для человека, заключает Сартр, — значит выбирать самого себя.
Онтологические основания русской философии
Онтология — метафизические искания всеединства в русской философии. Под бытием в ней рассматривается то, что откровенно дано и постигается непостижением. Логика ее размышлений такова: сущее представляет собою многообразие дискретных предметов, условием их существования может являться некое самотождественное начало, в котором совпадают все противоречия, обнаруживаемые нами в реальном мире. Всеединое — есть абсолютная пустота, в которую включено все, но вместе с тем оно являет собой абсолютную простоту, выраженную в тождестве «А есть А». Различие между бытием и сущим лишь качественное, бытие — это то же сущее, находящееся в состоянии покоя, сущее — это становящееся бытие. Здесь возникает два варианта соотношения бытия и сущего. С одной стороны, бытие присутствует в каждой части сущего, поскольку сущностно от него не отличается. С другой стороны, сущее, являясь несовершенным или незавершенным бытием, существует только благодаря последнему, причем существует в бытии. Отсюда — пантеизм и панэнтеизм русской философии. Первый рассматривает бытие в сущем. Второй абсолютизирует бытие, превращая сущее в иллюзию. Отсюда разговоры в русской философии о непостижимости бытия, о тайне как его главной характеристике.
Картина мира в русской философии. Мир — органическое целое. Эманация или творение мира из Ничего. Триада — Бог, Человек, Мир (Космос) и различные картины мира (христианский, натуралистический пантеизм). Русский космизм как «незавершенный проект» создания онтологической гносеологии, синтезированной с экзистенциальным, персоналистским, смысложизненным и религиозно-метафизическим подходами — от активно-эволюционной модели к социокультурному феномену.
Глава 11
Категориальный аппарат онтологии
Основные значения понятия «бытие». Первый смысловой слой понятия «бытие» — все то, что существует — реабилитирует принцип английского философа Джорджа Беркли (1685 — 1753), согласно которому «существовать значит быть воспринимаемым». Второй смысловой слой понятия «бытие» существование — отождествляет бытие с реальностью. Третий смысловой пласт понятия «бытие» означает Абсолют, Космический разум, Бог. Бытие, понимаемое как Абсолют, не познается, а только открывается. Оно тайна, которую нельзя постигнуть или выразить в понятиях, но которую можно и нужно прожить. Абсолютизация бытия идет от влиятельного представителя патристики, христианского богослова Августина Блаженного (354 — 430), от его идеи иерархичности структуры мира, трактуемой как градация существ, различные ступени совершенства.
Бытие и сущее
Онтико-онтологическое различение бытия и сущего: проблема единства и множественности. Сущее — совокупность окружающих вещей. Бытие всегда опосредованно, нуждается в дальнейшем выведении, оформлении. В этом смысле оно всегда противостоит сущему как непосредственно данному, оформленному. Уникальность сущего — главная предпосылка онтологии. Подлинное вопрошание возможно только по отношению к бытию: спрашивая о сущем, мы в конечном итоге спрашиваем о бытии. Философия возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза; она есть охота за единым (бытием). Вопрос о том, что такое сущее, это вопрос о том, что такое бытие. Поэтому бытие есть отсутствующее присутствие сущего.
Мартин Хайдеггер выступает против отождествления бытия и сущего. Бытие сущего — это вовсе не само сущее; оно требует собственного определения. Бытие есть бытие сущего. Просто бытия нет. Однако сущее — это все, о чем мы говорим, все, что мы имеем в виду, все, к чему мы имеем некое отношение, что мы есть сами. Бытие — более неуловимое понятие, его нельзя определить также просто, как сущее. Бытие существует, а небытие не существует, бытие есть наличие, реальность, присутствие. То, что есть — это сущее, а слово «есть» обозначает бытие этого сущего. Бытие и сущее, таким образом, неразделимы, однако нас интересует не сущее, а его бытие. Для этого следует избрать некую точку отсчета, с которой можно считывать смысл бытия и с которой должно брать свое начало размыкание бытия. Это есть мы сами.
Существование — общий знаменатель всех явлений (фрагментов действительности), та определенность, в которой гаснут все качественные и иные дифференциации мира. Событие и со-бытие существования. Существование всегда исторично и социально.
Бытие есть основание возможного сущего, однако бытие как таковое не есть бытие определенного сущего. С бытием не дана сущность конечного сущего. С сущностью определенного сущего также не дано уже бытие. Отсюда следует различать бытие и сущность конечного сущего. Бытие не есть сущность, сущность не есть бытие.
Сущность можно рассматривать и как единицу бытия и как единство рода. Бог — универсальная сущность; сущность — субстанция.
Сущность и существование. Сущность (эссенция) — это внутреннее содержание предмета (вещи), постигаемое разумом. Существование (экзистенция) выражает его внешнее бытие и постигается в опыте. Возможно ли существование без сущности?
Средневековый теолог Фома Аквинский (1225 — 1274) с позиции умеренного реализма установил совпадение сущности и существования (их общий корень) в Боге. Во всякой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности. Фома выделил четыре уровня бытийности вещей: на низшей ступени форма составляет лишь внешнюю определенность вещи; на следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи, которой внутренне присуща целесообразность; третий уровень — животные (здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности); на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух или ум, разумная душа.
Субстанция — основа бытия. Именно в субстанциональном единстве бытия совпадают сущность и существование, материальное и духовное. Бытие — форма проявления субстанции. Субстанция есть причина самое себя. Субстанция внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она существует.
Проблема единства, двойственности или множественности субстанций: монизм, дуализм, плюрализм. Многокачественность субстанции: качества первичные и вторичные. Атрибуты и модусы субстанции.
В истории философии Субстанция интерпретировалась как субстрат, как конкретная индивидуальность, сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, основание и центр изменений предмета, как логический субъект. От целостного образа бытия к поискам его субстанциального основания.
С именем древнегреческого философа Аристотеля связывается утверждение субстанционального подхода к бытию. Представители субстанционального направления утверждали, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Суть их взглядов можно вкратце выразить в двух основных формулах: «сущность есть существование» (в любом предмете изначально заложена его действительность, бытийственность, так что, допустим, стол существует сам по себе, а не в силу воздействия на него чего-то внешнего) и «бытие есть субстанция» (окружающий нас мир предметов, явлений или процессов является реальным, действительным, несотворимым и неуничтожимым, вечным независимо от человека, его деятельности или сознания).
Развитие категории субстанции в учении Баруха Спинозы (1632 — 1677) можно назвать абсолютизацией аристотелевского определения субстанции как того, что существует самостоятельно, едино, бесконечно и понимается только из самого себя. Это означает, что ни одна отдельная вещь или мысль о вещи не могут считаться субстанцией, а являются, включая отдельных индивидов, более или менее сложными модусами двух ее атрибутов (свойств) — протяжения и мышления, без которых было бы невозможно ее существование в качестве основы Вселенной. Протяженность необходима субстанции для того, чтобы вмещать в себя все единичные материальные вещи, мышление — чтобы сознавать саму себя в своей материальной протяженности.
Качественное воплощение субстанции в отдельно взятые вещи, будь то камень, животное или человек, у Спинозы называются модусами субстанции. Поскольку модусы при всех своих внешних различиях представляют собой лишь части целого, которое способно представить себя через эти части, то, к примеру, «круг, существующий в природе, и идея этого круга, находящаяся в мышлении субстанции, есть одна и та же вещь, выраженная различными атрибутами». Так что, будем ли мы представлять Природу под атрибутом протяженности, или под атрибутом мышления (Бога), во всех случаях мы найдем один порядок.
Субстанция не является причиной атрибутов и модусов. Она существует в них и раскрывается через них, являясь их системой и целостным единством. Итак, учение Спинозы представляет собой монизм: все есть одно, и все понимается на основе этого одного: «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Субстанция является одновременно материальным основанием всех вещей и Богом, Природа и Бог сливаются воедино.
В философии Нового времени — две линии анализа понятия субстанции. Онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия присуще Ф. Бэкону и Г. В. Лейбницу.
Сторонники субъективистского направления Дж. Беркли и Д. Юм полагали, что бытие — это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических направлений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Суть этого направления лучше всего передает тезис Г. Гегеля «бытие есть ничто», субстанция ступень развития «идеи», а не бытия.
Базовое онтологическое различие: «бытие» и «ничто» (небытие). Бытие это чистое существование, не имеющее причины, являющееся причиной самого себя. Оно самодостаточно. Небытие — то, что вечно преодолевается в процессе появления и развития мира.
«Ничто» не может быть предметом мышления, однако человек знает о Ничто. Ничто не сводится к сущему: оно приоткрывается для человека через фундаментальное чувствование потери смысла жизни и значения. Например, страх открывает человеку его брошенность в бытии без защиты и помощи. Страх показывает человеку одновременно и сущее и Ничто. Ничто находится внутри сущего, не отрицает его, а само ничтожествует. Ничто — условие возможности раскрытия бытия.
Итак, бытие становится доступным через Ничто. Только на основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно подойти к сущему и вникнуть в него. Определение бытия как ничто не есть нигилизм в смысле отрицания бытия, а, напротив, единственный способ утверждения бытия. Ничто выступает необходимым условием бытия. Ничто первично и абсолютно. Бытие относительно и вторично по отношению к небытию. Бытие — это то небытие, которое включено в человеческое существование здесь и сейчас. Небытие небытия есть бытие.
Модусы небытия: временной (существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего); пространственный (существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте); мобильный (движущееся тело есть там, где его нет, его нет там, где оно есть); эмерджентный (новое — это то, чего не было в причинах и условиях); субстанциальный (если существуют свойства акциденции, то должен быть их носитель — субстанция. Как только субстанция получает определенность, она превращается в свойство); различительный (всякое сущее есть не столько то, что оно есть, сколько то, что оно не есть. А потому А, что оно не В); противоположный (миры и антимиры, частицы и античастицы, положительные и отрицательные числа: все противоположное погашает друг друга в небытии и возникает из него).
Метафизика признает реальным только бытие: абсолютная сущность непричастна к небытию и покрывает все возможное в мире явлений. Философия часто выдает себя за то, чем она не является — за науку или мировоззренческую проповедь. На самом деле, философия — это ностальгия, тяга