что представляется мне наиболее подходящим.
Я покажу, какое положение каждый из этих принципов занимает в эволюции природы, и проходя от первопричины к организованному человеческому существу наших дней, я дам вам основу четверичной классификации, которой я обещал придерживаться.
Первый принцип, или скорее, первый постулат, который я должен представить, ? это существование того, что называется Парабрахманом. Конечно, вряд ли есть система философии, которая бы отрицала существование первопричины. Даже так называемые атеисты никогда не отрицали её. Различные вероисповедания принимали разные теории относительно природы этой первопричины. Все сектантские споры и различия возникли не от разницы во мнениях относительно существования этой первопричины, а от разницы атрибутов, которые человеческий ум постоянно пытался к ней приложить. Возможно ли знать что-нибудь о первопричине? Без сомнения, возможно знать о ней кое-что. Возможно знать всё о её проявлениях, однако за пределами возможного для человеческого знания ? проникнуть в её внутреннюю суть и сказать, какова она действительно сама по себе. Все религиозные философы соглашались, что эта первопричина вездесуща и вечна. Когда наступает космическая пралайа, она неактивна, а когда начинается эволюция, она становится активной.
Но даже истинная причина этой активности и пассивности непостижима нашим умам. Это не материя, или что-то вроде материи. Это даже не сознание, потому что всё, что мы знаем о сознании, состоит в отношении к определённому организму. Чем является или будет являться сознание, когда оно полностью отделено от упадхи ? вещь крайне непознаваемая для нас ? и не только для нас, но и для любого другого разума, мнящего о «я» или ego, или имеющего индивидуализированное существование. И снова, это даже не атма. Слово атма используется в наших книгах в различных смыслах. Оно постоянно связывается с идеей Я. Но Парабрахман не так с этим связан, это не Я, это не не-Я, и это не сознание, или если использовать фразеологию древних философов, это не джнята, не джнянам и джнеям. Конечно, каждое существо в космосе должно подойти под одно из этих трёх названий. Но Парабрахман не подходит ни под одно из них. Тем не менее, он представляется единым источником, проявлениями или способами существования которого джнята, джнянам и джнеям являются. Имеются и несколько других аспектов, которые мне необходимо предложить вашему вниманию, поскольку на них обращается внимание и в Бхагавад-гите.
Мы знаем, что в случае каждого объектного сознания, то, что мы можем назвать материей или не-Я, является, в конце концов, просто собранием атрибутов. Но приходим ли мы к нашему заключению при помощи логических заключений, или добываем его из естественного сознания, мы всегда полагаем, что имеется существо ? истинная сущность этого, к которой все эти атрибуты применяются ? которая несёт эти атрибуты, как она есть, сама оставаясь неизвестной нам.
Все ведантические авторы старины формулировали принцип, что Парабрахман ? это единственная сущность всего в космосе. Когда наши древние авторы говорили «сарвам-кхалв-идам-брахма»*, они не имели в виду, что все эти атрибуты, которые мы ассоциируем с идеей не-Я, должны рассматриваться как Брахман, также не имели они в виду и то, что на этот Брахман следует смотреть, как на упадана карану** в том смысле, в каком земля и вода являются упадана караной этой колонны. Они просто имели в виду, что истинное в связке атрибутов, которые замечает наше сознание, сущность, которая представляется дном и основанием всех явлений, есть Парабрахман, который, хотя сам и не является объектом познания, тем не менее способен давать поддержку и начало всем видам объектов и всем видам существования, которые становятся объектами познания.
__________ * Всё в действительности есть этот Брахман. ** Основную причину.
Теперь, этот Парабрахман, который существует прежде всех вещей в космосе, является сущностью, из которой начинает существование центр энергии, который я пока буду называть логосом.
Этот логос может быть назван на языке древних авторов и Ишварой, и Пратьягатмой, и Шабдабрахманом. Он называется Verbum или Словом у христиан, и это божественный Христос, который вечно пребывает в лоне своего отца. Он называется буддистами Авалокитешварой; так или иначе, Авалокитешвара в одном из значений есть логос вообще, хотя несомненно, в китайской доктрине с ним ассоциируют и другие идеи. Почти в каждой доктрине формулируется существование центра духовной энергии, который нерождён и вечен и который существует в латентном состоянии в недрах Парабрахмана во время пралайи, и начинает быть центром сознательной энергии во время космической активности. Это первая джнята или Я в космосе, и всякое другое Я, как я покажу здесь позже, ? всего лишь его отражение или проявление. Эта его сокровенная природа не является непознаваемой, как Парабрахман, но она ? объект высочайшего знания, которого человек может достичь. Это единая великая тайна в космосе, с учётом которой все посвящения и все системы философии и были созданы. Какова в действительности его сокровенная природа ? не будет предметом рассмотрения моей лекции, но имеются некоторые точки зрения, с которых мы можем взглянуть на него, чтобы понять учения, изложенные в Бхагавад-гите.
Несколько представлений, которые я собираюсь изложить относительно этого принципа, следующие. Он не материальный или физический в своём составе, и он не вещественен; в своей сущности или эссенции он неотличен от Парабрахмана, и в то же время отличен от него в том плане, что имеет индивидуализированное существование. Он существует в латентном состоянии в недрах Парабрахмана во время пралайи так же, как например чувство Я латентно во время сушупти или глубокого сна. Он часто описывается в наших книгах, как сат-чид-ананда, и с помощью этого эпитета вы должны понять, что это сат, и что это чит и ананда.
У него есть свои собственные сознание и индивидуальность. Я могу также сказать, что это единственный личностный Бог, который, возможно, существует в космосе. Но чтобы не вызывать непонимания, я должен также заявить, что такие центры энергии в недрах Парабрахмана почти неисчислимы. Не следует предполагать, что этот логос ? единственный центр энергии, проявленный Парабрахманом. Есть бесчисленные другие. Их количество почти бесконечно. Возможно даже в этом центре энергии, называемом логосом, могут быть отличия; и Парабрахман, так сказать, может проявлять себя как логос не только в конкретной, определённой форме, но в различных формах. Так или иначе, какими бы ни были различия форм, которые могут существовать, с целью понимания Бхагавад-гиты нет необходимости детально вдаваться в этот вопрос. Логос, что рассматривается здесь, есть логос вообще, а не какой-то конкретный логос, дающий Арджуне все эти инструкции, имеющие общее приложение. Другие аспекты логоса будут поняты лучше, если я покажу вам природу других принципов, начинающих своё существование, следуя за существованием этого логоса или verbum.
Конечно, это ? первое проявление Парабрахмана, первое Я, которое появляется в космосе, начало всего творения и конец всей эволюции. Это единый источник всей энергии в космосе и базис всех ветвей знания, и более того, древа жизни, потому что чайтанья, что оживляет весь космос, проистекает из него. Когда это Я однажды начинает существование, как сознательная сущность, имеющая сознание самой себя, как объекта, нам нужно будет увидеть, что результат этого объектного сознания будет как бы ссылаться на единое абсолютное и безусловное существование, из которого оно пускается в проявленное существование. С этой вещественной точки зрения Парабрахман представляется как Мулапракрити. Пожалуйста помните это и попытайтесь понять мои слова, поскольку здесь коренится вся трудность понятий пуруша и пракрити, чувствуемая многими, писавшими о ведантической философии. Конечно, эта Мулапракрити материальна для нас. Эта Мулапракрити является Парабрахманом не в большей мере, чем простая совокупность атрибутов этой колонны является ею самой; Парабрахман ? это безусловная и абсолютная реальность, а Мулапракрити ? нечто вроде завесы, наброшенной на неё. Сам Парабрахман не может быть видим как он есть. Он видим логосом с завесой, наброшенной на него, и эта завеса есть могучее протяжение космической материи. Это основа материальных проявлений в космосе.
Опять же, Парабрахман, проявившись с одной стороны, как Я, а с другой ? как Мулапракрити, действует через логос, как единая энергия. Я объясню вам при помощи аналогии, что я имею в виду под этим действием через логос. Конечно, вы не должны проводить её слишком далеко; её назначение ? просто помочь вам сформировать некое понятие о логосе. Например, солнце можно сравнить с логосом; из него излучаются свет и тепло, но в космосе его тепло и энергия существуют в неком неизвестном состоянии, при помощи его инструментария распространясь в пространстве, как видимый свет и тепло. Таковы взгляды о Солнце, принятые древними философами. Таким же образом и Парабрахман излучается через логос и проявляется как свет и энергия логоса. Теперь мы видим первое проявление Парабрахмана, как Троицу, высшую Троицу, какую мы способны понять. Она состоит из Мулапракрити, Ишвары или логоса, и сознательной энергии логоса, которая есть его сила и свет; и здесь мы имеем три принципа, на которых по всей видимости основывается весь космос. Во-первых, имеем материю; во-вторых, имеем силу ? любого разряда, основу всех сил в космосе; и в-третьих, имеем Я или корень «я», которому всякое другое «я» приходится лишь проявлением или отражением. Вы должны учитывать, что имеется ясная линия различия, проводимая между Мулапракрити (которая является, как и была, завесой, брошенной на Парабрахман с объектной точки зрения логоса) и этой энергией, которая излучается из него. Кришна в Бхагавад-гите, как я далее покажу, проводит ясную разделительную линию между этими двумя; и важность этого различия будет видна, когда вы обратите внимание на различные недоразумения в различных системах философии, к появлению которых привело смешивание этих двух. Теперь учтите, что эта Мулапракрити, которая есть завеса Парабрахмана, в философии Санкхья называется Авьякта. Она также названа в Бхагавад-гите Кутастха ? просто потому, что она недифференцирована; даже буквальное значение этого слова более или менее сообщает идею о том, что она недифференцирована в противоположность дифференцированной материи. Этот свет логоса назван в Бхагавад-гите Дайвипракрити; это гностическая София и Святой Дух христиан. Ошибка предполагать, что Кришна, когда рассматривается как логос, есть проявление этой Авьякты, как обычно верят некоторые школы философов. Он ? проявление Парабрахмана с другой стороны, и Святой Дух в своём первоисточнике эманирует через Христа*. Причина, почему он называется матерью Христа, следующие. Когда Христос проявляет себя в человеке, как его Спаситель, это из лона этого божественного света он и рождается. Так что только когда логос проявлен в человеке, он становится сыном этого света логоса ? этой