Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

социального познания и его отличия от познания естественнонаучного:

— социальное познание отождествляется с самопознанием — общество выступает одновременно и субъектом и объектом познания;

— социальное познание имеет дело с системой взаимосвязей и отношений, тогда как естественнонаучное познание абстрагируется от связей познаваемого объекта и взаимовлияний реального мира;

— законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных закономерностей;

объект социального познания уникален (историчен). Общество и личность, формы их взаимодействия динамичны, а не статичны;

— социальное познание допускает ограниченное использование жестких познавательных процедур.

Типы социального познания

Объективизм и субъективизм как два типа социального познания.

Французский философ Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) отстаивал необходимость распространения принципов рационализма и детерминизма на познание социальных явлений; настаивал, исходя из возможности рассматривать социальные факты в качестве вещей, на применении объективных методов по образцу естественных наук. Объяснение социальной жизни, по его мнению, исходит не из представлений участвующих в ней субъектов, а из глубинных причин, лежащих за пределами сознания.

Субъективизм редуцирует социальную реальность до представления о ней (этот подход не учитывает, что сами социальные факты являются объектами познания — истинного или ложного). Роль общественных наук сводится к «оценке» мнений социальных объектов, создаваемых в обыденном сознании людей, живущих повседневной жизнью в своем социуме.

Французский социолог Пьер Бурдье (р. 1930) стремится преодолеть крайности обоих подходов в диалектической взаимосвязи объективизма и субъективизма. Объективные структуры составляют основу субъективных представлений и образуют структурные рамки, влияющие на взаимодействие субъектов. Субъективные представления проявляются на уровне повседневных индивидуальных и коллективных действий, направленных на трансформацию или сохранение объективных структур.

Модели исторического объяснения. Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Раздел 6

Философская антропология

В исследовательском мире существует физическая антропология, предметом которой являются палеонтологические темы, генетика популяций, вопросы этокологии. Существует психологическая антропология, изучающая человеческое поведение в психической или психо-соматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушением психического равновесия. Культурная антропология занимается изучением этнологии первобытных народов, их обычаев, обрядов, языка, нравственности, религии. Существует также социальная антропология, которая занимается исследованием современных обществ. Наконец, следует сказать о теологической антропологии: она рассматривает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности человека.

Ни одна из этих антропологий, исследуя частичные и эмпирические аспекты человека (этнические, культурные, социальные), не рассматривает человека в целом, как личность и поскольку личность. Поэтому представляется оправданным и необходимым существование философской антропологии, целью которой было бы познание и истолкование личности как реальной, самостоятельно существующей целостности.

Глава 36

Антропология как философия метафизики

Философская антропологияобласть философского знания об инвариантных (общечеловеческих), устойчивых природных и социокультурных свойствах и качествах человека в их социокультурной изменчивости, способ рассмотрения и решения философских проблем в их «человеческом измерении».

Возрастающее несоответствие уровня и объема знаний о внешнем мире и о самом человеке. Философия до сих пор старалась говорить о том, каким образом и откуда возник человек, вместо того, чтобы определить, что он есть. Антропология — фундаментальная наука об основных тенденциях и законах биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. Философская антропологияучение о специфике проявления универсальных отношений бытия в человеке с точки зрения самого бытия человека.

Метафизическая сущность человека

Невозможность положительного определения человека. Человек как метафизическое (сверхъестественное, не имеющее физических причин), трансцендирующее существо, никогда не фиксируется в конкретных рамках, он постоянно впереди себя, превосходит себя (как индивида и личность), не сводится к своей физической или социальной данности, преодолевает границы собственного существования. Человек не существует как какая-то данность, как предмет; человека вообще нет как чего-то неизменного, постоянного, наличного. Человек — это стремление быть человеком.

Основное метафизическое занятие человека — познание, открытие в себе другого измерения, другой жизни, овладение бытием через его очеловечивание. Человек в этом смысле — это его мир (мир как Вселенная, мир как община, мир как сообщество людей). Сущностью человека является ничто. Ничто находится в самом сердце бытия и только через осознание человеком (через очеловечивание) — в качестве бытия — приходит в его мир. Основание мира и бытия человека — одно основание. Познавая себя, человек открывает законы мироздания.

Основные характеристики человека

К основным характеристикам человека относятся:

— несводимость (человек никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом; он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения);

— непредопределенность (как проблема самобытности);

— незаменимость и неповторимость (уникальность, проблема выбора собственного пути);

— открытость, незавершенность природы. Трансцендентность человеческого «я», его сверхпространственность, сверхвременность, сверхкачественность, сверхсоциальность.

Множественность определений человека выражает многогранность человеческого бытия и многоликость образа.

Эволюция определений человека в разных типах культуры (смена парадигм от объективности к субъективности человека), поиск целостности человеческого образа и «человеческого измерения» традиционных философских проблем.

Глава 37

Бытие человека

Человеческое бытие как философская проблема

Проблема определения бытия человека. Бытие как дар, раскрытие присутствия человека в мире. Человек в бытии мира раскрывает многокачественность, многоуровневость и многомерность своего бытия. Человек на перекрестке природы, истории, культуры — созидатель, свидетель и слагатель.

Система категорий познания бытия мира в «человеческом измерении»: природа (выделяет естественную порожденность человека, его родство со всем сущим); сущность (подчеркивает отличие человека от всего иного сущего);

Человек и мир: проблема места человека в космосе, природе, социуме, культуре как система отношений «человек-космос», «человек-природа», «человек-социум», «человек-культура».

Космизм человеческого бытия

Фундаментальная конституция человека как бытие-в-мире. Мир — уникальное единство предметных, социальных и языковых отношений, образующих культурную среду индивида. Четыре стадии формирования мира индивида: генетическиродовая, игровая, внутренне нормативная, жизненная.

Мир как нетотализируемая тотальность всего, что есть. Мир как природа и мир как история. Бытие в природе как тождество. Бытие в истории как негативность, различие.

Формы бытия человека в мире: объектвещь среди вещей»)-субъект, телесно-духовное, род-индивид, социальное-индивидное.

Происхождение человека

Две концепции происхождения человека: религиозная и научная.

В религиозной концепции утверждается, что человека создал, сотворил Бог. Причиной появления человека представляется надприродная, сверхъестественная сила, в роли которой выступает Бог.

В научной концепции возникновение человека рассматривается как продукт эволюционного развития природы. В Рамках научной концепции можно выделить три гипотезы появления человека на Земле.

Во-первых, это гипотеза, которую высказал Ч. Дарвин и в которой в качестве предка человека рассматривается обезьяна.

Во-вторых, это версия, согласно которой человек произошел от животного, но остается неясным, от какого именно животного.

В-третьих, это космическая гипотеза происхождения человека, согласно которой человек родился не на Земле, он является пришельцем с другой планеты.

Принципиальная неадаптированность человека к природе. Человек «несчастное животное». Жизнь человека и история человечества как процесс постоянного рождения. Миф, ритуал, игра, искусство — важнейшие моменты становления человека.

Основания человеческого бытия

Природные, социальные и личностные (экзистенциальные) основания бытия человека. Единство многогранной сущности человека. Трактовка человека Зигмундом Фрейдом как существа биологического (инстинкты как главный движитель человеческой жизни), Карлом Ясперсом — как существа исторического (в силу этого человек не может быть познан полностью как бытие), Карлом Марксом — как существа биосоциального.

Природное основание бытия человека

Человек является частью природы, ибо он подчинен ей физически и биологически. Природа в этом смысле является той единственной реальной основой, на которой рождается и существует человек. Понятие «природа человека» в этом смысле обозначает биологические (природные) основания его бытия. Природа человека — совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному независимо от биологической эволюции и исторического процесса. К их числу относятся внешний облик, физическая конституция тела, генетический код, группа крови, цвет глаз, прямохождение, нервная система, высокоразвитый мозг, инстинкты и условные рефлексы, темперамент, психика, специфика органов чувств.

Человеку присуща природная недостаточность. В морфологическом отношении человек определяется недостатком, который следует интерпретировать в точном биологическом смысле как неадаптированность, примитивизм, то есть неразвитость, неспециализированность. У человека отсутствует волосяной покров, а значит, естественная защита от холода; отсутствуют естественные органы нападения и телесные приспособления для бегства; человек уступает большинству животных в остроте чувств; у него нет настоящих инстинктов, что смертельно опасно для жизни; наконец, он нуждается в защите в течение всего периода вскармливания и детства, которое несравненно продолжительнее, чем у других живых существ. Именно потому, что человек рождается как несовершенное и незавершенное существо, ему необходимо постоянно прибегать к практике самозащиты, самоопределения и самопреодоления.

Такое самоосуществление происходит не спонтанно, а в результате непрестанного усилия научения, размышления и свободной воли. Природа человека как незавершенная возможность, проявляющаяся в бесконечных вариациях существования. Проблема открытости человека как эволюционного существа. Предположения о целенаправленной и предопределенной эволюции человека и вселенной. Человек конструирует свою собственную природу: внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального.

Человекчасть природы, неотрывный от космоса, и вместе с тем огромный космос, во многом автономный от мира. Однако человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; человекактивный природный фактор, определенная функция биосферы и определенная часть ее строения. Этот факт предполагает наличие другого неоспоримого факта: независимости человека от окружающей среды. Человек открыт всему бытию.

Социальные основания бытия человека

Создание человеком самого себя есть предприятие социальное. Необходимость в социальном основании возникает из биологической природы человека. Социальные основания бытия человека определяют реальность как мир, в котором человеческое было бы предъявлено и понято. Это значит, что реальность, которую мы застаем, насквозь пронизана человеческими соразмерностями, выстроенными нами. Сложность этого мира зависит не от него самого, а от тех типов соразмерностей, которые выстраивало предшествующее нам человечество, и которые нам уже достались.

Понятие «сущность человека» выражает социальные основания бытия человека. Природа человека формируется и опосредована обществом. Социальность — следствие открытости человека миру.

Одиночество — отрицательная разновидность социальности, тоска по социальности.

Единство и противоречивость социальных обстоятельств и индивидуальной жизнедеятельности человека. Чувство неприкаянности в этом мире — человек, странствующий там и сям, везде чудовищно неуместен.

Личностные основания бытия человека

Личностные основания бытия человека определяются его способностью определить свою размерность не в физическом смысле, а в отношении с самим собой. Философия как инструмент организации человеческого помогает человеку выстроить такую соразмерность. Внутренний мир человека — это вполне самостоятельный, отдельный мир его образов, мыслеформ, чувств, переживаний и ощущений; мир, составляющий индивидуальную часть сущности данного человека.

Человек как Я-субъект — единственное существо, способное увидеть самого себя как «Я», а мир — как «не-Я». Мое собственное «Я» составляет центр моего мира, и только исходя из него я вижу все остальное и реализую себя в практической деятельности. Свобода и творчествоспособ преодоления изначальной амбивалентности человека: личности и индивида. Только освобождение человека от себя («трансцендирование») приводит человека к себе. Самотрансцендирование включает в себя не только способность наблюдения за собой, но и

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн