Скачать:PDFTXT
Философия Бхагавад-Гиты

Мулапракрити, которая представляется основанием космоса.

Что касается Дайвипракрити, я уже обращал ваше внимание на относящиеся к ней высказывания в главе VII.

Таким образом я перечислил четыре великих принципа, и те, что я описал как составляющие четыре принципа бесконечного космоса, описаны и объяснены в учениях этой книги точно же в той манере, которую принял и я сам.

Кришна не углубляется в детали этих четырёх принципов, существующих в проявленной солнечной системе, и поскольку преследуется конечная цель учения, для него нет абсолютной необходимости углубляться в детали этого вопроса; и в том, что касается отношения микрокосмических упадхи к душе и их связи друг с другом, вместо изложения всех деталей связанной с ними философии, он ссылается на Брахмасутры, в которых содержится полное рассмотрение этого вопроса.

Так называемая Прастханатрая, на авторитете которой основывались наши древние философы, состоящая из Бхагавад-гиты, десяти Упанишад и Брахмасутр, должна быть основательно исследована, чтобы найти полное объяснение всей теории.

Главная цель Бхагавад-гиты, являющейся одним из главных источников индусской философии, ? объяснить высшие принципы, действующие в космосе, которые вездесущи и постоянны и являются общими для всех солнечных систем.

Главная цель Упанишад ? показать природу этого проявленного космоса, а также принципы и энергии, в нём присутствующие.

И, наконец, в Брахмасутрах делается попытка дать ясную и последовательную теорию о составе существа, которое мы называем человеческим, связи души с тремя упадхи, их природе и связи с душой с одной стороны, и между собой ? с другой. Однако эти книги не посвящены лишь этим предметам, хотя каждая книга имеет дело преимущественно с одним из них. И только когда вы примете во внимание все три, вы сможете получить согласованную систему всей ведантической философии.

И теперь, если мы допустим истинность изложенных мною предпосылок, какие же заключения из этого неизбежно последуют?

Для выяснения этого Бхагавад-гиту можно будет разделить на три части. Из первых шести глав первая ? просто вводная, а остальные имеют дело с пятью теориями, которые были предложены различными философами в качестве указующих путь спасения для человека; последующие шесть глав разъясняют теорию, отстаиваемую Кришной, указывают путь, которому он рекомендует следовать, как лучшему, и дают разъяснения по мере необходимости. В последних шести главах Кришна при помощи различных аргументов старается показать, что это Пракрити в основном ответственна за карму и даже за различные интеллектуальные и моральные качества, демонстрируемые человеческими существами, за разнообразие эмоциональной природы и различные практики, которые из этого следуют. Невозможно теперь для меня углубиться в этот аргумент детально. При изучении этой книги последние шесть глав должны быть прочитаны первыми, потому что один из главных принципов, который следует принять во внимание, имея дело с различными рекомендованными там взглядами, перечислен и обоснован именно в них; и наши заключения должны будут измениться, если учение этих шести глав считать ошибочным или необоснованным. Конечно, приведённые для иллюстрации в этих главах примеры взяты не из из современных предметов, знакомых нам, но из тех, которые в то время, когда Кришна излагал свои рассуждения, были вполне понятны его слушателям и публике того времени, и с которыми они были знакомы в совершенстве. Так что возможно, что в иллюстрациях, которые он даёт, мы не сможем найти тех аргументов и соображений, которые, возможно мог бы представить уму читателя в поддержку тех же заключений современный писатель. Несмотря на это, природа аргументации та же самая и заключения верны для всех грядущих времён. Конечно, если это необходимо, можно найти иллюстрации из других разделов человеческого знания, с которыми мы знакомы в настоящее время. Поскольку труды профессора Бэйна и Герберта Спенсера читаются сейчас широко, не потребуется никакой длительной аргументации, чтобы показать, что человеческий физический организм в значительной степени зависит от умственного склада человека; и на самом деле, современная психология пытается найти для себя основание в физиологии и возможно даже доходит в этом направлении до крайностей. Великий французский философ, от которого пошло то, что называется позитивизмом, в своей классификации наук не стал отводить отдельного места психологии. Он хотел поместить её в подчинённое положение, и включить, как отрасль, в физиологию.

Эта классификация показывает крайности, к которым эта тенденция может привести. Если всё, что мы находим в теле ? не более, чем материал, из которого оно состоит, истинная психология ? не более, чем физиология, а ум ? всего лишь результат действия материи. Но есть нечто большее, чем просто физический организм; невидимая сущность, называемая нами высшей чайтаньей, которая составляет индивидуальность человека, и которая, более того, ? та энергия, которая проявляется как сознание, стоящее за индивидуальностью.

Она не является материальной и не представляется вероятным, что наука сможет бросить хотя бы беглый взгляд на её истинную природу, пока не начнёт принимать методы, применявшиеся всеми великими оккультистами, пытавшимися проникнуть в эту тайну. Но так или иначе, следует вполне допустить, что какой бы ни была природа этой сущности или жизненной силы, человеческая конституция или физическое тело в значительной мере зависит от умственного развития и характера человеческого существа.

Конечно, сила, действующая во всех этих упадхи, сама по себе бесцветна ? сама она не может произвести результата. Но при действии в соединении с Пракрити ? это та самая сила, которая является субстратом для всех царств, и почти всё в космосе в некотором смысле прослеживаемо до неё. Однако когда вы начинаете иметь дело с конкретными формами сознательного существования, конкретными характеристиками и процессами развития, вы должны будете прослеживать их, строго говоря, к упадхи или материальным формам, в которых действует сила, но не к самой силе. Так Кришна говорит, что вся карма прослеживается к упадхи, и следовательно, к Пракрити. Сама карма зависит от сознательного существования. Сознательное существование всецело зависит от строения человеческого ума, а это зависит от нервной системы тела и различных элементов в нём, природы астральных элементов и энергий, запасённых в каранопадхи.

Даже в случае астрального тела тот же закон выполняется хорошо. Начнём с того, что здесь имеется аура, которая материальна в строгом смысле этого слова и которая составляет это упадхи. За этим находится энергия, являющаяся основой того чувства я, которое испытывает даже астральный человек.

Поднимаясь ещё выше, к карана-шарире, вы снова найдёте здесь невидимую, бесцветную силу, действующую внутри этого упадхи, которая содержит в себе характеристики индивидуального Я.

Куда бы вы ни пошли, вы обнаружите, что карма и гуны исходят от Пракрити ? упадхи есть причина индивидуального существования.

Однако само существование, я имею в виду живое существование, прослеживается к этому свету. Всё сознательное существование прослеживаемо к нему, и более того, когда развит духовный разум, он происходит из него непосредственно.

Теперь давайте допустим, что это ? приготовленное нами для принятия заключение, и мне не нужно будет вдаваться в детали аргументации, которые вы сможете найти на протяжении последних шести глав. А теперь давайте рассмотрим по порядку различные теории, предложенные разными философами. Я рассмотрю их в том же порядке, в каком они рассматриваются в первых шести главах этой книги.

Первая глава ? просто вводная. Вторая рассматривает Санкхья-йогу, третья ? Карма-йогу, четвёртая ? Джняна-йогу, пятая ? Кармасанньяса-йогу и шестая имеет дело с Атмасамьяма-йогой.

Это ? теории, предложенные другими философами, и Кришна не включает в этот список путь освобождения, указываемый им самим, который излагается во второй серии из шести глав. Я считаю, что почти все разнообразные рекомендации, сделанные различными философами, могут быть отнесены к какому-нибудь из этих разделов. В завершение этого списка, имеется метод, предложенный самим Кришной как универсально приложимый, а также стоящий за другими неизвестным и невидимым, оккультный метод, для облегчения которого все системы посвящения были вызваны к существованию. Поскольку этот оккультный метод не имеет универсальной применимости, Кришна оставляет его на заднем плане и преподносит своё учение в таком виде, в каком оно является приложимым ко всему человечеству. Он указывает недостатки каждой из других систем, но берёт в отдельности лучшее из этих пяти теорий, и добавляет единственный элемент, без которого каждая из этих теорий окажется ошибочной. Таким вот образом он выстраивает теорию, которую он рекомендует для принятия человечеством.

Возьмём, например, философию Санкхья. Я уже объяснял любопытное учение философов Санкхьи, согласно которому их Авьякта сама и является единым Я, проявленным повсюду во всех упадхи. Это в большей или меньшей мере и есть их Пуруша. Этот Пуруша полностью пассивен. Это не Ишвара, не активный, созидательный Бог, но просто что-то вроде пассивного основания космоса, и всё, что совершено этом космосе ? совершено Пракрити, которая производит все организмы или упадхи, составляющие совокупность космоса. Они принимают тот взгляд, что карму и все результаты, происходящие из неё, можно проследить к этой майе или Пракрити, к этому субстрату, составляющему основу всего проявленного. И именно через действие этой кармы возникает индивидуальное существование. По причине этой кармы индивидуальное существование поддерживается, и это по причине кармы человек вынужден терпеть все боли и печали земного существования. Рождение, жизнь и смерть, а также все бесчисленные напасти, которым подвергается человеческая природа, претерпеваются человечеством по её причине. При принятии их предпосылок, если целью вашей жизни является конец всех земных печалей, следует прекратить действие этой кармы.

Но вопрос в том, как вы можете сделать это? В то время как Парабрахман остаётся пассивным, Пракрити продолжает создавать космос без его вмешательства. И невозможно полностью избавиться от Пракрити или её гун. Вы точно так же можете попытаться избавить огонь или воду от всех их свойств. А поскольку карма является неизбежным результатом Пракрити, а Пракрити продолжает существовать так долго, как вы являетесь человеческим существом, то бесполезно пытаться избавиться от кармы. Но, скажут они, вы должны пытаться избавиться от действия кармы, уменьшая себя до пассивного состояния существования, в котором находится Парабрахман, являясь просто беспристрастным свидетелем. Делайте карму ? не из желания делать её, но из чувства долга ? потому что это должно быть сделано. Санкхьи говорят: оставьте сангам, это желание делать карму, которое лишь одно связывает душу с ней, и отвергните эту связь, которая одна делает душу ответственной за карму.

Что же тогда произойдёт? Они говорят, что когда вы отвергнете это желание, карма будет становиться всё слабее и слабее в своей способности действовать на вас, пока наконец вы не придёте к состоянию, в котором не будете подвержены карме вообще, и это есть состояние мукти. Тогда вы станете тем, чем были первоначально.

Скачать:PDFTXT

Философия Бхагавад-Гиты читать, Философия Бхагавад-Гиты читать бесплатно, Философия Бхагавад-Гиты читать онлайн