категории для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания) делает главный акцент на возможности познания мира и позволяет выделить особый мир — субъективную реальность.
Онтологическое определение материи (в мире нет ничего, кроме движущейся материи) делает акцент на материальном единстве бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, связей, отношений, форм движения. Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов. С этой стороны материя есть субстанция.
Развитие представлений о материи в истории философии — последовательно сменявшие одна другую теоретические модели: наглядно-чувственная и вещественно-субстратная (в эпоху античности), субстанциальная (в средневековье), атрибутивная (в эпоху Просвещения), реляционная (в эпоху классицизма) — философско-гносеологическая (начало XX в.). В современной философии формируется релятивистская субстанциально-аксиологическая модель объективной реальности, смысл которой определяется относительным характером процесса развития и диалектикой бытия. К числу атрибутов материи относят ее несотворимость, неуничтожимость, структурность, движение, пространство, время, сознание.
Философская интерпретация идеального. Идеалистическая традиция, начиная с Платона, рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, а мир материальных явлений как сферу выражения и проявления идеального. Идеальное выражает образ бытия предмета в голове человеке. Идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, а также опосредствованными формами, созданными предшествующими поколениями людей. Главное свойство идеального в том, что оно направлено на изменение не самой вещи, а образа вещи, и в этом качестве выступает как внутренняя потребность, побуждение и цель.
Проблема материального носителя идеального и ее решение. Три концепции идеального как поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики, на стороне объекта.
Советский философ Эвальд Васильевич Ильенков (1924 — 1979) рассматривает идеальное как овеществление мыслительных форм (идеальное как объективированная мыслительная форма — например, скульптура). Идеальное не тождественно субъективной реальности. Оно не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности. Идеальное — это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Идеальное, как форма человеческой деятельности, существует только в деятельности, а не в результатах, ибо деятельность есть постоянное отрицание наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их изменение и снятие в новых формах. К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, ритуально-узаконенные схемы деятельности. Существо подхода Ильенкова: идеальное помещается в практику, включается во взаимодействие субъекта с объектом.
Советский философ Д. И. Дубровский представляет второй подход к проблеме идеального: идеальное присуще только сфере субъективного мира человека. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами и есть субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов. В этом смысле идеальное непреложно объективировано. Идеальность есть сугубо личностное, психическое явление, субъективное переживание; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей.
Третий подход — уходящая своими корнями в античность традиция, родоначальником которой считается Платон. Платон онтологизирует «идеи» (нормы культуры), придает им физический статус; реальный мир — лишь бледная копия мира идей. Важным свойством идей «идеального» является совершенство; они выступают как образец, идеал, который существует сам по себе, но во всей своей полноте не реализуем в одном чувственно-воспринимаемом явлении. Все множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея блага (высшего добра). Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины. Только идея блага придает человеческому знанию пользу и возможность практического применения. Советский философ Михаил Александрович Лившиц (1905 — 1983) определяет идеальное как объективный предел совершенства природных и общественных процессов и предметов. Совершенные образцы существуют в природе. Это и есть идеальное как положительная ценность, которая влияет на формирование общественных вкусов. Природные образцы или идеалы в ходе человеческой исторической практики отражаются в понятиях нашего мышления. Существо подхода — идеальное целиком на стороне объекта.
Глава 16
Бытие как трансцендентальное условие мира
Бытие — трансцендентальное условие Мира как целого, условие его единства. Мир — самое неопределенно-неопределимое и в то же время всеобъемлюще-самоочевидное. Мир — объективная реальность, организующий принцип объективной реальности и закон природы.
Мир — пространственно-временной континуум бытия. Два аспекта бытия мира. Первый аспект — включение пространства во время (временной характер пространства и его координат — ресурсы, процессы, структуры, которые отличны от времени; время присутствует как время прошлого и настоящего). Данный аспект свидетельствует о приоритете времени над пространством. Само пространство становится формой времени, а все его координаты — это модификации времени. Время вовлекает в свою орбиту все новые пространственные ресурсы, оно расширяет мир, выступает его общим знаменателем и измерителем.
Второй аспект — включение времени в пространство, пространственно ограниченный характер времени мира и его констант. Пространство очерчивает пределы существования времени мира, определяет его во всех качественных и количественных измерениях. Во втором аспекте мир — это не объект и не идея, а место существования. Мир всегда есть множественность миров.
Из двух аспектов бытия мира первый является творящим, а второй ограничивающим. Связующим центром их диалектики является человек, люди. Они существуют и в творящей форме деятельности, тождественной времени, и в границах физического и социального пространства, которые являются пространственными границами бытия мира, в том числе, и социального мира.
Бытие мира и мир бытия
В истории философии сложились три подхода к осмыслению категории бытия и соответственно, три понимания МИРа.
Первый из них связан с трактовкой бытия как единого (сущего) и восходит к известным тезисам Парменида. При такой трактовке МИР понимается как совокупность вещей, а бытие выступает как необходимое (трансцендентальное) условие возможности данности любой вещи как вещи мира. Для того, чтобы воспринимать мир, мир должен быть, бытийствовать. В дальнейшем этот подход был развит Аристотелем, и, на сегодняшний день является господствующей парадигмой, в рамках которой первичными и реально существующими признаются только отдельные вещи. Данный тип онтологии является существенно номиналистическим.
Другой («невещный») тип онтологии предполагает различие сущего и бытия и основывается на отождествлении бытия с НИЧТО. В этом случае бытие трактуется как нечто не-сущее, как некоторая насыщенная пустота, отличающаяся от сущих вещей. По М. Хайдеггеру, вещь делает вещью не только сущее (материал), из которого эта вещь «сделана», но и пустота (НИЧТО), задающая форму вещи.
Однако, если бытие трактовать как первосвойство, то тогда мир вещей можно рассматривать только как вторичное образование, а первичным объявляется мир свойств. Такое понимание онтологической картины мира принадлежит Платону, у которого «мир идей» есть постулирование первичности свойства по отношению к вещи.
Возможна и другая трактовка «невещной» онтологии, которая принадлежит австрийскому философу Людвигу Витгенштейну (1889 — 1951). В соответствие с ней, мир состоит не из предметов (вещей), а из фактов. Факт выступает как нечто отличное от вещи, как некоторое отношение, взаимодействие двух предметов. Тем самым, выявляется еще одно важное трансцендентное условие данности мира, а именно — необходимость постулирования отношений. Отношения объявляются первичными, а вещи представляют собой совокупность возможных отношений. Такая трактовка мира изменяет понимание вещи: вещь в данном случае выступает не как нечто застывшее, данное, определенное, а как некоторая сущность с размытыми границами, которые уточняются по мере выявления класса возможных для нее отношений.
В настоящее время эта дилемма может быть сформулирована в виде вопроса о соотношении (первичности) частиц и полевых структур: признание первичности полевых структур по отношению к элементарным структурам может быть названо «холизмом» в противоположность «элементаристской» онтологии.
Неустранимая множественность миров. Освоение понятия «мир» в качестве философской универсалии: мир как космологическая идея (И. Кант), мир как идея и цель (Г. Гегель), мир как воля и представление (А Шопенгауэр).
Донаучные концепции сущности мира
В истории философии сложилось несколько подходов к решению проблемы сущности мира: религиозный, субъективно-идеалистический, объективно-идеалистический, материалистический.
В соответствии с религиозным подходом мир сотворен Богом, Бог — высшая сущность мира, творец мира, «форма форм», «неподвижный двигатель». Все доказательства существования Бога (онтологические, космологические, телеологические, психологические) являются паралогизмами, основаны на ошибке «предвосхищения принципа», заранее содержат предвзятую мысль о существовании Бога, которую они должны доказать.
С позиций субъективного идеализма мир есть комплекс ощущений (элементов), отчужденное самосознание, воля.
С точки зрения объективного идеализма, мир есть объективное сознание, дух, мистическое или рациональное мышление, которое порождает природу и человека.
Материализм с античных времен опирался на реалистическую парадигму, стремился объяснить мир из него самого, не перенося на него чисто человеческих качеств. Мир, с позиций научного материализма, — это материя в ее бесконечных проявлениях.
Картина мира помогает человеку обрести чувство близости к миру. Для верующего мир — воплощение божественной гармонии. Для ученого — система логически взаимосвязанных законов. Для философа — первосущее.
Бытие вещи
Понятие «вещи». Вещь — конечный элемент бесконечного мира. Три трактовки бытия выступают тремя необходимыми трансцендентальными условиями восприятия вещей как вещей мира. Для того, чтобы мы могли воспринимать вещи, они должны быть (бытие как сущее), они должны быть вместилищем свойств (бытие как первосвойство), они должны быть способными вступать в отношения (бытие как первопредикат, первоотношение). Только в этом случае вещи могут быть даны нам чувственным образом.
Вещь и человек в структуре события. Вещь как отпечаток человеческого бытия, средоточие памяти. Эйдос как предел становления вещи и ее порождающая модель. Вещь в мире искусства. Символический аспект вещности.
Глава 17
Многообразие и единство мира
Понятие единства мира как методологическое и теоретическое основание философского мировоззрения. Историческое развитие представлений о единстве мира. В различные эпохи проблема единства мира принимала разнообразные формы выражения: поисков Абсолюта, Единства, холизма, мировой машины, Всеединства. Монизм и плюрализм как разные трактовки единства мира.
Идеализм выводит единство мира из единства духа — надличностного или индивидуального. Идея единства мира в русской философской мысли: единство тварного бытия, соборность, философия всеединства. Органическое единство мира как всеобщая онтологическая основа истинного познания («Мир как органическое целое»).
Аспекты материального единства мира
Великие открытия естествознания XIX в. (структурной организации живой природы, сохранения и превращения энергии, учение Дарвина) составили естественнонаучную базу диалектико-материалистического понимания единства мира. Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается длинным и трудным развитием философии и естествознания. Материальное единство мира доказывается всем ходом развития практики, науки, познания.
Материальное единство мира рассматривается в трех аспектах: субстанциональном, атрибутивном, генетическом.
— Абсолютность и вечность материи, ее несотворимость и неуничтожимость; взаимная связь и обусловленность всех материальных систем и структурных уровней материи (структурность и системная организация материи) субстанциональный аспект.
— Многообразие взаимных превращенных форм движущейся материи, взаимосвязь и качественная специфика различных уровней организации материи (генетический аспект).
— Историческое развитие материи — возникновение более сложных форм