могут возыметь некоторый эффект в определении будущих проявлений этой жизни-энергии, действующей в нём. К тому времени, когда мы достигаем человека, этот единый свет становится дифференцированным на отдельные монады, и с тех пор устанавливается индивидуальность.
По мере того, как индивидуальность становится всё более и более различимой и всё более отделённой от других индивидуальностей собственным окружением человека, создаваемыми им интеллектуальными и моральными побуждениями и действием его собственной кармы, принципы, из которых он состоит, становятся более определёнными. В человеке имеется четыре принципа. Во-первых, есть физическое тело, относительно которого мы не должны вдаваться в детали, так как они относятся скорей к полю исследования физиолога, чем религиозного исследователя. Несомненно, некоторые отрасли физиологии становятся предметами определённой важности в некоторых делах, связанных с философией Йоги, но мы не будем обсуждать эти вопросы сейчас.
Далее следует сукшма-шарира. Она находится к физическому телу в том же отношении, в каком астральный мир ? к предметному плану солнечной системы. В наших теософических трудах его иногда называют камарупой Это неудачное выражение дало начало ошибочному представлению о том, что принцип, называемый кама, представляет само астральное тело и трансформируется в него. Но это не так. Оно состоит из элементов совершенно отличной природы. Его чувства не так разделены и локализованы, как в физическом теле, и будучи составлено из более тонкой материи, оно обладает способностями действия и мысли, значительно большими, чем обнаруживаются в нашем физическом организме. Карана-шарира может быть представлена лишь как центр праджни ? центр силы или энергии, в который третий принцип (или Сутратма) космоса дифференцировался по причине того же импульса, который вызвал дифференциацию всех этих космических принципов. И теперь возникает вопрос, что же завершает эту троицу и делает её четвёркой?* Конечно же, этот свет логоса. Как я уже говорил, это такой свет, который проникает каждый вид организмов, и в этой троице он проявлен в каждом из упадхи как истинная джива или Я человека. Теперь с целью дать вам возможность получить ясное понимание этого предмета, я выражу свои идеи фигуральным языком. Представьте, что мы сравниваем логос с солнцем. Представьте, что я возьму в руку чистое зеркало, поймаю отражение солнца, направлю отражённые лучи на полированную металлическую пластину и лучи, в свою очередь отражённые, направлю на стену. Теперь мы имеем три образа, один яснее и ярче другого. Я могу сравнить ясное зеркало с карана-шарирой, металлическую пластину с астральным телом и стену ? с физическим телом. В каждом случае формируется определённая бимба, и эта бимба или отражённый образ на время считается «я». Бимба, формируемая в астральном теле, даёт начало идее «я», когда оно рассматривается в отдельности от физического тела; бимба, формируемая в карана-шарире, рождает наиболее выдающуюся форму индивидуальности, которой обладает человек. Далее вы увидите, что все эти бимбы ? неодинакового сияния. Свет этой бимбы вы можете сравнить с человеческим знанием, и он затухает по мере того, как отражение переносится из ясного упадхи к менее ясному, и так далее, пока вы не достигнете физического тела. Наше знание зависит в основном от состояния этих упадхи, и также заметите, что как отражение солнца на гладкой поверхности воды может быть нарушено и сделано движением самой воды невидимым, так и человек страстями и эмоциями может нарушить и исказить образ своего истинного Я, и даже сделать образ столь неясным, что станет почти невозможным воспринимать свет.
__________ * Отражённый образ логоса, созданный действием этого света, или карана-шарира может рассматриваться как четвёртый принцип в человеке, и рассматривался так некоторыми философами. Но в действительности истинная сущность ? это сам свет, а не его отражение.
Далее вы увидите, что эта идея «я» обманчива. Почти все великие писатели о философии Веданты, как и Будда, и Шанкарачарья, определённо утверждали, что это ошибочная идея. Вы не должны предполагать, что эти великие люди говорили, что идея «я» обманчива по той же причине, которая привела Джона Стюарта Милла к предположению, что идея «я» производится соединением или серией умственных состояний. Это не произведённая идея, и не вторичная идея, которая произошла из какой-либо серии ментальных состояний. Сказано, что она обманчива, как я пытался объяснить, потому что истинное Я ? это сам логос, и то, что обычно принимается за Я ? всего лишь его отражение. Если же вы скажете, что отражённый образ не может действовать как индивидуальное существо, я просто напомню вам, что моя аналогия не может проводиться слишком далеко. Мы обнаруживаем, что каждый различимый образ может сформировать отдельный центр. Вы увидите, к каком затруднении это нас оставит, если вы отвергнете это и будете держать «я» за отдельное существо в самом себе. Если так, то в то время как я нахожусь в своём предметном состоянии сознания, моё Я есть нечто существующее в качестве реального существа в самом физическом теле. Возможно ли перенести его же в астральное тело? Тогда, опять, его придётся перенести и в карана-шариру. Мы встретимся с ещё большей трудностью при перенесении этого существа в сам логос и вы можете оказаться зависимыми уже от него, если конечно человеческая индивидуальность или Я, которое можно перенести в логос ? не просто название. В некоторых особенных случаях будет очень трудным составить отчёт о большом количестве феноменов на основе той идеи, что это «я» представляет некоторую разновидность энергии или какую-то существующую монаду, переносимую из одного упадхи в другое.
По мнению ведантистов и, как я вам покажу, и по мнению Кришны ? человек представляет четвёрку. Он имеет, во-первых, физическое тело или стхула-шариру, во-вторых, астральное тело или сукшма-шариру, в-третьих, местопребывание его высшей индивидуальности, карана-шариру, и в четвёртых, наконец, свою атму. Здесь, конечно, существует разница во мнениях относительно конкретной природы этого четвёртого принципа, как я уже говорил, которая даёт начало различным ошибочным пониманиям. Например, согласно некоторым последователям философии Санкхья, по крайней мере тех, кто называется Ниришвара-санкхья, у человека есть три этих принципа с их Авьяктой, завершающей четвёрку. Эта Авьякта есть Мулапракрити или скорее Парабрахман, проявленный в Мулапракрити, как упадхи. С этой точки зрения Парабрахман является в действительности четвёртым принципом, высшим принципом в человеке; а другие три принципа просто существуют в нём и по причине его. Эта Авьякта, так сказать, ? единый принцип, который является корнем всего «я», который становится дифференцированным в ходе эволюции, или скорее кажется разделённым на отдельные организмы, который существует в каждом виде упадхи и который ? истинная духовная сущность, которой человек должен достичь.
Теперь давайте посмотрим, что должно случиться согласно этой гипотезе. Логос совершенно не допускается, о нём даже не было замечено; и потому-то эти люди и названы Ниришвара-санкхьями (не потому, что они отвергли существование Парабрахмана, поскольку они этого не делали, ? но) потому что они не уделили внимания логосу и его свету ? двум наиболее важным сущностям в природе ? в классификации принципов человека.
II
В своей прошлой лекции я попытался проследить ход самых начал космической эволюции, и при этом довольно определённо указал четыре основных принципа, действующих в этом бесконечном космосе. Также я перечислил и четыре принципа, которые представляются составляющими основу всей проявленной солнечной системы и определил природу четырёх принципов, на которые я разделил состав человека. Надеюсь, что вы будете помнить данные мной объяснения, потому что на ясном понимании этих принципов основывается разъяснение всего учения Веданты; и более того, из-за ошибочных представлений о природе этих принципов, с которыми я вас ознакомил, религиозные философы разных народов пришли в ужасное затруднение, и были сделаны заключения, выведенные из неправильных посылок, не обязательно последовавшие бы из правильного понимания этих принципов.
С целью разъяснения моей позиции я должен сделать ещё несколько замечаний о некоторых из этих принципов. Вы помните, что я подразделил солнечную систему на четыре главных принципа и назвал их именами, присвоенными им в трактатах о том, что можно назвать Тарака-йогой. Тарам или Пранава ? это также символ проявленного человека. И три матры без ардха-матры символизируют три принципа, или три проявления первоначальной Мулапракрити в солнечной системе. Санкхья-йога, будучи так правильно названа, главным образом имеет дело с этими тремя принципами и эволюцией из них всех материальных организмов. Я использую слово «материальные» с целью указать не только на физические и астральные организмы, но также и на организмы на плане высшем, чем астральный. Многое из того, что находится на этом плане, по моему мнению также является физическим, хотя возможно, что оно может различаться в строении от известных форм материи обычного вещественного плана. Вся эта проявленная солнечная система, строго говоря, находится в поле физического исследования. Ведь мы пока исследуем только поверхностные стороны внешнего космоса. Это то, и всего лишь то, чего достигла к этому времени физическая наука. У меня нет и малейшего сомнения, что со временем физическая наука сможет проникнуть глубоко в лежащую подо всем основу, которая соответствует Сутратаме наших ведантических авторов.
Это сфера деятельности философии Санкхья ? проследить из трёх составляющих частей Мулапракрити все различные физические проявления. Не надо однако предполагать, что я каким-либо образом поддержу то, как философия Санкхья, в виде, в котором она теперь понимается, прослеживает источник всех этих проявлений. И напротив, есть всяческие причины верить, что исследователи физической науки на западе, подобные профессору Круксу и другим, придут к более истинным результатам, по сравнению с тем, что заключается в существующих системах философии Санкхья, известных публике. Оккультная наука, разумеется, располагает своей собственной ясной теорией относительно происхождения этих организмов, но это тот предмет, что всегда держится на заднем плане, и подробности этой теории вовсе не являются необходимыми для целей объяснения учения Бхагавад-гиты. Пока что будет достаточно отметить, что является полем философии Санкхья, и что входит в поле зрения физической науки.
Мы не можем составить понятия относительно типа существ, живущих на астральном плане, и ещё в меньшей степени способны мы сделать это в случае тех существ, которые живут на плане, предшествующем астральному. Для современного ума всё, что находится за пределами этого обычного плана существования ? совершенно пусто. Но оккультная наука определённо формулирует существование этих более тонких уровней существования, и феномены, которые проявляются на так называемых спиритических сеансах, дадут нам некоторое представление о существах, живущих на астральном плане. Хорошо известно, что в большинстве из наших Пуран дэвы упоминаются, как существующие в сварге.
Но все дэваганы, упоминаемые в Пуранах, не обязательно находятся в сварге. Васу, рудры, адитьи