изменение самого себя в своей деятельности. Человек единственное существо, которое не хочет быть тем, что оно есть.
Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, даже безвыходном положении. Историчность — исключительное свойство человека.
Человек — символическое существо. Мы имеем в виду способность человека выражать многие реальности в символической форме. Человек живет не только в физическом мире, как животное, но и в мире символическом. Он осознает самого себя посредством символов. Животное использует некоторые знаки, но у них нет символов. Знак — часть физического мира, символ — часть мира человеческого. Назначение знака — инструментальное, символа — обозначающее.
Границы человеческого бытия
Человеческое бытие выступает мерой социокультурного бытия. Пределы человеческого бытия определяются двумя фундаментальными категориями — смерти как конца животного существования и безумия как конца существования разумного.
Проблема неравнозначности двух границ человеческого бытия: смерть — это граница, с которой человек сталкивается как животное, безумие — это предел, где человек лишается собственно человеческого (сталкивается с пределами своего вида, своей самоидентичности, своего места в общем космическом, историческом строе).
Осознание человеком своей физической и интеллектуальной неполноты. Самосовершенствование человека как задача преодоления пределов (несовершенства) своего бытия.
Представление о ценности безумия в античной философии: рассудок человека несводим к бытию, это лишь схема бытия. В Традиции существует парадоксальное определение разума — «мудрость идиотов», «ученое невежество». Безумие ставится выше разума, выше рациональной деятельности, нагружается положительным онтологическим значением. Безумие — это полное; рассудок частичное; безумие — это все во всем, рассудок — это часть, оторванная от всего. Безумие — это не просто отсутствие рассудка, это именно преодоление рассудка, выход за его пределы — есть выход за пределы схемы рассудка, прорыв в чистое бытие. Безумие — это нахождение внутри бытия.
Православие, исходя из ценности сверхрационального созерцания, ставит его выше рассудочного богословствования (католичества).
Католичество, напротив, всегда тяготело к тому, чтобы максимально подвести догматы церкви под формальную логику.
По мере секуляризации и десакрализации западноевропейского общества отношение к сумасшествию и сумасшедшим стало приравниваться к отношению к преступникам, грешникам, злодеям. Начиная с позднего Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в западном сознании постепенно складывается устойчивое отождествление безумия и глупости с корнем всех пороков. Безумие в современном мире, основанном на утверждении абсолютного значения рассудка, описывает не только расстройство человеческого сознания, но и подразумевает «исчезновение бытия», указывает на утрату бытия.
Гносеологические стратегии
в отношении проблемы безумия
В современной культуре сложились две гносеологические стратегии в отношении проблемы безумия. Первая (ее представители — Мирча Элиаде и Карл Юнг), обосновывает право на инаковость, право на иной цивилизационный и культурный уклад, настаивает на равнозначности современной и несовременной ментальности.
Вторая (ее представляют французский философ Рене Генон, итальянский философ Чезаре Эвола, радикальные революционеры) утверждает примат великого безумия над рассудком, поддерживает правоту этого безумия во всех случаях и проявлениях, настаивает на том, чтобы безумие воцарилось здесь и сейчас, что путь торжества рассудка есть неправомочная узурпация, зло, отчуждение.
Глава 38
Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие
Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества. Отношение к жизни и смерти в различных социокультурных традициях.
Смерть как фундаментальное свидетельство нашего неодиночества. Смерть подлинный гений, вдохновитель философии, отчего Сократ определил последнюю как подготовку к смерти. Стоики говорили о смерти как самом важном событии жизни: научиться хорошо жить — это значит научиться хорошо умирать. Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек. В своей смерти человек открывает собственную индивидуальность. Происходит открытие индивида, осознание в час смерти или в мысли о смерти своей собственной идентичности, личной истории, как в этом мире, так и в мире ином. Смерть как граница животного начала в человеке.
Смерть как благо. X. Ортега-и-Гассет о жизни как проекте человека, вечном строительстве, привязанности к месту и времени стройки. Смерть как напоминание человеку о том, что существование не может быть отложено. А. Швейцер о чувстве благоговения перед жизнью и причастности к миру живого. Смерть — единственное, в чем род людской равноправен.
Смерть как событие и как бытийное постижение смертности человеком. Смерть не только обнаруживает человека в безнадежном одиночестве, сколько проясняет и определяет его аутентичность с точки зрения осознания его востребованности бытием. Смерть как ковчег Ничто есть Храм бытия.
Смерть как Абсолют. Это знание и принятие неизбежности, осознание позитивности и придание суверенности собственной смерти, что является предельным витальным основанием самоидентификации личности, выступает ориентирующим и проектирующим началом человеческой жизни, придает жизни человека образ смысловой завершенности. Истинная смерть есть жертва, созидающая жизнь и обновляющая мир. Это всецелая, добровольная, жертвенная самоотдача во имя спасения призрачной жизни как вечного умирания.
Прошлое как умершая жизнь человека, ее преодоление как обретение настоящего и устремленность в будущее как надежда и относительная реализация бессмертия.
Жизнь как нахождение в мире. Жизнь как подготовка к смерти и бессмертию (постоянное преодоление прошлого и настоящего). Жить — это значит ощущать жизнь, осознавать свое существование. Жить — это находиться в мире. Мир требует полного присутствия человека. Жизнь — это столкновение с будущим, деятельность, устремленная в будущее, где прошлое и настоящее раскрывают свой смысл и значение. Жизнь — это будущее, то, чего еще нет. Жизнь как постоянное творение мира заново.
Жизнь как ценность и проблема «цены человеческой жизни» — своей и чужой в разных социокультурных и исторических системах. А. Шопенгауэр о жизни как страдании. Ложность жизни и подлинность не-жизни. Платон о жизни как сне. Философия как помышление о смерти. М. Аврелий о жизни как борьбе и странствии по чужбине. Римский поэт и философ Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н.э.) связывал страх перед смертью с неизвестностью дальнейшей судьбы. Смерть как метаморфоза вещей и существ внутри вечного и в целом неизменного мира.
Биологические компоненты жизни: рост, размножение, способность реагировать на внешние воздействия, активность. В биологическом смысле жизнь есть основной признак организма. Жизнь как способность материи воспроизводить самую себя. Жизнь не противоположна смерти, как смерть не противоположна жизни. Жизни противоположна безжизненность (как смерти рождение). Отсутствие смерти не предполагает жизни: оно предполагает отсутствие рождения (в конечном счете, отсутствие жизни). Смерть предполагает жизнь, начинается с жизнью и с жизнью заканчивается. Конец жизни есть конец смерти (умирания). По-существу, смерти нет, есть смертное (живое). Есть умершее (жившее). Смерть есть негативное определение жизни. Смерть и жизнь — полюсы и границы человеческой жизни, ее пределы: то, что не имеет рождения, не имеет и смерти.
Проблема бессмертия. Инобытие и бессмертие человека как проблема рождения, обретение отцовства и материнства. Бессмертие творчества. Жизнь и смерть — космические проблемы. Проблема личного бессмертия. Проблема бессмертия в религии (бессмертие является делом Бога), искусстве, философии. Мумификация. Переселение души. Воскрешение. Проблема бессмертия — самая главная проблема человечества.
Бессмертие как преодоление смерти, но не бесконечное механическое продление жизни. Что может избежать смерти? Только небытие. У небытия нет смерти. Ему может быть противопоставлено только рождение. По мнению русского философа Н. Федорова, победа над смертью является высшей, но далеко не близкой целью человечества. Воскрешение всех людей, живших в прошлом, он считал сыновним долгом живущих перед теми, кому они обязаны благом жизни. Преодоление человеком смерти достигается на пути утверждения своей и другой индивидуальности. Проблема биологического и социального бессмертия. Эволюция продолжительности жизни и пути ее искусственного увеличения.
Нравственно-гуманистические проблемы геронтологии. Успехи реаниматологии и мифы о «жизни после жизни»; гуманистические проблемы танатологии и эвтаназия; «право на смерть» и «культура умирания».
Этические проблемы генетики человека. Генетическая инженерия неограниченные возможности и возможные ограничения. Техническое манипулирование с половыми клетками человека, или «человек из пробирки» (асексуальное размножение и клонирование), «отец после смерти», «суррогатная мать». Диалог между наукой и религией (подтверждает ли клонирование религиозную догму о происхождении Евы из ребра Адама?). Эксперименты на людях (органопластика и опыты с эмбрионом человека).
Белорусский ученый Василий Феофанович Купревич (1897 — 1969) не считал смерть законом эволюции для человека; она служит совершенствованию родовых признаков вида. Смерть теряет свою биологическую необходимость и есть результат сбоя в генетическом механизме. Смена поколений превращается в анахронизм. Породив сознание, природа создает предпосылки остановки процесса естественного отбора и смерти. Достижение бессмертия — не самоцель человечества, а средство покорения окружающего пространства. Человек бросает вызов времени и пространству, выходит один на один против бесконечной Вселенной, чтобы обрести тайну вечной жизни.
Русский философ В. С. Соловьев сравнивал смерть с дырой в сосуде, через которую даром уходят силы, потраченные на собирание единства. Смиренное отношение к смерти дважды безнравственно: во-первых, перед лицом смерти человек-эгоист и человек-альтруист оказываются одинаково бессильными, смерть упраздняет различие между добрым и злым; во-вторых, смерть не просто уравнивает доброго и злого, но, будучи разрушительной силой, выступает на стороне зла. Человечество может и должно стать сверхчеловечеством, победив свою смерть и тем самым возвысившись над животной природой человека.
Глава 39
Иерархия бытия человека
Человек как воплощение противоречивого триединства природы, социума и культуры: индивид, личность, индивидуальность.
Родовое и индивидуальное бытие человека
Понятие «индивид» выражает способ бытия человека в Природе. Человек в значении индивида характеризуется прежде всего в аспекте его антропологических, органических особенностей (пол, возраст, темперамент, конституция, тип высшей нервной деятельности). Основная задана, стоящая перед человеком как индивидом, — задача выживания.
Понятие индивида соотносимо с понятием бренности, смертности человека. Обнажение такого органического основания бытия человека становится особенно заметно в критических ситуациях, что порождает различные компенсации страха смерти.
Проблема личности в философии
Личность — источник социальной жизни, ее элемент, субъект социокультурных отношений и социальных институтов. Понятие личности выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Личность — центр индивидуальных механизмов самоинтеграции: поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы.
Роль социальной и культурной среды, внутренних и внешних факторов в формировании личности.
Основные формы самоутверждения личности: самопознание, самосовершенствование, самореализация (соответствующие раскрытию сущности природы в Человеке, Человека в обществе, Личности в природе). Первая из них реализует принцип отношения к культурному и социальному богатству. Личность рождается в процессе овладения культурным опытом как в его содержательном аспекте, так и в его формальном аспекте — овладение самой способностью выделять и утверждать значимое бытие. Свобода — пространство бытия личности. Здесь и на этой основе рождается идеал развития человека как личности. Этим идеалом становится всесторонне развитая, а потому свободная личность. Данное понимание личностного самоутверждения человека связано с продуктивным, творческим отношением индивида к своей сущности. Творчество — путь к личности, ибо оно вводит человека во время и в историю. Главное — не то, что сделали из человека, а то, что он делает из того,