Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

повсюду быть дома.

Сторонники релятивизма признают только становление; бытие и небытие рассматривает как его несамостоятельные и иллюзорные моменты. Представители диалектика признают все категории как нечто реальное.

Раздел 4

Основные характеристики бытия

Основные характеристики бытия: целостность, структурность, пространственность и временность.

Глава 12

Пространственно-временной континуум бытия

Пространственные и временные развертки бытия. Взаимосвязь пространства и времени, общие свойства: объективность, бесконечность, абсолютность, вечность, безграничность, относительность, внутренняя противоречивость.

Время как трансцендентальный горизонт вопроса о бытии.

Время

Свойства и характеристики времени (длительность, одномерность, необратимость как невозможность возврата в прошлое, однородность как равноправие всех его моментов).

Модусы времени: внешнее (физическое) время, внутреннее (память структуры, «геометрия времени — конус») время, времяритм («стрелы времени»).

Временность — атрибут бытия. Все возникает на время, а погибает навечно. Время есть гибель. Будучи небытием, время неустойчиво. Выражением этой неустойчивости является становление, борьба, развитие. Время порождает пространство, выступает триединой мерой движущегося пространства.

Пространство

Пространство — остановившееся время, последовательность, ставшая рядоположенностью. Пространствопамять мирового сознания. В пространстве больше бытия, чем во времени: все части пространства сосуществуют. Поэтому в пространстве видят символ бытия, хотя в нем есть и небытие (хаос). Свойства и характеристики пространства (протяженность, однородность как отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, изотропность как равноправие всех возможных направлений, трехмерность).

Развитие взглядов на пространство и время

Классическая трактовка пространства и времени. Понимание пространства и времени как гомогенного, непрерывного, бесконечно делимого. Представление о пространстве как о пустом вместилище вещей и о времени как о пустом вместилище событий. Универсальная геометрия Евклида.

Представления о пространстве как сосуществовании тел и о времени как сосуществовании событий. Амбивалетность пространства и времени. Объективация пространства и времени: материализация, овеществление, овнешнение, усреднение.

Практическое и ментальное в представлениях о пространстве и времени. Пространство и время как бессознательные структуры, содержащиеся в любом частном опыте.

Мировоззренческое значение проблемы времени. Времягоризонт для истолкования бытия. Время заключает в себе смысл бытия и выступает функцией конкретных, конечных материальных вещей, явлений и процессов.

Порядок времени. «Прошлое — настоящее — будущее» как праксиологическая (деятельностная) модель времени. Настоящее (как текущий период времени) есть продолженность условий и возможностей, предоставляющихся для деятельности. Настоящее предлагает деятельности возможности и задачи, решать которые до сих пор было слишком рано, но потом может быть слишком поздно. Действие как таковое — это всегда реальное настоящее. Диалектика прошлого, настоящего, будущего. Настоящее как миг и длительность.

Идея направленности времени и ориентация на будущее. Парадокс Аристотеля — Августина: проблема измерения времени. Как можно измерять время? Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое нельзя измерить — оно прошло; будущее нельзя измерить — оно не наступило; настоящее нельзя измерить — оно не обладает длительностью. То, что измеряется, находится в прошлом, измерение — в настоящем: как это возможно? Может ли время течь обратно?

«Раньше — позже» как временное отношение двух действий индивида (которые никогда не бывают синхронными).

Динамическая и статическая концепции времени. Статическая концепция времени сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Не во времени все возникает и проходит, а само время есть это становление, возникновение и прехождение. Изменениесущность времени.

Динамическая концепция исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно скрыто в возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени заложено в настоящем), а реально существуют только события настоящего времени. Естественно-научные доказательства порядка и направленности временных процессов.

Реляционная концепция пространства и времени. В современной науке пространство и время рассматриваются как всеобщая форма существования материи, единый пространственно-временной континуум. Пространство — это форма сосуществования тел, а времяформа продолжительности процессов, длительности меняющихся состояний объектов. Таким образом, пространство и время — это система отношений взаимодействующих между собой объектов и событий. Эта концепция получила название реляционной. В рамках этой концепции время и пространство — формы бытия материи, связанные друг с другом и с движением материи: пространство связано с материей непосредственно (любой материальный объект имеет пространственные характеристики), время — опосредовано через движение.

Теория относительности подтверждает реляционную концепцию. Основной математической моделью XX в. становится модель единой четырехмерной системы координат, где только время однонаправлено, а три остальные величины распространяются в оба направления. Необратимость времени в этой модели постулируется и не имеет объяснений. Референтом необратимости называют возрастание энтропии (под энтропией понимает количество информации, которая может возрастать, не изменяя при этом систему в целом) в различных системах.

Субстанциальная концепция пространства и времени. В течение многих веков в науке и в философии господствовала субстанциальная концепция пространства и времени, согласно которой пространство и время — это сущности или субстанции, существующие сами по себе и независимо друг от друга.

Наиболее завершенная система субстанциальной концепции — механика И. Ньютона — представляет собой замкнутую систему уравнений, где время основной параметр. Абсолютное пространство — пустое вместилище, трехмерное, непрерывное, однородное, изотропное, а время — математическая длительность, протекающая равномерно, безотносительно к чему-то внешнему, одномерно, однонаправлено, однородно. Эти свойства пространства и времени Ньютон считал неизменными и независимыми ни друг от друга, ни от материи.

За пределами механики остаются необратимость и однонаправленность времени, а потому время в механике может иметь как прямое, так и обратное направление.

Субстанциальная концепция пространства и времени стала основой естествознания в течение двух последующих столетий. Она полностью совместима с религиозными верованиями, согласно которым до сотворения мира пространства и времени не существовало. Бог-творец вечен и беспределен, пребывает вне времени и вне пространства.

В современной науке продолжает существовать субстанциальный взгляд на природу пространства и времени: время рассматривается как физическая сущность, не совпадающая ни с материей, ни с пространством, ни с полем. Эта субстанция и ее свойства отличны от частиц (она порождает их и их взаимодействия, но ими не является). Время — активное начало, являющееся источником энергии в звездных масштабах. В подобных моделях необратимость времени объясняется тем, что Вселенная либо необратимо накапливает энергию, либо теряет ее.

Движение и развитие — атрибуты

пространственно-временного континуума бытия

Проблема движения возникает в истории философской мысли как выражение неустойчивости единства пространства и времени. В движении есть сторона, соответствующая небытию, и сторона, соответствующая бытию. Первое — это энергия. Второе — это материя. Движение — это изменение вообще. Изменение составляет сущность времени и в этом смысле оно есть единство прошлого, настоящего и будущего. Если нет времени, то нет и изменения, если нет изменения, то нет и времени.

Проблема движения в истории философии и естествознания. В античной философии движение рассматривается как становление, циклическое возвращение к исходному началу. Понятие Логоса выражает сущность всеобщего закона становления бытия.

Религиозные интерпретации идеи развития. Ветхозаветная и евангельская трактовки образа и идеи развития (иерархизация бытия, амбивалетность духовного и материального). Креационизм. Качественная несводимость высшего к низшему, духовного к материальному. Направленность и цель развития. Трансцендентность развития. Христианская эсхатология.

Идея движения и панпсихизм Возрождения. Ограниченность метафизических представлений о движении как модусе бытия.

Становление идеи развития в Новое время. Социально-исторические и естественнонаучные предпосылки формирования идеи развития в новоевропейской культуре. Механистические толкования развития. Проблема скачков. От идеи иерархии бытия к идее его развития от простого к сложному. Идея развития в естествознании XVIII в. Преформизм и эпигенез.

Идея саморазвития материального мира. От трансформизма к идее эволюции в биологии. Биологические и геологические теории развития первой половины XIX в. Ламаркизм. Катастрофизм. Униформизм. Дарвинизм.

Изменение, движение, развитие, покой. Движение как момент изменчивости наличного бытия. Вещество как момент покоя в бытии материи. Наука XX в. о неразделимости вещества и движения на этапе становления физической реальности и о возможности перехода вещества в энергию частиц излучения, не имеющих массы покоя (Е = Мс^2).

Движение и покой. Покой как качественно определенное движение. Абсолютный характер движения и относительность покоя. Покой относителен в двух смыслах: в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой «изнутри»; всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.

Важнейшие свойства движения: объективность (бытие само по себе имеет причину своих изменений, отсюда следует положение о бесконечности его взаимопревращений); всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи), несотворимость и неуничтожимость; абсолютность.

Развитие — это закономерное качественное изменение конечных объектов, появление новых форм бытия, отличающееся направленностью и необратимостью. Системный характер развития. Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Становление как среднее состояние между ничто и бытием, как их единство.

Глава 13

Социальное пространство и социальное время

Социальное пространство и социальное время — формы социального бытия включают в себя физическое пространство и время, базируются на них, но не сводятся к ним.

Понятие социального пространства

Отличие социального пространства от физического. Два подхода к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистский.

Субстанциалистская интерпретация социального пространства. Социальное пространство состоит из индивидов, их групп и организаций, соединенных социальными отношениями. Оно обладает материальной субстанцией — людьми. Питирим Сорокин отличал социальное пространство от геометрического пространства, сводил его к народонаселению, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты. Если евклидово пространство трехмерно, то социальное многомерно имеет больше трех измерений.

Структуралистская интерпретация социального пространства. Социальное пространство — это надындивидуальная реальность, состоящая из структуированных социальных отношений; это некое силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право, обычаи, мораль). Социальное пространство — это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство отношений, реальное, как и географическое пространство.

Социальное пространство многомерно. Пространство территории, пространство идеального, пространство артефактов.

Социальное время

Социальное время как атрибут социального пространства и населяющих его индивидов.

Понятие физического и социального времени. Физическое время объективно, но шкалы, с помощью которых оно измеряется, — субъективные конструкции. Физическое время не знает деления на века, годы, дни, часы и минуты — это категории, с помощью которых делается попытка схватить, понять и измерить физическое время. Физическое время — это движение, измеренное движением. «Измеренное» — значит раздробленное и разделенное в чужеродной среде пространства, ибо только пространство можно измерить. Время как изменяемость есть само бытие (тогда как пространство и протяжение есть внешняя отраженность бытия в сознании).

Время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структуирования (например, оборот Земли вокруг своей оси). Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения. Астрономическое время используется для описания истории человечества. Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний (например, с помощью шкалы общественной практики).

Социальное время есть порядок чередования (смены или изменения состояний) социальных позиций, последовательность действий людей, их групп и институтов. Социальное время измеряется практикой, которая протекает с разной интенсивностью. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности. В традиционном землевладельческом обществе ключевой единицей

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн