Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

душазнание о собственном состоянии духовного опыта. Верующий знает, с кем имеет дело, и — таким образом появлялось содержание сознания, оно становится духовным переживанием, духовным явлением. Источником души считался бог как трансцендентное абсолютное начало мира. Сознание рассматривается как нечто вторичное, не самое подлинное, что есть в человеческом духовном опыте.

Сознание не только раскрывает человеку трагизм его существования (сущность сознания состояла в противопоставлении прошлого, настоящего и будущего), но и просто мешает ему в его деятельности. Мысль предшествует сознанию и не всегда нуждается в нем. Сознание лишь догоняет уже случившееся, важное и не может его догнать: его нет в состоянии единства «я» с Богом, оно появляется позже, оно всегда опаздывает. Состояние сознания следствие греха человека. Память о том, что сознание отражает уже случившееся, должна смирить человеческую гордыню, научить не возносить свою способность быть сознательным.

В философии Н. А. Бердяева и В. С. Соловьева дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного человека (личный дух), как общий, коллективный дух (объективный дух, например, дух народа) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). Дух имеет много признаков (разум, чувство долга, совесть, милосердие, справедливость, любовь, чувство стыда), некоторые из которых рациональным путем постичь нельзя. Дух не есть видимая вещь, он совсем не есть вещь среди вещей. Дух раскрывается в субъекте, а не в объекте.

К. Маркс определял сознание как осознанное бытие. Бытие людей есть реальный процесс их жизни. Сознание, отражая бытие, есть субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание, чистое самополагание субъективности. Рассматривая сознание следствием отражения, материализм тем самым переводит эвристические (поисково-исследовательские) и креативные (творческие) функции сознания всего лишь в служебный инструмент адаптивной, приспособительной деятельности.

Современные подходы к проблеме сознания

Открытие в середине XIX в. факта «непустоты» сознания, его наполненности «превращенными формами» (К. Маркс), внесознательными комплексами (З. Фрейд), его «непрозрачности» для рефлексивных процедур выявило ограниченность классической парадигмы исследования сознания и привело к возникновению альтернативной (неклассической) парадигмы объяснения сознания.

В волюнтивно-пермиссивной модели сознание сводится к совокупности иррациональных психических переживаний, проявлений воли или таких чувств, как страх, смерть. Поэтому противопоставление субъекта объекту, свойственное классической философии, в современной философии стирается. В силу единства реальности сознания и культуры становится невозможным осмысление понятия сознания в терминах «внутреннее — внешнее», «субъектобъект». Сознание иррациональный импульс, из которого совершенно вычеркнута всякая разумная рациональная основа и содержание.

Онтологический разворот темы сознания в современной философии осуществляется по нескольким направлениям: описание сознания как чего-то неотделимого, тождественного непосредственной жизненной реальности (концепция «жизненного разума» испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета) сознание не имеет существования, отличного от мира; его содержаниечасть мира; акты сознания суть способы открытия мира; вычленение некоторого дорефлекторного уровня сознания и описания его в сущностной чистоте и феноменальной явственности (Э. Гуссерль, Ж. П. Сартр); выявление сознания через языковые структуры (Л. Витгенштейн) и структуры бессознательного порядка. Гипотеза космогалактического кода, задающего поле сознания, голографической Вселенной.

Сознание рассматривается как феноменальная данность, понимаемая в переживании внутренняя (субъективная) реальность, подразделяемая на идеальные представления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями.

М. К. Мамардашвили определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь (в соотнесение) то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал. Сознание — это прежде всего сознание иного: человек смотрит на мир глазами другого мира, в котором он находится. Это и есть сознание как связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Сознание, по мнению философа, это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Глава 24

Структура и функции сознания

Сознание представляет собой единство психических процессов (активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия), определяется не непосредственно его телесной организацией (антропологическими аспектами) и приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметной деятельности, выражается в языке и служит регулятором человеческой деятельности.

Различие понятий «субъективное», «психическое», «сознание». Психическое — индивидуальный внутренний мир субъекта («субъективное») и механизм, обеспечивающий разумное поведение («объективное»). Психический образ — это и есть субъективная реальность, в которой субъективное и объективное диалектически взаимосвязаны. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат — качественно разные явления. Психику и сознание следует различать как субъективный (индивидуализированный) и идеальный (нематериальный) способы существования бытия. Так, психическое отражение субъектом внешнего мира носит двойственный характер (материально-идеальный); с другой стороны, не все в идеальном отражении субъективно.

К сфере сознания относится прежде всего отражение действительности в отчетливых формах чувственности и мышления. Мышлениепроцесс опосредованного и обобщенного отражения действительности субъектом. Мышление — «ядро» сознания. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта, из содержания ощущений, восприятий, представлений. Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения.

Понятие сознания шире, чем понятие мышления, поскольку включает в себя и другие осознаваемые элементы психики.

Антропологические аспекты сознания

Человеческое телофеномен социокультурного и исторического, биологического и индивидуально-личностного развития. Информационная и культурологическая специфика органов тела. Диалогические возможности кожи. Проблема кожной чувствительности связана с локализацией отдельного тела в пространстве и во времени.

Рукауниверсальный инструмент отношения человека с миром, общения с другими людьми, самовыражения. Ручной опыт и ручное сознание. «Ручное сознание» характеризует способности высокоорганизованных животных к анализу конкретной ситуации, к образованию сложных ассоциаций, отображающих связи между вещами.

Глаз и перцептивные возможности сознания. Информационно-ориентационные функции глаза. Глаз и гармония цвета и пространственных отношений.

Ухо: проблема вслушивания в бытие. Слуховое восприятие времени, ритма и музыкальной гармонии мира. Нос и парфюмерные способности человеческого сознания. Мир запахов и запахи тела.

Язык как телесный орган вкуса. Проблема воспитания вкуса.

Усилители тела и его отдельных органов: техническая оснащенность руки, глаз и оптика, ухо и акустические средства.

Феноменологические структуры сознания

Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание основной способ существования сознания. Человек переживает свое знание в разных и многих формах, среди которых прежде всего нужно назвать эмоции, чувства и волю.

Воляуниверсальный регулятор сознательной деятельности человека, универсальная побудительная способность и мотивация деятельности.

Эмоции — объективное явление. Эмоциональный мир сознания. Структура и функции эмоций. Многообразие эмоциональных состояний. Мир эмоционального общения. Эмоции — способ культурно-социального конструирования мира. Понимание эмоций как рудиментов неудавшихся инстинктов. Ж. П. Сартр об эмоциях как о способе ухода от принятия ответственного решения.

Память как способность сознания запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт человека.

Интерсубъективные структуры сознания

Языкформа существования и проявления мышления и важнейшее условие формирования сознания. Язык — объективированное мышление; система знаков, соотнесенная с системой значений (понятий). Мысль — это молчащий язык. Структурные единицы анализа языка: словопредложениетекстконтекст лингвистические и экстралингвистические факторы.

Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Материальной, чувственной оболочкой мысли выступает слово как единство знака, звучания и значения. Слово имеет две основные функции: функцию замещения предметов (функцию представления, замещения предмета знаком) и функцию переработки опыта, позволяющую анализировать и синтезировать те впечатления, которые человек получает из внешнего мира. Слово выделяет из вещей соответствующий признак (прилагательные выделяют признаки вещей, которые входят в эти вещи, но не существуют самостоятельно; глаголы абстрагируют из вещи качества действия).

Речьдеятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами, осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей, способность человека откликнуться голосом окружающего мира. Границы языка — границы мира человека. Не человек говорит языком, а язык говорит через человека. Мир полностью присутствует в языке, как в доме бытия. Мир хочет быть высказанным, дело только за человеком. Присутствие мира в языке требует человека: человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. И человек требует мира, потому что иначе, как в мире, он себя не узнает.

Наконец, язык выполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

Противоречивое единство языка и сознания. Мысль (понятие, значение слова) есть отражение объективной реальности, а слово как знаксредство выражения и закрепления мысли, передачи ее другим людям. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по своему грамматическому строю и словарному составу — национален. Отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной. Мышление любого народа развивается быстро, а язык изменяется очень медленно, всегда отстает от развития мышления. Язык влияет на сознание (его исторически сложившиеся нормы, специфические у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные призраки), однако зависимость мышления от языка не является абсолютной (мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью), язык может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Естественные языки — главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы, формируются искусственные языки, Формализованные языки программирования. Искусственные языки выполняют функции экономного выражения научного материала, средства интернационализации науки (поскольку искусственные языки едины, интернациональны).

Сознание и самосознание

К характеристике сознания относится закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человеческое бытие — это осознанное бытие.

Русский философ Семен Людвигович Франк (1877 — 1950) разграничивал сознание на предметное сознание (ориентированное на осмысление окружающего человека мира), сознание как переживание (чувства, связанные с физическим ощущением удовольствия, страха) и самосознание (подлинное содержание человеческого «я», связанное с трансцендированием — достижением трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям, Богу). Самосознание, по мнению философа, — это не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. «Я» — есть тело, сознание, центр психической жизни. Самосознание — разгадка великих тайн бытия, которые в действительности кроются в нас самих, в нашей психике. «Кто знает себя, тот знает Бога» (Климент Александрийский).

П. Тейяр де Шарден видит в самосознании приобретенную сознанием способность сосредотачиваться на самом себе и овладевать самим собой как предметом, обладающим

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн