Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

отсюда ясно, что они не пользуются всеобщим согласием и не являются общими для всех людей запечатлениями».

Подобно другим представителям эмпирического направления Д. Юм был также убежден в том, что «уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, или впечатлений и идей, и что внешние объекты становятся известны нам только с помощью вызываемых ими восприятий». В структуре человеческого опыта Юм различает его «атомы» — впечатления, т.е. «все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим», и идеи — копии впечатлений, полученные в результате оперирования нашего ума с данными органов чувств. Подробно исследовав мыслительные операции, происходящие в нашем сознании, Юм пришел к выводу, что непрерывность и целостность наших представлений о внешнем мире на основании наших чувственных впечатлений обеспечивается действием механизма ассоциации идей. Этот принцип означал, что полученные от внешних впечатлений идеи в нашем уме соединяются в единое целое на основании сходства, смежности во времени или пространстве и причинности.

Основная формула сенсуализма у Томаса Гоббса: «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения». Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Органы чувств дают знание фактов, которого достаточно в обыденной жизни. Но его совершенно недостаточно для научного знания, в котором теоретические утверждения должны быть всеобщими и необходимыми. Следует отметить приближение Гоббса к линии рационализма — «Истинадочь разума».

Человеческий разум рассматривается в сенсуализме как некоторая комбинаторная машина (коммунатор), которая по-разному комбинирует между собой данные опыта — чувств. У И. Канта чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами. По Э. Гуссерлю, чувства вовлекаются в потоке воображения, образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание, а феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

Рационалистическая традиция познания

Европейская традиция Cogito: Сократ (забота о своей душе) — Августин (внутренний человек на грани между внешними вещами и высшими истинами) картезианское cogito — И. Кант (человек обладает доопытными принципами, которые определяют возможность логики) — И. Фихте (аналитика Я) — Г. Гегель (мышление как наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями) — К. Маркс (мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций) — Э. Гуссерль (смыслополагание интенциональной жизни сознания) — П. Рикер (герменевтика субъекта и принцип символического опосредствования).

Два значения понятия «рационализм». В первом смысле термин «рационализм» означает философское направление, считающее источником познания человеческий разум. Здесь Рационализму противостоит эмпиризм.

Во втором смысле термин «рационализм» означает, что процесс познания может быть разумно (последовательно) осмыслен. Здесь рационализму противостоит иррационализм, утверждающий, что процесс познания представляет собой разумно не осмысливаемое озарение, интуитивную вспышку, инсайт.

Основоположником рационалистического направления, который заложил основы не только философии Нового времени, но и современной науки, был Рене Декарт (1596 — 1650). Декарт полагал, что благодаря несомненности исходных посылок (например, никто не будет сомневаться в том, что он «мыслит, следовательно, существует», поскольку даже само сомнение в реальности собственного существования возможно не иначе как в мышлении) будет обеспечена та степень достоверности, всеобщности и необходимости знания, какая не доступна обманчивым сведениям, которые поставляются органами чувств.

Место и роль интуиции в познании

Интуицияформа непосредственного (алогического) постижения истины и вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Это непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное. Такой позиции придерживались Платон, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Гегель, А. Бергсон.

Преимущества интуитивного познания перед рациональным:

— оно дает возможность преодолеть ограниченность известных подходов к решению задачи и увидеть ее в целом;

— дает познаваемый предмет целиком, позволяет ухватить наибольшую полноту возможностей;

— созерцает вещь в ее сущности;

— характеризуется отсутствием предварительных рассуждений и независимостью от доказательств.

Ограниченности интуитивного познания:

— непроявленность причин, приведших к полученному результату;

отсутствие понятий, опосредующих процесс интуиции;

отсутствие подтверждения правильности полученного результата.

Сфера интуиции — это сверхсознание человека, достигаемое прорывом сквозь ментальную оболочку в иные слои. С точки зрения синергетики, механизм интуиции можно представить как механизм самоорганизации, самодостраивания визуальных и мысленных образов, идей, представлений.

Интуитивизм как метод познания (озарение, предвосхищение, прозрение).

Философские теории интуиции. Учения об интуиции XVII в. возникли в связи с гносеологическими проблемами, поставленными перед философией развитие математики и естествознания — попыткой выяснить основания, на которые опираются эти науки, достоверность их результатов и доказательств. В этих учениях нет противопоставления интуитивного мышления логическому, в них нет алогизма. Интуиция рассматривается как высший род интеллектуального знания.

Проблема интуитивного познания в русской философии. Николай Онуфриевич Лосский (1870 — 1965) разработал интуитивистскую теорию познания, в соответствии с которой познаваемый объект непосредственно включается познающим субъектом в его личностный мир, но при этом остается существующим независимо от акта познания. Неотъемлемой частью этой теории стала критика Лосским докантовского эмпиризма и рационализма, общим для которых остается разрыв субъекта и объекта.

Для первого характерно выведение содержания познания из воздействия на субъект извне. Однако, поскольку знание не обладает трансцендентным значением и всецело имманентно по составу, — отсюда один шаг до признания его субъективным: эмпиризм Локка закономерно приводит к скептицизму Беркли и Юма — их общим знаменателем является гносеологический пессимизм.

В рационализме Декарта и Лейбница адекватное трансцендентное знание формируется исключительно из тех познаваемых форм, которые имманентны познающему субъекту. Поэтому как эмпиристские, так и рационалистские представления, заключает Лосский, в докантовской философии базируются на понимании знания как соответствия между образом и предметом. Абсолютные ценности, по мнению философа, даются человеку только через интуицию, духовное озарение, без них реальная нравственная жизнь не может обойтись.

Интуитивизм XX века — эта форма критики интеллекта, отрицание интеллектуальных методов познания, выражение недоверия к способности науки адекватно познавать действительность.

Глава 31

Практическое отношение человека к миру

Практические способы освоения мира. Практика и ее эволюция в истории общества. Типы практики и типы мировоззрения. Структура практики. Диалектика цели, средства и результата практической деятельности. Практика как форма коммуникации.

Практика как чувственно-материальная деятельность

Практика составляет основу познания: она предшествует познанию, создает материально-технические средства для общества, ставит задачи перед наукой и определяет ее направление, дает материал для обобщения, выступает критерием истины.

Виды практики: производственная (направлена на преобразование природы и естественного бытия человека), социально-общественная (направлена на обработку людей людьми, на преобразование социального бытия), научно-экспериментальная (направлена на творческую духовную деятельность).

Проблема субъекта и объекта познания

Человек как субъект познания выступает носителем познавательной активности, осуществляет целенаправленную деятельность и оценивает ее результаты. Под субъектом понимается не сознание человека, а сам человек и даже человечество, которое не в меньшей мере является объективной реальностью, чем другие явления природы: животные, растения, минералы.

Различные подходы к проблеме объекта познания: объект как сущее, объект как феномен, объект как бытие для другого. Объект познания — то, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность человека как субъекта познания. Объект — это не просто любой предмет природы, а предмет, включенный в сферу деятельности человека. Он сам по себе, как объективная реальность, существует независимо от сознания человека, и становится объектом, вступая во взаимодействие с субъектом. Только в этом смысле без субъекта нет объекта, а без объекта не может быть субъекта, поскольку последний мыслим только как активное начало, воздействующее на предметы природы.

Таким образом, следует различать понятия «объективная реальность» и «объект». Первое охватывает все существующее независимо от нашего сознания и имеет в качестве своей противоположности сознание; второе берет только то из объективной реальности, что на данном этапе развития общества стало предметом его теоретической и практической деятельности, его противоположностью выступает субъект, превращающий явления и вещи объективной реальности в объект своего действия. Познание возникает в результате взаимодействия субъекта и объекта. Это взаимодействие носит материальный характер: и субъект и объект являются материальными системами.

Познание и его объекты. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Идеализированные (абстрактные) объекты. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты, виртуальный объект.

Различие предмета и объекта познания. Роль предметов-посредников (орудия, вещи, приборы, инструменты, знаки языка, изображение) в познавательной деятельности: восприятие, мышление, коммуникация.

Функции практики

Основные функции практики как критерия истины. Практикаисточник познания, потому что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Практика выступает как основа познания, его движущей силой. Весь познавательный процесс обусловлен в конечном счете задачами и потребностями практики. Практика выступает опосредованно целью познания, представляет собой решающий критерий истины познания.

Глава 32

Познавательные способности человека

Познание как переход от незнания к знанию, от знания менее глубокого к более глубокому, как движение к истине.

Чувственное познание

Чувственное познание — первая, начальная ступень процесса познания, которую человек осуществляет, непосредственно контактируя с предметами и явлениями внешнего мира. Главную роль в чувственном познании играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Они непосредственно связывают человека с предметным миром, дают чувственный материал для нашего логического мышления.

Формы чувственной ступени познания — ощущения, восприятия, представления — рождаются не при одностороннем воздействии среды на органы чувств, а в процессе практики, очеловечивания природы и общества, в воздействии этих очеловеченных структур на саму личность человека. В этом процессе создаются сами органы чувств, соответствующие всему богатству субъективной человеческой чувственности и природной сущности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз. Образование пяти органов чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории.

Ощущения — простейший чувственный образ объективного мира, отражение отдельных свойств предмета. Многообразие ощущений выражает качественное многообразие мира. Субъективному образу свойственно однако несовпадение с объектом, но лишь его соответствие ему.

Восприятие — это чувственный образ предметов в целом (образ человека). Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. Критика понимания восприятия как простого продукта внешнего воздействия на воспринимающего человека. Восприятие следует рассматривать и как данность, и как деятельность; оно есть непрерывный процесс извлечения информации из внешнего мира, включенный в саму структуру реальности.

Представление — это целостный образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью.

Проблема гносеологической ценности органов чувств и объективного характера чувственного познания. Органы чувств — единственный канал, непосредственно связывающий человека с внешним предметным миром. Все формы чувственного отражения действительности объективны. Ощущения объективны как психологический феномен по отношению к мышлению и по характеру доставляемой информации.

Логическое познание

В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека. Мышлениеформа духовно-душевно-телесной жизни человека. Мышление можно рассматривать и как деятельность, как процесс, как интеллектуальное схватывание, и как творчество.

Особенности мышления. Первая особенность мышления — его опосредованный (косвенный) характер. Вторая особенность — его обобщенность. Третья реальный процесс мысли не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Четвертая — объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами (особенно, рече-слуховыми и рече-двигательными). Пятая — мышление неразрывно связано с практической деятельностью человека. Практическая деятельность — основное условие возникновения

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн