выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Ритм социальной жизни лежит в основе категории времени. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными, а само социальное время носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого — отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционного общества.
Структура социального времени — это социальная конструкция, которая определяется социальной практикой, воспринимаемой через определенную систему ценностей. У разных субъектов — разная структура социального времени.
Уровни социального времени. Выделяют уровни повседневной, человеческой жизни и жизни социальных институтов. На первом уровне человек измеряет время интервалами, совпадающими с элементами его рутинной деятельности: завтрак, дорога на работу, работа, дорога домой, отдых, сон. На втором уровне интервалы крупнее: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. На институциональном уровне единицей выступают исторические периоды в развитии общества и основных его институтов.
Понятие поколения. Поколение — это возрастная группа, границы которой очерчены социальным временем (фазой социализации) и социальным пространством (историческим периодом его жизни). Смена поколений. Понятие необратимости социального времени. Идея «золотого века» и идея счастливого будущего. Формы эсхатологических, хилиастических и апокалиптических представлений.
Конфликт социального и человеческого времени. В социальном времени прошлое — удержанное настоящее, а будущее — грядущее настоящее. Человеческое время (прошлое, настоящее, будущее) имеет собственное значение. Прошлое вся история человечества, в которой я никогда не присутствовал, — в моем ответственном отношении к Другому становится моим прошлым. Будущее — это время пророчества, важный императив, нравственный закон.
Пространство и время в культуре
Моделирование и освоение пространства и времени в искусстве и религии, использование особенностей геометрии художественных произведений в социальных целях. Так, древнеегипетская культура в основу своих мировоззренческих представлений полагала горизонталь.
Древнегреческая культура, стремясь к объектному образу мира и человека, пыталась уравновесить различные пространственные характеристики предметов.
Доминантой средневекового представления о порядке вещей становится вертикаль, формируется «готическое» мировоззрение.
Эпоха Возрождения ищет средства для представления глубин пространства (в частности, разработка линейной перспективы в живописи).
Ритуальное назначение православной иконы — способствовать молящемуся войти в общение с небесной церковью, и эта функция сказывается на ее художественных особенностях. Византийская и древнерусская религиозная живопись характеризуется обратноперспективным построением пространства в иконах, что приводит к ощущению «наплывания» изображенного пространства на зрителя, он как бы становится соучастником происходящего.
Новое время производит переподчинение координат: если прежде формы пространства выражали время и подчиняли себе его измерение, то теперь доминантой становится время, а формы пространства выявляют свое значение разных планов представления, разных граней, стадий, состояний бытия вещей и процессов. Проясняется мысль о том, что картинное изображение предметов соответствует нашим наглядным образам, но не самому их бытию: оно оказывается лишь срезом протекающих процессов.
Глава 14
Пространство и время бытия человека
Пространственная архитектоника «второй природы» и национальные образы мира. Покорение пространства и времени: унификация, устранение качественных различий, технизация, автоматизация.
Перцептуальное время и время человеческого существования. Под перцептуальным временем понимают отражение реального времени в чувственном восприятии субъекта. Концептуальное время — это знания, представления, которые оказываются адекватным отображением реального времени.
Прошлое — память, настоящее — творчество, будущее — забота.
Пространство бытия человека
среда его обитания и развития
Пространство как ландшафт (отношение к земле), пейзаж (личная территория бытия). Место человека в пространстве его физического обитания и перемещения, действия и познания определяется результатом объективных обстоятельств судьбы или собственного выбора, творчеством или поиском своего места в жизни.
Потеря места жизни (в природной среде — экологическая ниша). Проблема человека «перекати-поле», мигранта, «перемещенных лиц», «человека без корней».
Разнокачественность пространства: проблема соотношения космического, природного, социального и духовно-культурного пространства человеческого бытия.
Образы человеческого пространства. Античность проводила аналогию «круга» и «круговорота» с естественно-природными циклами как символами и культурной шкалой измерений пространства. Критерии и формы ее выражения пространства коренились в системе обычаев, обрядов, ритуалов. Круг противоположность хаоса, отсутствие направленности.
Средневековье использует символ «вертикали» (восхождение от низшего к высшему, верх и низ, земное и небесное) в построении социального и индивидуального пространства человеческого совершенствования и амбивалентности человека.
Новое время — многомерность и многоизмеримость человека. Зависимость восприятия пространства от технических средств. «Изломанность» пространства в искусстве (живописи) как выражение деструкций человеческого бытия и образа человека.
Постмодерн как прогноз цивилизации XXI в. и доминирование «горизонтали», плюрализма ценностей и равнозначности их в структуре исторического и индивидуального духовного пространства. Кризисный социум и проблема дезорганизации пространства бытия, мышления и духовной жизни, ее последствия для человека, опасность дезориентации.
Право человека на личное пространство
Экономическое, политическое и культурное пространство человеческой жизнедеятельности. Пространство человеческого общения. «Свое» и «чужое» пространство. Проблема родины, расселения и миграции. Функции человеческого дома (дом — территория, дом — микромир человека, защита, обеспечение безопасности, возможность уединения, обособления). Проблема разрушения человеческого дома в социоисторическом и нравственно-эстетическом смысле.
Земля как природа и пространство человеческого бытия, как естественная и культурная среда. Потребность в защите и Украшении земли, преобразовательная деятельность. Власть земли над человеком.
Границы человеческого пространства, их относительность, историчность и многомерность. Понятие «внутреннего пространства». Право личности на уважение границ и тайны духовного бытия.
Человек как объект и субъект времени
Время — бытие человека, его жизненный путь, круг его жизни: рождение, проживание, самореализация и творчество; процесс, переход и завершение бытия человека. Время не только мера жизни человека, но и пространство его развития. Время — упорядоченное множество событий и действий личной и социальной жизни. Человеческое существование соединяет собою не только различные моменты времени (прошлого — настоящего — будущего), но и бытие со временем. Человек — сам творец времени, ибо настоящее и будущее (а, следовательно, и прошлое) детерминированы его поведением и планами. Время факт бытия, личная и общественная ценность.
Расширение временного диапазона человека за счет физического, биологического, социоисторического и социокультурного времени связано с развитием материального производства, с ощущением упорядоченных биоритмов природного времени (ритма приливов, сезонов дождей).
Противоречия между «техническим временем» и «естественно-социальным» временем бытия человека. Несовпадение темпов и ритмов развития, отсутствие гармонизации временных процессов содержат в себе опасность деструкции человеческого бытия. Разрушение связи времен — разрыв социокультурных связей и традиций. Время и безвременье. Чеховские герои — люди безвременья.
Ускорение течения времени. Проблемы акселерации, ее возможные причины и последствия для человека. Возможность возврата времени, проблема человеческой памяти (исторической и индивидуальной).
Глава 15
Структурность бытия
Структурность бытия определяется взаимодействием трех основных условий, обеспечивающих его целостность.
Природная, социальная, феноменальная формы бытия
По степени очеловечивания выделяют природную, социальную, феноменальную формы бытия.
В предельно широком философском смысле категория «Природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. Понимаемая в более узком смысле, как естественная среда обитания человека, Природа является объектом изучения естествознания.
Бытие неочеловеченной («первой») природы. Бытие тел, процессов, состояний, систем природы. Независимость бытия неочеловеченной природы от человека и его сознания. Объективная реальность и первичность бытия неочеловеченной природы. Естественный и закономерный характер процессов «первой» природы. Уровни организации и иерархичность закономерностей бытия «первой» неживой и живой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактики (часть Вселенной, доступная современным научным методам исследования), доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи одного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосфера. Проблема безграничности и бесконечности неочеловеченного бытия.
Бытие очеловеченной («второй») природы, вещей, произведенных человеком. Отличие «второй» природы от «первой» природы, очеловеченного бытия от неочеловеченного Очеловеченное бытие — комплексная природно-социальная реальность, мир «чувственно-сверхчувственных» вещей. Двойное (природное и социальное) измерение предметов очеловеченной природы. Социальные функции вещей «второй» природы. Очеловеченная природа формирует социокультурные, духовные характеристики индивида. Труд как взаимодействие человека с миром деятельность, разделяющая бытие на «первую» и «вторую» природу. Закономерности взаимодействия неочеловеченного и очеловеченного бытия. Предмет экологии в свете взаимодействия очеловеченного и неочеловеченного бытия.
Бытие человека. Человек, как особый продукт природы, характеризуется единством телесно-природного и духовно-культурного. Природная основа телесной организации человека и его потребностей. Включенность телесной организации человека в цепи закономерностей органической и неорганической природы. Человек — космопланетарный феномен. Активность бытия человека и активная роль человека в бытии.
Бытие духовного. Бытие духа. Многообразие содержания духовного. Индивидуальные и надындивидуальные формы духовного. Бытие сознания и сознание бытия. Бытие сознания наполняет смыслом прежде всего языковую предметность. Сознание бытия означает, что сознание всегда есть сознание чего-то. Оно имеет направленность на какую-то предметность. В сознании всегда есть что-то, что является его предметом. Предметность сознания («что») представляет собой горизонт мира для сознания. Форма сознания жизненный опыт, оценка и смысл — показывает, как оно бытийствует. Сознание в целом выступает как содержание жизненного мира человека.
Развитие философии как процесс перехода от осмысления бытия вообще к пониманию человеческого бытия. Иерархия уровней бытия.
Объективная, субъективная и виртуальная реальности
По способу существования бытия выделяют объективную, субъективную и виртуальную реальности.
Бытие в качестве универсальной реальности является основанием ее отдельных форм. Реальность объективная (мир физических состояний, материальный природный мир) и субъективная реальность (духовная, продукт деятельности человека, мир психических состояний). Мир вещей и мир идей.
Понятие «объективное» определяется как существующее до, вне и независимо от сознания. Существование «до сознания» означает предшествование сознанию, что предполагает возможность бесконечного времени существования реальности. Существование «вне сознания» указывает на то, что внешний мир не принадлежит сознанию, не является его содержанием. «Независимость от сознания» означает, что реальность не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным содержанием.
Субъективная реальность — продукт деятельности человека; к ней относятся мысли, понятия, мнения, предрассудки, знание. Бытие субъективной реальности — это бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности. Сознание, понимаемое в качестве субъективности отраженного в нем и субъективности самого процесса отражения, обусловлено способностью человека различать образ и предмет, мыслить последний в условиях его отсутствия, а также, отделять себя от объекта, ощущать и выделять себя из окружающей среды.
Субъективность сознания выражается в усвоении человеком предметов внешнего мира и себя как индивидуальности. Субъективное, как выражение внутреннего мира человека, включает сознание лишь как некую свою разновидность или форму организации.
Физическая (биологическая, социальная) реальность — система теоретических объектов, построенных физической (биологической, социальной) теорией и наделяемых онтологическим статусом.
Проблема гиперреальности. Гиперреальность — это искусственная, вторичная, виртуальная реальность, которая опирается на человеческие предрассудки, хочет казаться более реальной, чем настоящая. Сущность реальности — быть. Сущность гиперреальности — представлять реальность, подменяя ее. Реальность производит, гиперреальность — симулирует. Она маскирует отсутствие реальности. Виртуальная реальность есть чувственно-образное бытие. Она предполагает человеческую деятельность внутри себя.
Типы виртуальных реальностей. Зеркало, сон, галлюцинация, миф, сказка, театр, литература, фотография, радио, телефон, кино, телевидение, компьютер. Причины и способы возникновения виртуальных реальностей. Конструирование виртуальной реальности — жизненная потребность человека. Положительные и отрицательные стороны погружения в виртуальную реальность.
Материальная, символическая и идеальная формы бытия
По степени предметности выделяют материальную, символическую и идеальную формы бытия.
Бытие как материя. Материя — субстрат (вещество), субстанция, объективная реальность.
Теоретико-познавательное определение материи (как философской