии есть дух простоты <…> Всегда сложность искусственна, построение вспомогательно, синтез, соединение, внешний фактор: философствование представляет собой простой акт» (H. Bergson. La Pensee et le Mouvant. Paris, 1946. P. 139).

Эпиктет. III, 21, 7–8 (пер. Г. А. Тароняна).

И. В. фон Гёте. Беседы с Эккерманом. 25. Janur. 1830.

Духовные упражнения в античности и «христианская философия»

Paul Rabbow. Seelenfuhrung. Methodik der Exerzitien in der Antike. Munchen, 1954.

Ibid. S. 23.

Ibid. S. 17.

4> Ibid. S. 18.

Ibid.

Ср. выше. C. 21–23.

P. Rabbow. Seelenfuhrung… S. 301, N. 5; S. 306, N. 14, 17.

K. Heussi. Der Ursprung des Monchtums. Tubingen, 1936. S. 13.

Ср. выше: с. 23–24.

G. Kretschmar. Der Ursprung der fruhchristlichen Askese // Zeitschrift fur Theologie und Kirche. Bd. 61.1964. S. 27–67; P. Nagel. Die Motivierung der Askese in der alten Kirche und der Ursprung des Monchtums II Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 95. Berlin, 1966; B. Lohse. Askese und Monchtum in der Antike und in der alken Kirche. Munchen; Wien, 1969; Askeze und Monchtum in der alten Kirche / Hrsg. Frank. Wege der Forshung. 409. Darmstadt, 1975; R. Hauser, G. Lancz- kowski. Askeze II Historisches Worterbuch der Filosofie. Bd. I. Col. 538–541 (с библиографией)^. deGuibert. Ascesell Dictio- naire de spiritualite. I. Col. 936-1010.

n) Юстин (Justin). Dialog. 8; Tatien. Adv. gregos. 31, 35, 55; Мелитон из Евсевии. История духовенства, IV, 26, 7.

Юстин (Justin). Apol. II, 10, 1–3; 13, 3. Лактанций. Inst.

7, 7: «Particulatim veritas ab histota comprehenca est»; VII, 8, 3: «Nos igitur certioribus signis elegere possumos veritate, qui ea non ancipiti suspecione kollegimus, sed divina tradicio- ne cognovimus».

Юстин (Justin). Apol. I, 46, 1–4.

Климент Александрийский. Строматы. I, 13, 57, 1-58, 5; I, 5, 28, 1-32, 4. (Фрагменты цит. по: Климент Александрийский. Строматы / Пер. с древнегреческого и комментарии Е. В. Афонасина. В 3-х т. СПб., 2003.)

Там же. I, 11, 52, 3.

Основные тексты см.: A.-N. Malingrey. Philosophia. Etude d’un groupe de mots dans la litterature grecque, des presocratiques au IV ciecle ap. J.-C. Paris, 1961.

Philon (????? ???????????). Legatio ad Caium. § 156, § 245; Vita Mosis. II, 216; De vita contemplativa. § 26.

18> Иосиф Флавий. Antiquitates ludaicce. 18, и, 23.

Григорий Назианзин [Григорий Богослов]. Apol, 103, PG 35, jo4A.

Иоанн Златоуст. Adv. ob. vit. топ. Ill, 13 // PG. 47, 372.

Ср. выше: с. 81.

Theodoret de Cyr. Histoire Philoth. II, 3, i; IV, 1, 9; IV, 2, 19; IV, 10, 15; VI, 13, ?, VIII, 2, 3. Canivet.

Philon (????? ’???????????). De vita contemplativa. § 2, § 30. (См.: О жизни созерцательной/ Смирнов H. П. Терапевты и сочинение Филона Иудея (<0 жизни созерцательной». Казань, 1909.)

J. Leclercq. Pour l’histoire de I’expression «philosophie chretienne II Melange de science religieuse. T. IX. 1952. P. 221–226.

Egsortium magnum cisterciense // PL. 185, 437.

Jeande Salisbury. Policraticus. VII, 21 // PL. 199, 696.

J.Leclercq. Pour ?histoire de ?expression… P. 221.

Ср. выше: с. 26–27.

Климент Александрийский. Строматы. II, 20, 121 I.

Василий Кесарийский. In illud attende tibi ipsi II PG. 31. Col. 197–217). Критическое издание: S. Y. Rudberg / Akta Universitatis Stockholmensis. Studia Graeka Stockholmensia, 2. Stockholm, 1962; P. Adnes. Card du c?ur II Dictionnaire de spiritualite. T. VI. Col. 108, указывает, что многие проповеди относятся к этой теме, и цитирует: С. Baur. Initia Patrum gmcorum II Studi et testi. Cite du Vatican. 1955. T. 181, 2. P. 374. [В рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого… II Творения святых отцов. Т. 5. М., 1843—

1915·]

Второзаконие. Гл. 15, 9.

Василий Кесарийский. In alltid illudatende. г, 201В

Там же. з, 204А. Знаменитое стоико-платоническое различение.

Там же. 3, 204В; 5, 209В.

Тамже. 5–6, 209С-213А.

По следующим упражнениям см..: Attention·, Apatbeia·, Contemplation; Examen de concience; Direction spirituelle; Exercises spirituels; Cor.; Carde du c?ur 11 Dictionnaire de spiritualite…

Athanase. Vie d’Antoine 11 PG. 26, 844В. [Здесь и далее изречения Антония приводятся по изд.: Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Том III. М., 1994. Репр. воспроизведение изд.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902–1903.];

Там же. 969В.

Dorothee de Gaza. Didaskaliai, X, 104, ligne 9 / Ed. L. Regnault et J. de Preville. Sources chretiennes. Paris, 1963. T. 92 (цитируется далее по номеру параграфа и строке параграфа). Понятие prosoche играет очень важную роль во всей монашеской традиции; ср:, например: Diadoque de Photice. Kefalea Gnostika. P. 27, 98, 19E.

Ср. выше. С. 26–27.

Athanase. Vie d’Antoine 11 PG. 26 853A, 868A, 969 В.

Ср. примеч. 38.

Athanase. Vie d’Antoine. 872A.

Epictete. Manuel. § 21.

Марк Аврелий. II, п. Пер. A. К. Гаврилова.

Dorothee de Gaza. § 114, 1-15.

Ibid. § 104, 1–3.

Марк Аврелий. VII, 54. Пер. A. K. Гаврилова.

Athanase. Vie d’Antoine. 873C. Василий Кесарийский. Regulae fusius tractatae // PG. 31, 921B: ср. ниже, примеч. 54. Cassien (Кассиан). Collat, т. I (SC, т. 42), с. 84: «Ut scilicet per illas (virtutes) ab universis passionibus noxiis inlaesum parare cor nostrum et conservare possimus».

Dorothee de Gaza. § 104 sq.

Порфирий. Письмо к Марцелле, § 12, с. 18, 10 Potscher.

Марк Аврелий. VI, 7.

См. ссылку на примеч. 49.

Диадох Фотикийский. Kephalaia Gnostika, 27, с. 98, 11.

Ibid. 56, с. 117, 15.

Ibid. 59, c. 119, 1-21. iT> Ibid. 97, c. 160, 3.

Ср. примеч. 38.

Евагрий. Praktikos, § 91 Guillaumont. Русск. пер.: Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании, или Монах.

См.: Th. Klauser. Apophthegma II Reallexikon fur Antike und Christentum. Bd. 1.1950. S. 545–550.

E. von Ivanka. Kephalaia II Byzantinische Zeitschrift. Bd. 47. 1954. S. 285–291.

Apophtegmata Patrum II PG. 65, 173A-B.

Dorothee de Gaza. § 60, 27.

Ibid. § 69, 2.

Ibid. § 189, 4–5.

Ibid. § 60, 30.

Ср. примеч. 34.

A Origene. In Cant. P. 113, 27 B?hrens.

См.: I. Hadot. Seneca… Berlin, 1969. S. 66–71.

705 Jean Chrysostom. Non esse adgratiam concionandum // PG. 50, 659–660.

Dorothee de Gaza. § in, 13 и 117, 7.

Ср.: I. Hadot. Seneca… S. 70.

Athanase. Vie d’Antoine. 924В.

Dorothee de Gaza. § 25.

Ср. выше с. 28, 46.

76> Евагрий. Praktikos, §§ 54–56. Ср.: F. Refoule. Reves et vie spirituelle d’apres Evagre le Pontique II Supplement de la Vie spirituelle. T. 59. 1961. P. 470–516.

775 Диадох Фотикийский. Kephalaia Gnostika. 37. P. 106 из Мест.

Dorothee de Gaza. § 20. Издатели цит. в примеч.: Эпиктет. Беседы. I, 18, 18.

Ibid. § 120. Издатели цит. в примеч: Эпиктет. Беседы,

Евагрий. Praktikos, § 58. Издат. цит. в примеч: Цицерон. Tuscul., IV, 75.

Ср. предыщее примеч.

Dorothee de Gaza. § 102, 12.

Эпиктет. Руководство, § 8.

Dorothee de Gaza. § 20, и-13.

Плутарх. De curiositate. 520D и след.

Dorothee de Gaza. § 20.

Евагрий. Praktikos. § 2.

Cm.: A. et Cl. Guillaumont (SC. T. 171) в примечаниях к своему комментарию к Prakikos. Р. 499, п. 2; Р. 501, п. 3.

Евагрий. Praktikos. §§ 2–3.

Ср.: P. Hadot. La division des parties de la philoso II Museum Helveticum. T. 36. 1979. P. 218 sq.

Ср.: I. Hadot. Le Probleme du neoplatonisme alexandrin. Paris, 1978. P. 152–158.

Порфирий. Сентенции, 32. C. 27, 9; Ламберц: Мудрость состоит в созерцании того, что содержится в интеллекте, сила — в apatbeia.

Ср.: SC. Т. 171. Р. 500 (note).

Евагрий. Praktikos, § 1.

Ср.: Диадох Фотикийский, Kephalaia Gnostika, 25,0. 97, 7; 30, с. 100, 19; 65, с. 125, 12; 67, с. 127, 22. Dorothee de Gaza, например, § 68, 2.

9fi> Cassien. Collat. I, 7, T. I. P. 85; XIX, п. T. III. P. 48 Пи- шери.

Dorothee de Gaza. §§ 58–60.

Ср. трактаты Плутарха и Сенеки с теми

Скачать:TXTPDF

Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо Философия читать, Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо Философия читать бесплатно, Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо Философия читать онлайн