Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо

1984. P. 4–21.

M. Merleau-Ponty. Phenomenologie de la perception. P. XVI.

H. Bergson. La Pensee et le Mouvant. Paris: PUF. 1946. P. 152.

J. Ritter. Paysage. Fonction de l’esthetique dans la societe moderne / Trad. fr. G. Raulet. Besancon, 1997. P. 69–71.

Ibid. P. 155.

Цит. по: Им. Кант. Критика способности суждения. § 29. М.: Мысль, 1966.

См.: C. D. Friedrich, G. G. Carus. De la peinture de paysage. Paris: Klincksieck, 1988.

P. Klee. Theorie de l’art moderne. Paris: Denoel-Gonthier. Meditations, 1975. P. 42–46.

J. Gasquet. Cezanne. Paris: Cynara, 1988. P. 154.

R. Gaillois. Esthetique generalifee. Paris: Gallimard, 1962. P. 8.

M. Merleau-Ponty. L?il et l’esprit // Les Temps moderne. T. 27. 1961. P. 217, 219.

М. Мерло-Понти использует выражение П. Клее; см.: Theorie de l’art moderne. P. 34.

M. Merleau-Ponty. Phenomenologie de la perception. P. VIII.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. LXIV, 6. (Пер. С. А. Ошерова)

Лукреций. II, 1023 след. Можно найти аналогичные замечания в: Цицерон. De natura deorum (О природе богов).

38, 96. Сенека. Естественные вопросы, VII, I. Августин. De utilitate credendi, XVI, 34.

Р. М. Рильке. Дуинские элегии. Элегия восьмая. Пер. Г. Рат- гауза. Цит. по: Райнер Мария Рильке. Новые стихотворения. М., 1977. С. 294.

Ж.-Ж. Руссо. Прогулки одинокого мечтателя. Т. 3. Прогулка седьмая. С. 631.

Там же. Прогулка пятая. С. 617.

На эту тему ср.: выше, с. 32–33,272–273; «Только настоящее составляет наше счастье». Диоген, 133,1986. Р. 58–81.

Марк Аврелий. XII, 3, 3–4 и VII, 29, 3 и III, 12, ?.

Гораций. Послание, I, 4, 13. Пер. Н. С. Гинцбурга.

М. Gigante. Ricerche Filodemee. Napoli: Macchiaroli, 1983. P. 181, 215–216.

Гораций. Оды, II, 16, 25. Пер. A. П. Семенова-Тян- Шанского.

У. Блейк. Auguries of Innocence. Цит. по: Уильям Блейк. Стихи. Изречения невинности / Пер. В. Топорова. М., 1982.

С.325.

По знаменитому выражению П. Клоделя: P. Claudel. Artpoe’tique. Paris: Mercure de France, 1946. P. 54 sq.

См. выше, c. 331.

J. Ritter. Paysage. P. 61.

Пер. В. В. К. Им. Кант. Энциклопедия философии. Курс лекций, включающий все философские пауки. Петрополис, 2003 (перевод осуществлен по изданию: Im. Kant. Vorlesungen uber Enzyklopadie und Logik. Bd. 1. Vorlesungen uber Philosophische Enzik- lopadie Berlin, 1961).

« Ibid.

P. Hadot. Qu’est-ce que la philosophie antique? Paris: Gallimard, 1995 (Folio Essais).

P. Hadot. Manuel d’Epictete. Paris: Le Livre de Poch, 2000.

P. Hadot. La Citadelle interieure. Paris: Fayard, 1991.

St. Cavell. Une nouvelle Amerique encore inapprochable. De Wittgenstein a Emerson. L’Eclat, 1991.

J.H. Newmann. An Essay in Aid ofa Grammar ofAssent, 1870.

J. Bouveresse. Wittgenstein. La rime et la raison, csience, ethique et estetigue. Minuit, 1973.

G. Gabriel. La logique comme litterature 11 Le Nouveau Commerce. 82/83.1992. P. 76.

831 Цицерон. Тускуланские беседы. V, ii, 33.

Литература

Помимо трудов, упомянутых в примечаниях, можно ознакомиться со следующими работами по теме

данной книги:

Archiv fur Begriffsgeschichte. Bd. 26. 1982. S. 166–230 (Hommage a Jakob Lanz: articles consacres au concept de «philosophe»).

J. Domanski. La Philosophie, the’orie ou mode de vie. Le controverses du Moyen Age et du debut de la Renaissance. Preface de P. Hadot. Fribourg; Paris: Cerf, 1996.

M. Gigante. Philosophia medicans in Filodemo II Cronache Erco- lanensi. T. V. 1975. P. 53–61.

Id. Motivi paideutici nell’opera filodemea sulla liberta di parola II Cronache Ercolanensi. T. 4. 1974. P. 37–42.

Gr?thuysen. Anthropologie philosophique. Paris, 1952. Ch. IV. La philosophie greco-romain de la vie.

A. Guillaumont. Aux origines du monachisme. Pour une phenomenologie du monachisme II Spiritualite orientale. N5 30. Abbaye de Bellefontaine, Begrolles-en-Mauges.

Hadot. Arts liberaux et philosophie dans la pensee antique. Paris, 1984 (O paideia как развитии личности).

Id. The Spiritual Guide II Classical Mediterranean Spirituality. Ed. A. H. Armstrong. New York: Crossroad, 1986. P. 436–459.

R. Masulo. II tema degli esercizi spirituali nella Vita Isidori di Damascio / In Talariskos (ed.). Studia gr?ca Antonio Garzya a discipulis oblata. Napoli, 1987.

Ph. Merlan. Monopsychism, Mysticism, Metaconsciousness. Problems of the Soul in the Neoaristotelian and Neoplatonic Tradition. 2C ed.

Haag, 1969 (особенно с. 113–137, где говорится о смысле кантовского категорического императива).

М. С. Nussbaum. The Therapy of Desire. Theory and Practice in Hellenistic Ethics. Princeton, 1994.

J. Perre. «Le bonheur du sage». Hommage a Henry Bardon II Latomus. T. 187. Bruxelles. 1985. P. 291–298.

J. Pigeaud. La Maladie de l’ame. Etude sur la relation de l’ame et du corps dans la tradition me’dico-philosophique antique. Paris, 1981.

P. Rabbow. Paidagogia. Die Grundlegung der abendlandischen Erziehungskunst in der Sokratik. Gottingen, i960.

A.-J. Voelke. La Philosophie comme the’rapie de l’ame. Preface P. Hadot. Fribourg; Paris: Cerf, 1993.

de Vogel. What Philosophy meant to the Greeks II International Philosophical Quarterly. Vol. I. 1961. P. 35–37.

ПЬЕР АДО: ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

La Citadelle interieure. Introduction aux Pensees de Marc Aurele. Paris: Fayard, 1992.

Qu’est-ce que la philosophie antique? Paris: Gallimard, 1995 (Folio Essais).

Plotin ou la simplicite du regard, aris: Gallimard, 1997 (Folio Essais), irc ed. Paris: Pion, 1963 (coll. «La Recherche de l’absolu»).

La philosophie comme maniere de vivre. Entretiens avec Jeannie Carlier et Arnold I. Davidson. Paris, 2001

Сборники статей

Etudes de philosophie ancienne. Paris: Les Belles Lettres, 1998 (coll. «L’Ane d’or»),

Plotin, Porphyre. Etudes neoplatoniciennes. Paris: Les Belles Lettres, 1999 (coll. «L’Ane d’or»).

Переводы с комментариями

Plotin. Ecrits. Traite 38 (VI, 7). Paris: Le Cerf, 1988.

Plotin. Ecrits. Traite 50 (III, 5). Paris: Le Cerf, 1990.

Plotin. Ecrits. Traite 9 (VI, 9). Paris: Le Cerf, 1994.

Manuel d’Epictete. Paris: Livre de poche, 2000 (Classiques de la philosophie).

Marc Aurele. Ecrits pour lui-meme. I. Paris: Les Belles Lettres, 1998 (CUF).

Научное издание

Пьер Адо

ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Перевод с французского под общ. ред. издательства «Логос» (Москва)

Научный редактор JI. В. Цыпина Редактор М. А. Райцина Художественный редактор С. А. Булачева Макет А. М. Александрова Корректор В. А. Викторов

Издательство «Степной ветер»

103006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., 18/20

Издательский дом «Коло»

197046, Санкт-Петербург, а/я 574 http://www.kolohouse.ru

Подписано к печати 8.08.05. Формат 84×108 в 1/32. Гарнитура Гарамон. Уч. — изд. л. 18,8. Печ. л. 14. Печать офсетная. Бумага офсетная. Тираж 3000. Зак. 2444

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15

Примечания

1

Профессор философии Чикагского университета, член Совета Института современной мысли в университете Париж-VII.

2

Как разбегаются страхи души, расступаются стены / Мира, — и вижу я ход вещей в бесконечном пространстве… Все это некий восторг поселяет в меня и священный / Ужас, когда сознаю, что силой твоею открылась / Вся природа везде и доступною сделалась мысли Лукреций. О природе вещей. Ill, 16, 30. Пер. Ф. А. Петровского.

3

Пер. С. В. Шервинского.

4

На один день и ночь стать (вдруг) Алкивиадом — потом я и умереть готов!

5

Себя избегнуть — тщетное старанье; / Об этом нам еще сивиллы пели. / Всему наперекор вовек сохранен / Живой чекан, природой отчеканен. — И. В. фон Гёте. Перво- глаголы. Учение орфиков: Демон. Пер. С. Аверинцева.

6

K. Ф. Мейер. Стихотворения. IV. Конец праздника (C. F. Meyer. Gedichte. IV. Das Ende des Festes): Когда пир Сократа с друзьями близился к концу / И головы уже клонились ко

7

Ф. Гёльдерлин. Сократ и Алкивиад (F. Holderlin. Sokrates und Alkibiades). Зачем, божественный Сократ, воздаешь ты почести / Этому юнцу? Разве ты не познал того, что есть величайшее? / Почему ты смотришь на него с любовью, / Как созерцают богов? / Тот, кто прозрел глубину, любит живое, / Благородная юность понимает, кто заглянул в мир / И мудрецы часто в конце тянутся к красоте.

8

Цит. по: E. Bertram. Nietzsche. Versuch einer Mythologie. 9. Aufl. Bonn, 1985. S. 341.

9

Пер. А. К. Гаврилова.

10

Пер. А. К. Гаврилова.

11

Переложение Пьером Корнелем в стихах религиозного сочинения Фомы Кемпийского (XIV в.; пер. на французский с латыни имелся уже в XV в.). Русский перевод Д. С. Самойлова.

12

Фауст: Смотреть ни в даль, ни в прошлое не надо; / Лишь в настоящем… / Елена: Счастье и отрада. Пер. Н. Холодковского.

13

И. В. фон Гёте. Фауст. Часть I. Пер. Б. Пастернака.

14

Впервые опубликовано: Michel Foucault philosopb. Rencontre international (Paris. 9-11 janvier 1988). Paris; Seuil. Des Travaus. 1989. P. 261–270.

15

Первая публикация: Henry D. Thoreau. Paris: L’Herne, 1994. P. 188–194.

16

Первая публикация: Le Temps de la reflexion II Le Monde. Paris: Gallimard, 1989. P. 175–188.

17

Статья впервые опубликована: Le Monde de l’education.№ 191. Mars 1992. P. 90–93.

18

Не опубликована. Сообщение в Философском колледже в 1993 году.

19

Рус. пер. см.: Адо П. Плотин, или Простота взгляда / Пер. Е. Штофф. М., 1991.

20

Беседа Пьера Адо с Сандрой Ложье и Арнольдом Дэвидсоном. Впервые опубликовано: Cites. 5. Paris: PUF, 2001.

Скачать:TXTPDF

Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо Философия читать, Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо Философия читать бесплатно, Духовные упражнения и античная философия. Пьер Адо Философия читать онлайн