котором новое отрицает старое с удержанием положительного. Это удержание положительного и есть преемственность в развитии. Диалектический подход исходит из того, что развитие — это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу. Действительно, идея круговорота подчеркивает лишь одну сторону развития некоторую устойчивость, неизменяемость вещей в процессе развития. Диалектический подход понимает под развитием спираль с бесконечным количеством витков. Поэтому каждый якобы возврат на самом деле имеет качественное отличие от своего предшествующего состояния, а это означает, что имеет место прогресс как более совершенное состояние мира. Его объективными критериями являются: усложнение связей внутри системы и между системами; повышение устойчивости и жизнеспособности систем; наконец, возрастание темпов развития.
Основные категории диалектики развития: причина и следствие (выражают сущность причинности), необходимость и случайность.
Основные законы диалектики как общей теории связи
Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, взаимообусловленность их существования и развития. Но связи не существуют без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.
Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.
Основные законы диалектики как общей теории связи.
Закон единства сторон отдельного (всякое отдельное содержит единство противоположных сторон, которые всегда существуют совместно в составе отдельного, определяются относительно друг друга и в развитии взаимно переходят). Основные категории диалектики связи: отдельное, общее и особенное, содержание и форма, сущность и явление (раскрывают различные уровни действительности), целое и часть.
Четыре типа целостности (уровня организации) системы: синкретическое целое (части слабо обособлены), доорганическое целое (отсутствие внутренне обусловленных связей между частями), органическое целое (части связаны существенно и утрачивают способность самостоятельного бытия), целое надорганическое (существенная связь бытийно самостоятельных частей).
Закон взаимного порождения явлений (каждое явление порождает другие явления и порождается ими в отношениях преемственности и взаимности). Ведущую роль в раскрытии этого закона играют категории возможности и действительности. Возможность — потенциальная действительность. Действительность — это объективно существующий предмет, — реализация некоторой возможности.
Глава 29
Проблемы методологии в философии XX века
Философская методология XX века как поиск выхода из кризиса современного техногенного общества.
Системный подход
Многообразие версий системного подхода: по объекту (экологические, экономические, социальные, биологические); по определению системы (функциональные, целеустремленные, концептуальные, гомеостатические). Диалектика — одна из разновидностей системного подхода.
Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Понятие «самоорганизация» характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер.
Новые идеи в современном системном подходе (нелинейность, критическое поведение, потенциальность, поливариативность развития).
Синергетика как научная и философская методология
Синергетика как переход к новому, постнеклассическому этапу развития науки. Основные понятия синергетики: энтропия, бифуркация, аттрактор. Определение места хаоса и порядка в Мироздании в аспекте определения понятий информации и энтропии.
Два типа процессов в материальных системах. Процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса. Их основными характеристиками является равновесность и линейность. Процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникнуть упорядоченные структуры. Их характеристиками является нелинейность и неравновесность.
Синергетика как западноевропейская альтернатива диалектике. Ее роль и значение — в акценте на роль случайности, нестабильности (нестационарности) процессов.
Герменевтика — признание принципиальной незавершенности любой интерпретации (как понимания). Принцип объяснения в классической науке и ограниченность его применения. В науке понимание интерпретируют как подведение под понятие. Однако здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объяснение. Понимание — практическое действие, слияние границ человека и вещи, интерпретация. Герменевтический опыт (как принципиальная открытость миру) и первенство вопросов. Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых границами вопрошаемого, образованием, вкусом, талантом, традиционностью.
Понятие «понимания» соотносительно с понятием «смысл»; они не могут рассматриваться в отрыве друг от друга; смысла так же нет вне понимания, как и понимание всегда есть усвоение некоторого смысла. Понимание — это процедура осмысления, выявления смысла, значения.
Герменевтический круг (круг самого бытия). У текста нет собственного смысла (тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца) вне его интерпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъективный произвол, ибо сам текст не произволен. Вопрошающий должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое предпонимание до начала интерпретации текста.
Язык — среда и горизонт герменевтической онтологии. Герменевтика как искусство вести диалог друг с другом, добиваться согласия, консенсуса.
Постмодернистский переворот в интеллектуальной культуре. Деконструкция как метод, конструирующий философские дискурсы. Деконструкция бросает вызов реалистическому анализу, она разлагает текст на исходные элементы (философские, политические, культурные), затем их собирает по новой программе — не автора, а того, кто текст читает и стремится извлечь из этого занятия наслаждение. По отношению к тексту автор и читатель равны, ни у кого нет преимущества. Критический характер деконструкции: меньше единообразия, власти, лицемерного согласия; больше чувственности, иронии, нестабильности.
Глава 30
Познавательное отношение человека к миру
Познаваемость мира как предпосылка человеческой деятельности, регулятивный принцип и гносеологический идеал. Познаваемым может быть лишь мир, обладающий универсальными законами существования и развития.
Проблема познаваемости мира
Главный вопрос теории познания — вопрос соответствия наших знании действительному положению вещей. Другими словами, необходимо прояснить, знаем ли мы (в качестве субъекта познания) окружающий мир (как объект познания) таким, каким он существует в действительности, или же наши знания о нем носят неполный, неправильный или даже иллюзорный характер? В истории философии сложились два типа ответа на вопрос «познаваем ли Мир?» положительный (познавательный оптимизм) и отрицательный — агностицизм и скептицизм.
Агностицизм — такое философское учение, которое отрицает возможность познания закономерностей развития природы. Его первой исторической формой был античный скептицизм, основные тезисы которого сводились к следующему:
— человек сам находится в состоянии непрерывного изменения и, следовательно, не в состоянии адекватно отражать мир;
— об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, человек может высказать прямо противоположные суждения.
Отсюда делался вывод: знание не есть отражение объективной действительности, оно то, что продуцирует человеческая психика.
Агностицизм шотландского философа, историка, экономиста Давида Юма (1711 — 1776) основывался на утверждении: человек имеет дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, поэтому вопрос о существовании и познании внешнего мира становится бессмысленным. Человек не может знать ничего о сущности мира и должен ограничиться только описанием своего опыта. «Долой все, что не содержит описания опыта».
Скептицизм — философское учение, подвергающее сомнению достоверность всех знаний о мире. И. Кант, в отличие от Д. Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании миром своих ощущений. Человек познает мир не таким, каков он есть, а таким, каким он нам кажется. Скептицизм сыграл важную роль в «эпистемологическом повороте» Нового времени.
Современные формы скептицизма: теория символов (Г. Гельмгольц, К. Пирсон), конвенционализм (А. Пуанкаре, К. Поппер).
Методологическая концепция конвенциализма А. Пуанкаре (1854 — 1912). Основные ее положения:
— интерпретация научного знания как условно принятого положения;
— различие между реальным миром и законами как произвольно принятыми соглашениями для наиболее удобного описания явлений (прагматический критерий);
— оценка научной теории на основе ее удобства и целесообразности (инструментальности) для практики;
— природа вещей непознаваема, единственной объективной реальностью являются отношения вещей.
Различие между скептицизмом и агностицизмом лежит не столько в решении вопроса «возможно ли познание?», сколько в решении другого вопроса — «что именно можно познать?». Можем ли мы познать сущность Мира или же должны ограничиться только описанием наблюдаемых явлений (феноменов), стоим ли мы на позициях феноменализма (учения, отрицающего возможность познания сущности и требующего ограничиться только описанием феноменов) или метафизики (учения, признающего возможность знания сущности Мира), какую познавательную стратегию, предполагающую, что в знании существуют твердые базисные, абсолютно достоверные и не подверженные ошибкам элементы, — сенсуализм или рационализм — мы выбираем?
Сенсуалистическая традиция познания
Сенсуализм — такая познавательная стратегия, которая абсолютизирует роль чувственного отражения. Эмпиризм — крайняя форма сенсуализма, признает чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени можно считать Френсиса Бэкона (1561 — 1626). Все его творчество было направлено на «Великое восстановление наук» (так должен был называться труд всей его жизни, оставшийся незавершенным) — разработку особого научного метода познания, с помощью которого стало бы возможным создание новой картины мира, опирающейся не на Бога, а на материалистическое понимание природы.
Решение поставленной задачи, по мысли Бэкона, состояло из двух частей: «разрушительной» и «созидательной». «Разрушительная» часть заключалась у него в очищении нашего ума от «идолов», т.е. «глубочайших заблуждений человеческого ума», которые обманывают не в частных вопросах, а «заражают и извращают все восприятия интеллекта». Искоренив по возможности первые два рода идолов и определив вероятные искажения, коренившиеся в двух других, по мнению Бэкона, можно было переходить к созидательной части — разработке индуктивного метода познания как основополагающего метода выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания.
В отличие от эмпириков, подобно муравьям собиравших чувственные данные и довольствовавшихся этим, или рационалистов, подобно пауку получавших знание непосредственно из собственного разума, исследователь уподоблялся Ф. Бэконом пчеле, которая извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению, подобно тому, как циркуль и линейка исправляют несовершенство наших рук.
Другим известным представителем эмпирического направления являлся Джон Локк (1632 — 1704) — английский философ и общественный деятель. Если Бэкон обращался к опыту как к чему-то наличному, уже данному, интересуясь в основном тем, каким образом из этого опыта можно извлечь знания, пригодные для практического использования, то Локк поставил себе цель исследовать механизмы возникновения ощущений в процессе общения человека и окружающего его мира. С самого начала Локк отверг достаточно распространенную в философской традиции теорию врожденных идей (вспомним хотя бы Платона с его переселением души и последующим припоминанием увиденного ею в мире идеального бытия), поскольку большинство общепринятых понятий и принципов «неизвестны детям, идиотам и большей части человечества;