своей специфической устойчивостью и специфическим значением. Самосознание составляет, по мнению французского философа, качественное отличие человека от всего остального животного мира.
Современная философия отмечает не только социальную обусловленность формирования самосознания, но и индивидуальный и общественный уровни его проявления: самосознание индивида (осознание им своего тела и его вписанности в мир окружающих людей), самосознание группы (осознание своей принадлежности к той или иной социальной группе), этноса (в связи с последним возникает проблема специфики национального самосознания).
Самопознание и саморегуляция — формы самосознания. Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознавании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе (самооценки). Самооценка это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, который можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя и как личность, и как субъекта практической и духовной деятельности.
Существование личности без «Я» и «Я» — без личности.
До Фрейда бессознательное считалось периферией сознания. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) меняет эту гипотезу: сознание лишь частный случай структуры бессознательного. Фрейд продолжил дело деантропологизации: первый шаг в этом направлении сделал Н. Коперник (Земля не является центром Вселенной), второй шаг сделал Ч. Дарвин (человек не отличается от других животных, а происходит от них); третий шаг сделал З. Фрейд (разум человека — островок в мире бессознательного).
Согласно концепции З. Фрейда, бессознательное — это психические процессы, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица; это — основная и наиболее содержательная система психики человека, регулирующаяся «принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, комплексы, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью.
Соотношение сознания и бессознательного впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики:
Бессознательное — принципиально не доступное сознанию содержание, составляющее энергетическое ядро личности. Бессознательное — котел кипящих страстей, эмоций, резервуар психической энергии — проявляет себя в тех феноменах, которые человек не контролирует.
Подсознательное — эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа.
Досознательное — содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным.
Сознание — рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции, поверхностный слой душевного аппарата. Сознание не является хозяином в собственном доме.
Психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — слой бессознательных влечений и наслаждений, черпающее свою энергию в основном из двух источников: Либидо (сексуального влечения, ответственного за развитие человека) и Танатоса (стремления к смерти и сил агрессии и деструкции).
«Я» — сфера сознательного, посредник между сознательным и внешним миром. Важнейшая ее задача — самосохранение, обеспечение удовлетворения потребностей. «Я» принимает решения по поводу отсрочки или вытеснения требований инстинктов. Оно повинуется принципу реальности и защищает себя посредством вытеснений.
Третий слой психики человека «Сверх-Я» представлен совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями и нормами, вообще культурой. Культура с ее идеалами и требованиями подавляет желания бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.
Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца.
Неклассический психоанализ
новое прочтение бессознательного
Проблема взаимодействия сознательного и бессознательного в концепции Альфреда Адлера 1870 — 1937). Основные ее положения:
— идея об органической целостности человека как уникальной совокупности способов поведения и привычек;
— социальный интерес как врожденное стремление вступать во взаимные отношения сотрудничества;
— мотивация реализации социального интереса как естественное стремление человека к творческой реализации собственного «я»;
— связь между причиной поступков человека и целью деятельности;
— бессознательное как врожденный социальный инстинкт и показатель психического здоровья.
Проблема влияния социальных и культурных детерминант на развитие индивидуума находит отражение в учении швейцарского психолога и мыслителя Карла Густава Юнга (1875 — 1961). Главная идея Юнга состоит в том, что кроме личностного бессознательного (являющегося резервуаром вытесненных подавленных или забытых — влечений) существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бессознательное как хранилище латентных следов памяти человечества. Его содержание составляют архетипы.
Архетипы — это система установок и реакций на мир древних людей, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас (и люди были вынуждены вживаться в этот мир, приспосабливаться к нему, как-то объяснять и интерпретировать его). Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредовано — через переживания и образы конкретных людей, в культурных и религиозных традициях (Бога нельзя видеть, Бог — это страх Божий), зашифрованных в эзотерической символике. Они являются через сны, мифы, отклонения в поведении. Ведущие архетипы: Анима (женское начало) и Анимус (мужское начало), Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных масок), Самость (наше истинное интегральное «Я», к которому мы лишь бесконечно приближаемся через процесс индивидуализации). Архетипы изначально связаны с тем, что не охватываются разумом, они — тайна, они сакральны. В них заключается колоссальная энергия, могучая безличная сила. Люди тянутся к этим вечным образцам и одновременно боятся их, потому и выражают их в символах, которые и приоткрывают, и скрывают мощь бессознательного. Кризис традиционных символов в современном мире ведет к вулканическому выбросу бессознательного, к агрессии, войнам, деморализации. Разрушая древние символы, интеллект оставляет вокруг себя пустыню.
Проблема поиска человеком собственной идентичности в социально-культурных параметрах бытия стоит в центре внимания одной из известных книг Эриха Фромма «Иметь или быть?». Философ проводит различие между двумя основными способами существования — «быть» и «обладать» — как разными видами самоориентации и ориентации человека в мире. Быть — это значит обновляться, расти, выйти из изоляции собственного «Я», любить, отказаться от всех форм присвоения.
Проблема бессознательного
в постнеклассической философии
Французский психоаналитик Жак Лакан (1901 — 1981), отталкиваясь от З. Фрейда и в то же время переосмысливая его, окончательно противопоставляет сознательное и бессознательное. Бессознательное не выступает обратной стороной сознательного: между ними нет никакой связи, они абсолютно исключают друг друга. На этом основании мыслитель делает вывод о том, что человек никогда не тождественен атрибутам своего «я» и поэтому его «я» неопределимо. Бессознательное сводится им к надчеловеческой сущности, которая препятствует человеку обрести целостность своего «я», фактически превращает его в «дивида» — разорванного, расщепленного, фрагментарного человека.
Функции сознания
Основные функции сознания: отражательная (отражение обобщенное, целенаправленное, оценочное), преобразовательная (конструктивно-творческая, стихийно-спонтанная, преднамеренно-нормативная деятельность), ориентировочная (регулирование и самоконтроль).
Глава 25
Проблема субстрата сознания
Материальным субстратом психики является центральная нервная система, кора головного мозга, а механизмом — происходящие здесь аналитико-синтетические процессы. В ходе биологической эволюции мозг развился как сложная кибернетическая система, включающая в себя несколько этажей: стволовая часть мозга (регулирует физиологические функции организма), подкорковые образования (выполняют вегетативные функции организма и служат субстратом эмоций), кора головного мозга (непосредственный материальный носитель высших психических функций, на базе которых возникает сознание).
Проблема «сознание и мозг» включает два главных аспекта. Первый — как соотносятся явления сознания с физиологическими процессами в мозгу (психофизиологическая проблема). Второй аспект, тесно связанный с первым, соотношение идеального и материального.
Психофизиологическую проблему материализм и идеализм решали по-разному. Физикализм отождествляет сознание и физические процессы — сознание признается нейрофизическим, биологическим и, в конечном счете, физическим явлением и, как качественно особая реальность, не существует.
Вульгарный материализм полагает, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое — это единая материя.
Солипсизм в подходе к качественному своеобразию сознания отрицает существование материи и утверждает, что сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — лишь его порождение.
Собственно материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону — сторону отражения.
Однако экспериментальный опыт показывает, что мозг не мыслит, ибо психический процесс вынесен за его пределы. Функционирование психики человека есть функционирование его души, а не мозга, но оно протекает под явным его влиянием. Человеческий мозг не только связан с душой, но и демонстрирует положительную обратную связь между уровнем и темпами своего развития: чем сложнее и совершеннее становится ЦНС, тем интенсивнее она развивается и совершенствуется.
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы. Во-первых, внешний предметный и духовный мир, природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов (отображениях, копиях, символах предметного мира). Вторым источником сознания является социокультурная среда. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система.
Пятый источник сознания — космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого выступает сознание индивида. Зависимость биополя (ауры) от материальной и духовно-нематериальной составляющих природы человека. «Чакра» — канал передачи энергии от духовно-нематериальной составляющей человека к его физическому телу (мозгу).
Является ли психическое атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое? По этому вопросу сложилось несколько основных подходов. Первый (представлен в религиозных течениях) рассматривает сознание как космическое образование: божественный разум, надмировое начало — творец природы и человека. В рамках этого подхода сознание определяется как «живое тело космоса», «всепроникающий эфир», «океаноподобный абсолют», «информационное поле космоса». К данному подходу относится метод «трансцендентальной медитации» — отношение сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным) разумом. Тейяр де Шарден считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее внутреннюю сторону, ее сокровенность.
Идея о космической природе сознания (сознание вписано в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании) находит свое воплощение в теории М. Талбота: Вселенная — это гигантский разум, а мышление — это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. Макс Планк считал, что правит природою Всемогущий разум, независимый от мыслящего человечества. Гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с анимизмом первобытного мышления (верой в одушевленность каждой вещи), с представлениями о связи души человека с мировой душой в древнеиндийских учениях, с признанием всеобщей одушевленности материи (гилозоизм). Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом: они или признают вечность существования разума Вселенной или связывают его возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной.
Раздел 5
Гносеология как теория знаний
и методология как теория познания
Место гносеологии как учения о познании в архитектонике философии. Взаимосвязь гносеологии и онтологии — условие возможности гносеологических концепций. Столкновение с изменчивостью бытия как импульс к познанию. Познание как переход от не-знания к знанию.
Глава 26
Специфика познавательного отношения
человека к миру
Познание как культурно-историческое определенное отношение человека к миру и познание