на основе менее сложных (физическая, химическая, биологическая, социальная формы материи); наличие у всех форм материи всеобщих свойств и подчинение их универсальным диалектическим закономерностям (генетический аспект).
Таким образом, материальное единство мира (диалектическое единство многообразия) проявляется как в наличии в строении объективной реальности качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов; так и в иерархических отношениях между системами разной степени сложности и организованности, выражающихся во «включении» менее сложных систем в более сложные, в несводимости специфических закономерностей последних к первым.
Дуальность микромира подтверждается как проявлением частицами волновых свойств, так и наличием у волн корпускулярных свойств. Идея единой природы вещества и поля (то и другое проявляют на микроуровне свойства друг друга) служит теоретическим доказательством материального единства мира (ее аналог — древнейшая натурфилософская космогоническая мифологема «вселенского прачеловека», который дал начало всему живому и неживому на земле).
Аналогия между микро- и мегамиром амбивалентна: при аргументации от макрокосмоса к микрокосмосу она может вести к натуралистической антропологии и растворению человека в космосе; при аргументации от микрокосмоса к макрокосмосу постулируется космическая душа или ум (Платон, стоицизм), часто отождествляемые с имманентным космическим (панкосмическим) богом — какое место в мире занимает Бог, такое в человеке — дух; какое место в мире занимает материя, такое в человеке — тело.
На границе перехода непрерывной субстанции в дискретное вещество берут начало все фундаментальные взаимодействия, все физические законы, здесь рождаются все физические и космологические константы.
Глава 18
Картина мира
Социокультурные детерминанты и исторически преходящий характер философской картины мира. Предметоцентризм и системоцентризм в философской картине мира. Картина мира — это мир, понятый как картина.
Системно-структурная организация картины мира
Система есть упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, исходная «клеточка» философско-теоретического освоения мира.
Картина мира как системно-структурная организации мира. Системно-структурные уровни организации неживой природы.
Системно-структурные уровни организации органической природы. Самоорганизующиеся системы. Понятие цели системы. Системы с «обратной» связью.
Системно-структурная организация общества. Формации и цивилизации как уровни ее саморазвития. Системность духовного бытия. Сознание как система. Психика как система. Бессознательное как система. Системная иерархичность бытия.
Античная картина мира
Античность: круг и круговорот как аналогия с естественно-природными циклами, как символ и относительно самостоятельная культурная шкала измерений — ее критерии и формы выражения в системе обычаев, обрядов, ритуалов. Противоположностью хаоса с его отсутствующей направленностью, случайностью, непредсказуемостью исторического, социального и индивидуального бытия в античности выступает космос как самоорганизующееся и организуемое пространство. Космос — это мировое упорядоченное целое, завершенная, замкнутая сфера, единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа — как смертные, так и бессмертные.
Средневековая картина мира
В основе средневековой картины мира лежит символ вертикали восхождение от низшего к высшему, верх и низ, земное и небесное в построении социального и индивидуального пространства амбивалентности человека. Пространственно-временной характер горизонтали: от сотворения мира к «концу мира».
Происхождение Вселенной. Время сотворено вместе с миром. Вне мира и времени есть только Бог и Божественная вечность. Там нет ни прошлого, ни будущего, а одно вечно настоящее. Видимый мир сотворен после мира невидимого. Сначала был сотворен свет, потом — некая первоматерия, постепенно принимавшая по Слову Божию и содействию Святого духа определенные формы. В Ветхом завете Святой Дух проявляется как Божественная сила и именуется Духом Божием.
Новоевропейская картина мира
Ньютонианско-лапласовская механистическая картина мира. Основные ее принципы:
— относительности Галилея (все тождественные механистические явления проистекают одинаковым образом в различных инерциальных системах отсчета);
— дальнодействия (заключается в том, что гравитационное взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью через пустое пространство без посредства чего-либо);
— материя — вещество, состоящее из неделимых частиц;
— движение — механическое перемещение в пространстве;
— пространство — пустое вместилище тел, описываемое геометрией Евклида;
— время — абсолютная категория, характеризующая длительность процессов;
— масса — мера инертности и мера тяготения;
— человек — «мыслящий тростник» как выражение беззащитности бесконечно малого (микрокосма) перед бесконечно большим (макрокосмом).
Современные космологические модели
Эволюция Вселенной — современные научные исследования подтверждают развитие событий по сценарию, описанному различными религиозными учениями.
Гипотеза возникновения Вселенной из «ничто». Модели «открытой» и «закрытой» Вселенной. Идея эволюции Вселенной, происходящей по сценарию «Большого взрыва». Современные физические теории доказывают, что для возникновения Вселенной не требуется первоначального наличия материи, являющейся основой всего сущего (с точки зрения материализма), так и некоей высшей непознаваемой иррациональной силы (составляющей основу философского идеализма).
Глава 19
Мир как система систем
Системно-структурный подход к рассмотрению мира позволил не только включить в научную картину мира идеи космической эволюции, но и выдвинуть положение о существовании двух эволюционно развивающихся миров материального и духовно-нематериального.
Духовно-нематериальный мир — важнейший элемент системно-структурной организации Вселенной. Его способность порождать материальные частицы, как и способность материального мира порождать свои образы в духовно-нематериальном мире, дают основания утверждать: материальный и духовно-нематериальный миры — две стороны Вселенной.
Взаимосвязь духовного и материального миров
В природе нет приоритета материи или духа, нет односторонней зависимости одного мира от другого, есть лишь равноправное положение двух сторон, двух частей единой сущности и единой Вселенной.
Единство двух миров Вселенной наиболее заметно проявляется в двух случаях — в области микромира и в области макромира (где наблюдается определенная концентрация «носителей»). В случае с духовным миром его воздействие на материальный мир наиболее ощутимо в сфере живой природы и достигает максимума в деятельности человека.
Материальный мир является миром господства детерминистических (однозначно определяемых) законов, в духовном мире господствуют вероятностные законы. Недетерминируемость духовного мира Вселенной сочетается с жесткой однозначностью и неизменностью прошлого. Реальность прошедшего защищена именно его неизменностью. Прошедшее — самый надежный вид бытия. Становясь прошедшими, наши возможности уже никогда не исчезнут бесследно — только нереализованные возможности уходят навсегда.
Помимо существования единых законов, общих для двух миров, можно обнаружить наличие симметрий ряда законов, проявляемых в разных мирах Вселенной (аналогии между поведением больших групп людей и поведением жидкостей и газов, волновые уравнения квантовой физики могут использоваться для описания поведения и взаимодействия индивидуумов, в духовном мире соблюдаются определенные законы сохранения). В материальном мире существует тенденция объектов и систем к сохранению формы и структуры. Форма и структура — характеристики нематериальные, однако они играют важную роль в материальном мире.
Сходство проявлений законов означает и сходство устройства двух миров Вселенной. При этом нельзя сказать, какая из этих реальностей более реальнее. Здесь речь идет не о мере, а о типах реальности: материальный мир объективен, духовно-нематериальный мир — субъективен. По словам Дж. Бруно, обе субстанции в конечном счете «сводятся к одному бытию и одному корню».
Свойства духовно-нематериального мира
Отличительным свойством духовно-нематериального мира является его нематериальность (бестелесность и невидимость). Если для объектов материального мира и их свойств, проявляемых в физическом взаимодействии, основными факторами являются их материальные характеристики (масса, скорость, момент импульса, химический состав), то для объектов духовно-нематериального мира — факторы естественно-нематериальные: структура объекта, его форма. С формой и структурой системы тесно связан и способ ее организации, который однозначно связан с информативностью системы.
Следующим важным свойством духовно-нематериального мира является независимость от физического (материального) пространства (его объекты могут находиться одновременно сразу во всех точках материального пространства, не завися при этом от расположения материальных объектов). Здесь прослеживается аналогия между духовно-нематериальным и фазовым пространством (в качестве координат фазового пространства используются не геометрические координаты, характеризующие протяженность рассматриваемого объекта в разных направлениях, а различные характеристики объекта: импульс в теоретической механике, концентрация элементов в химической физике). В фазовых пространствах возможны мгновенные перемещения объекта или системы из одной точки в другую; система, локализованная в обычном пространстве, может занимать в фазовом бесконечный объем и наоборот; более того, одна и та же физическая система может быть отображена в различных фазовых пространствах, которые могут быть вложенными друг в друга, а могут и лишь частично пересекаться, либо не пересекаться вообще.
Третье свойство — способность объектов духовно-нематериального мира мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, возможность мгновенного взаимодействия этих объектов.
Следующее свойство духовно-нематериального мира заключается в том, что реальностью его объектов является потенциальная возможность их «материализации» (переход их в материальные объекты, имеющие нематериальные характеристики — структуру, форму). Для объектов духовно-нематериального мира, связанных с деятельностью человека, это свойство наглядно: образ, рожденный человеком, при определенных условиях может быть материализован в картину, статую, музыку, формулу, предмет или даже в систему устройства общества. В присущей человеку извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность — это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать.
Еще одно свойство — наличие в духовно-нематериальном мире разнообразных форм (информационного поля, биополя человека, души, мысли), видов и типов объектов и явлений этого мира. Информация — один из видов духовно-нематериальной энергии. Процесс поглощения и усвоения информации сопровождается соответствующим уменьшением энтропии. Энергетическая насыщенность информации возрастает с ее упорядоченностью. Максимальной плотностью энергии обладает информация в виде образов. В процессе эволюции вся живая природа стремится к развитию форм, наиболее приспособленных к усвоению материальных видов энергии и к увеличению способности усваивать информационную энергию. Процесс эволюции центральной нервной системы идет по пути уменьшения заранее заданной информации и увеличения способности приобретать эту информацию в течение жизни. Поиск информации заложен в человеке на уровне генов.
Принцип глобального эволюционизма и самоорганизации
Идея глобального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.: теории нестационарной Вселенной, синергетики, теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Многие положения идеи глобального эволюционизма были сформулированы еще в теории эволюции Вселенной Константином Эдуардовичем Циолковским (1857 — 1935). Это — панпсихизм, монизм, бесконечность, самоорганизация и эволюция.
Принцип атомистического панпсихизма сводится к признанию чувствительности всей Вселенной, неотделимости этого свойства от материи. Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой атомами-духами, — единство материального и духовного начал Вселенной, живой и неживой материи, человека и Вселенной (его участие в космической эволюции); выводимость этических норм из метафизики космоса. Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Мыслитель первым увидел в космосе не только некую беспредельную физическую среду, вместилище материи и энергии, а потенциально пригодное поприще для будущего как биологического, так и социального существования и творчества человека.
Принцип эволюции приобретает в контексте космической философии значение самоорганизации, понимаемой и как процесс возникновения сложных структур из более простых, и как глобальный эволюционизм. Человек оказывается отнюдь не вершиной эволюции — ему предстоит прогрессировать в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Абсолютно эволюционным объектом является Мир.
Принцип эволюции определяет и условия, при которых возможна самоорганизация: система должна быть открытой и иметь приток энергии и вещества; должна находиться