как «конструирование» действительности.
Тема познавательной деятельности — стержень европейской философии. Философия — инструмент познавательного процесса. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности.
Разновидности теорий познания
Для объективного идеализма и дуализма сущность познания состоит в воспроизведении знания, полученного от абсолютного духа (Платон припоминание, Р. Декарт — интеллектуальная интуиция). Идеалисты отождествляют бытие и познанное бытие. Дуалисты в основе познания усматривают полагание. Поскольку сознание обладает определенностью, то всегда остается нечто, что им не схватывается.
Для субъективного идеализма сущность познания — в творении, конструировании мира. Реальный мир для субъективных идеалистов возникает в результате деятельности трансцендентального сознания. Бытие независимо от сознания, но оно оформляется им.
Наивный реализм принимает мир таким, каким он представлен человеческими органами чувств: он не видит никакой разницы между миром и восприятием мира, между реальным миром и его отражением в ощущениях человека.
Для метафизического материализма познание есть пассивное («зеркальное») отражение. Для диалектического материализма познание есть творческое отражение посредством соединения и развития знаний по законам диалектики, общим для сознания и мироздания.
Специфика мифологической гносеологии — в том, что она своим воображением заселяет мир олицетворенными существами, видит их вмешательство в процессы реальной жизни и, наряду с явлениями мира, их «познает». Религия смотрит на мир глазами мифологического мировоззрения.
Познание — социокультурный феномен.
Важнейшие признаки социокультурной обусловленности познания отчетливо охарактеризованы в шестой части декартовских «Рассуждений о методе», где философ заявляет, что защищаемое им модернистское понимание природы естествознания позволит человечеству сначала добыть все «познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свобода и всех прочих окружающих нас тел», а затем «реализовать и применить эти познания для всех своих целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания сделают нас хозяевами и обладателями природы».
Главный порок модернистского сознания в целом весьма рельефно охарактеризован русским философом Михаилом Михайловичем Бахтиным (1895 1975), справедливо отметившим, что это сознание из необозримого мира духовности человечества выделило лишь маленький мирок. «Восток почти не был представлен в этом мирке. Мир культуры и литературы так же безграничен, как и Вселенная. Мы говорим не о его географической широте (здесь он ограничен), но о его смысловых глубинах, которые так же бездонны, как и глубины материи. …Мы страшно сузили его путем отбора и путем модернизации отобранного. Мы обедняем прошлое и не обогащаемся сами».
В фундаменте постмодернистского познания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу Вселенную в виде галилеевской «Книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого мы являемся, есть глобальный эволюционизм, синтезирующий в себе такие гигантские эволюционные процессы, как физико-космическая и биологическая эволюция, антропосоциогенез, исторический процесс самопроизводства человечества. Сам естествоиспытатель постмодернистской эпохи осознает себя уже не декартовским субъектом, не орудием гегелевской абсолютной идеи, посредством которого она якобы самопознает себя; он осознает себя одной из сложнейших синергетических систем, активно и нелинейно взаимодействующих с многообразием иных синергетических систем, входящих в глобальный эволюционизм.
Многообразие форм и видов познания
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, мораль, искусство, наука, религия, философия.
Выделяют такие виды познания: обыденное, художественное, религиозное, научное, философское.
Основные вопросы гносеологии. Что я могу знать? Где границы познания (сильный и слабый агностицизм)? Каковы методы познания? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные знания? Каковы основные формы знания? Каковы критерии верного знания? Какова роль скептицизма и критицизма в процессе познания? В чем специфика философского познания?
Глава 27
Методы познания
(философский метод и всеобщие законы бытия)
Понятие метода как совокупности приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической преобразующей деятельности людей. Взаимосвязь философского метода с учением о бытии.
Понятие методологии как философской рефлексии над деятельностью человека. Методология как стратегия научного познания.
Метод — единство субъективного и объективного при определяющей роли последнего. Метод — сам себя конструирующий путь науки. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Истинность метода всегда детерминирована содержанием предмета.
Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен — его носителем является конкретный индивид. Человек — центр всей методологии. Метод есть орудие, через которое он соотносится с объектом.
Основные различия теории и метода. Теория — результат предыдущей деятельности; метод — исходный пункт и предпосылка последующей деятельности. Главные функции теории — объяснение и предсказание; метода — регуляция и ориентация деятельности. Теория — система идеальных образов, метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности. Теория нацелена на решение проблемы, что собой представляет данный предмет; метод — на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.
Современная методология призвана решать следующие проблемы: проблему преодоления натурализма философского и методологического мышления; проблему выработки нового понимания и отношения к символическим системам и реалиям; проблему антропологического и психологического горизонтов; проблему высшего мира Космоса, Культуры, Реальности как единого целого для всех людей.
Классификация методов
Многообразие видов человеческой деятельности как условие и предпосылка многообразного спектра методов научного познания. Общенаучные подходы и методы исследования.
Частнонаучные (специальные) методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Методы междисциплинарных исследований как совокупность синтетических, интегративных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин.
Фундаментальные (философские) методы.
Глава 28
как фундаментальные методы
Основные особенности метафизического метода мышления: отрицание роли внутренних противоречий, отрыв качественных изменений от количественных, сознания от бытия, необходимости от случайности, абсолютизация какой-либо стороны объекта.
Исторические разновидности и формы метафизики
Софистика и эклектика, догматизм и релятивизм — разновидности метафизики.
Софистика — размышление, основанное на сознательном нарушении законов логики, неправильном выборе исходных положений, абсолютизации того или иного определения, смешении существенного и несущественного, на ложных доказательствах, произвольном выпячивании второстепенных свойств предмета.
Эклектика — алогическая концепция, базирующаяся на произвольном выборе координат, случайном соединении разных сторон вещей, игнорировании их существенных различий, субъективистском соединении элементов.
Догматизм — антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при их решении не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени.
Релятивизм — обратная сторона догматизма — исходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличения момента ее относительности, отбрасывания момента ее абсолютности. Концепция «нового мышления», выдвинутая в конце 80-х гг. XX в. в СССР, — пример релятивизма, отражающего крах пролетарской идеологии.
Механицизм исходит из признания реальности в качестве сложной машины, управляющей объектами в пространстве и во времени.
Эволюционизм. В русле эволюционизма развилось два течения. Первое учение английского философа Герберта Спенсера (1820 — 1903), который идею эволюции перенес с живых существ на все предметы и явления, понимая ее механистически, как перераспределение в мире вещества и движения, и стирая грани между различными областями материального мира. Второе — эмерджентизм, теоретически рассматривавший процессы изменения в природе как иррациональные, логически непостижимые, ничем не обусловленные акты возникновения нового качества.
Диалектика как канон и как органон
Диалектика как метод и как наука. Диалектический метод рассматривает действительность как находящуюся в процессе непрерывного развития («по спирали», в соответствии со схемой «тезис — антитезис — синтез»), каждый новый этап которого содержит в себе в концентрированном виде наиболее значительные достижения прошлых этапов; противоречивую, состоящую из различных, чаще всего противоположных, сторон; и в то же время целостную и взаимосвязанную при всей своей внешней противоречивости.
Зарождение диалектики как рефлексии над социальными изменениями в развитии человеческого общества.
Сущность диалектического метода и основные этапы его развития: стихийный, схоластический, критический, научный. Диалектика — плод европейского рационализма, торжества разума.
Диалектика Сократа как искусство вести эффективный диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины. Ирония — отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений. Его ирония — скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя многознающим. Она направлена против слепого преклонения перед традицией и разного рода ложными авторитетами, почитание которых не обосновано убедительными доказательствами.
Диалектика Платона как диалог, как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий и знания относительно сущего. Диалектика Аристотеля как знание только еще возможного, вероятного.
Диалектике противостоят учения Лао-цзы, дзэн, даосизм, мистика. Согласно им вне мышления существует единство, гармонизирующее слияние всех противоположностей и противоречий: то, что является этим, есть это; то, что не является этим, также есть это.
Диалектика XIX в. как общая теория эволюции и «алгебра революции». Роль Г. Гегеля в становлении диалектики: разум тождественен миру («Все действительное разумно»). Диалектика — умение отыскивать противоположности в самой действительности. «Снятие» как одно из важнейших понятий философии Гегеля.
Карл Маркс видел в диалектике мышления отражение в понятиях диалектики деятельности человека. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира.
Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса — диалектики противоречий, которые могут быть поняты как процесс развития в три стадии: тезис, антитезис и синтез.
Возникновение информационного общества дает новый импульс к развитию диалектического метода. Раймон Арон о диалектике исторического становления индустриального общества. Диалектика общественного развития заключается в том, что чем больше общество овладевает посредством техники природной средой, тем меньше становится его власть над собственной средой. Это противоречие лежит в самом понятии прогресса, тремя моментами которого являются диалектика равенства, диалектика социализации, диалектика универсализации.
Особенности современной нелинейной диалектики. Она пытается не примирять противоположности, но, напротив, выявить как можно больше разнообразных, даже противоположных сторон действительности, которые считаются равноправными, и в этом смысле не сводимыми друг к другу, а сосуществующими в многообразном единстве окружающего нас мира.
Диалектика — аналитика человеческой конечности, поиск человеком собственной целостности, символ иного — не формально-логического «человеческого» мышления. Проблемы связи и развития как важнейшие проблемы диалектики.
Основные законы диалектики развития
Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных субъектов, приводящее к возникновению нового качества.
Диалектика понимает под источником развития саморазвитие. Суть его состоит в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единого на противоположности, в борьбе которых и происходит развитие. В этом смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: ничто не движется без противоречий, — а закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики.
Закон взаимоперехода количества и качества раскрывает наиболее общий механизм развития. Познание качества (как совокупности свойств) через его количественные характеристики (формальные отношения между свойствами). Надежность через избыточность.
Закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим. Прикладное значение отрицания отрицания.
Диалектическое отрицание отличается от метафизического тем, что может послужить новому. Категория «снятие» описывает такой синтез, в