со средневерхненемецкого и издано Н. Buttner, П 164 f. Вопрос о подлинности этой речи в данном случае несущественен.
18
Die Reden Gotano Buddhos. Mittlere Sammlung. В переложении K. E. Neumann, Munchen 1922,22 Rede. Из большого количества созвучных отрывков можно выбрать, конечно, весьма произвольна лишь какой-то один.
19
Miguel de Unamuno, Das Leben Don Quijotes und Sanchos, переведено o. Buck, Munchen o. J. U 25 f.
20
Miguel de Unamuno, Das Leben Don Quijotes und Sanchos, переведено o. Buck, Munchen o. J. U 25 f.
21
Ср. здесь ретроспективную самоинтерпретацию Хайдеггера в его «Brief Uber den «Humanismus», a. a. 0. S. 68 ff.
22
R. М. Rilke, Gesammelte Werke, Leipzig 1930, в дальнейшем цитируется лишь с указанием номера тома и страницы: III 318, 324, 366, 464 и т. д. За дополнениями к разработкам, касающимся Рильке, следует в целом обратиться к моему сочинению о Рильке, Stuttgart 1951, 2Aufl.l956.
23
F. Nietzsche, Werke, Gro- und Kleinoktavausgabe, цитируется с указанием номера тома и страницы, VI 16.
24
F. Nietzsche, Werke, Gro- und Kleinoktavausgabe, цитируется с указанием номера тома и страницы, VI 16.
25
W. Diltey, Beitrage zur Losung der Frage vom Ursprung unsares Glaubens an die Realitat der Auenwelt und seinem Recht. Gesammelte Schriften V, 90 ff.
26
Hans Heyse, Idee und Existenz, Hamburg, 1935.
27
Ср. с этим наряду с сочинениями J. v. Uexkulls прежде всего А. Gehlen, Der Mensch, seine Natur und seine Stellung in der Welt. Berlin 1940.
28
Ср. с этим наряду с сочинениями J. v. Uexkulls прежде всего А. Gehlen, Der Mensch, seine Natur und seine Stellung in der Welt. Berlin 1940.
29
Для рассмотрения и обоснования наряду с приведенным сочинением о Дильтее я отсылаю к моей статье: Zur frage nach der Objektivitat der Geisteswissenschaften, Zeitechrift f. d. ges. Staatswissenschaf t, 97. Bd. 1937, напечатанную ныне в O. F. Bollnow, Das Verstehen, drei Aufsatze zur Theorie der Geisteswissenschaften, Mainz, 1949.
30
Понятие ситуации берется здесь в совпадающем с повседневным словоупотреблением смысле, как использует его Ясперс, а не в том строго выделенном смысле, в котором Хайдеггер выводит ситуацию лишь из твердой «решимости» человеческого поведения. Последнее требовало бы весьма более глубокого проникновения в особенности хайдеггеровской философии.
31
Ср. с этим К. Jaspers, Psychologie der Weltanschaungen, 3 Aufl Berlin, 1925, S. 229 ff., цитируется как Ps.
32
M. Heidegger, Was ist Metaphysik? Bonn, 1931, S. 16, в дальнейшем цитируется как M.
33
M. Heidegger, Kant und das Problem der Metaphysik, Bonn, 1929, S.228.
34
Лишь разросшейся до предельной степени скукой является настроение, выведенное в подробном и проницательном анализе Ж.-П. Сартром в его романе «Тошнота» («La Nausee»)(86) (1938). Nausee берется здесь в качестве понятия, охватывающего очень многое, тогда как в немецком языке ему, возможнее соответствует все же связанное более тесно с чем-то вкусовым понятие отвращения, своеобразным образом зависающее между скукой, пресыщением (der Uberdru), страхом и отчаянием. Следовательно, и тут это понятие означает особое чувство лишенности смысла своего бытия в целом, толкающее героев романа к опыту настоящего существования. Эта связь тем более значительна, поскольку совершенно так же, как немецкая экзистенциальная философия, возвращается к кьеркегоровскому «Понятию страха», сартровская » Nausee» обозначает ту решающую отправную точку, с которой начинается развитие французского экзистенциализма.
35
Н. Cysarz, Das Unsterbliche, Die Gesetzlichkeiten und das Gesetz der Gesichte. Halle a. d. Saale 1940,8.85 f.
36
Novalis, Schriften, hrsg. von P. Kluckhohn, 162. Cp. R. Unger, Herder, Novalis, Kleist, Frankfurt a. M. 1922, так же как и W. Rehm, Der Todesgedanke in der deutschen Dichtung vom Mittelalter bis Romantik. Halle a.d. Saale 1928.
37
J. J. Bachofen, Urreligion und antike Symbole, systematisch angeordnete Auswahl, hrsg. von C. A. Bernoulli, Leipzig 1926,1258.
38
Если Хайдеггер и развивал наиболее продвинутый герменевтический анализ смерти и если, таким образом, изложение поневоле должно в большей мере привязываться к Хайдеггеру, то, с другой стороны, оно все же должно остерегаться того выстраиваемого весьма строгим образом структурного каркаса, в котором смерть у Хайдеггера срастается с целым его аналитики человеческого бытия, что в особенности касается рассматриваемых им отношений между смертью и заботой, которые принимаются за руководство для всеобщего изложения экзистенциальной философии. Здесь же, как и везде, вопрос заключается прежде всего в том, чтобы отстраниться от хайдеггеровского онтологического анализа и выделить лишь всеобщие экзистенциально-философские черты. Особым образом стоило бы указать на полемику с Хайдегтером, содержащуюся в следующем труде: А. Sternberger, Der verstandene Tod, Leipzig, 1934.
39
Ср. мой опыт: Das Bild vom Menschen in Rilkes «Sonetten an Orpheus», Dichtung und Volkstum, Bd. 39,8. 340ff., 1937, также стр. 8 названной книги Рильке.
40
Rilke, Briefe aus Muzot, Leipzig 1935, S. 133.
41
Briefe aus Muzot, S. 373.
42
Ср. 0. F. Bollnow, Die Ehrfurcht, a. a. 0. S. 77 ff.
43
Ср. с этим проницательные анализы у Е. Minkowski, Le Temps vecu. Paris 1933, также и мою попытку: Das Wesen der Stimmungen, Frankfurt a. M. 1941, 3Aufl. 1966.
44
Augustin, Bekentnisse, 11. Buch, 20. Kap.
45
1 Е. Grisebach, Gegenwart, eine kritische Ethik, Halle a. d. Saale 1928, S.571.
46
Ср. Е. Staiger, Die Zeit als Einbildungskraft des Dichters, Zurich- , Leipzig 1939, развивавший сущность «бурного времени» (гёльдерлиновской чеканки) в убедительном анализе Клемена Брентано.
47
Ср. мою попытку дискуссии с Ясперсом: Existenzphilosophie und Geschichte, Blatter fur Deutsche Philosophie, 11. Bd. 1938.
48
Ср. мою попытку дискуссии с Ясперсом: Existenzphilosophie und Geschichte, Blatter fur Deutsche Philosophie, 11. Bd. 1938.
49
J.-P. Sartre, L’ExistentiaUsme est un Humanisme, Paris 1946, S. 62.
50
M. Heidegger, Die Selbstbehauptung der deutschen Universitat, Breslau 1933,8.12.
51
Н. Heyse, Idee und Existenz, Hamburg 1935, A. a 0. S, 342 f.
52
К. Jaspers, Vernunft und Existenz, Groningen 1935, S. 106.
53
K. Jaspers, Max Weber, Deutsches Wesen im politischen Denken, im Forscherund Phllosophieren, Oldenburg 1931, S. 78.
54
М. Heidegger, Erlauterungen zu Holderlins Dichtung, Frankfurt a. M. 1950. М. Heidegger, Holzwege, Frankfurt a. М. 1960. М. Heidegger, Einfuhrung in die Metaphysik, Tubingen, 1953.
55
K. Jaspers, Philosophische Logik, 1. Band, Von der Wahrheit, Munchen 1947.
56
K. Jaspers, Philosophische Glaube, Munchen 1948, S. 125.
57
Н. Lipps, Die menschliche Natur, Frankfurt a. М. 1941
58