Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

от природного, является их границей.

Социальное бытие как выражение природно-биологических предпосылок, духовно-психологических условий и метафизических (сакральных, божественных, культурных) оснований социального. Социальность всегда определялась исходя из некоего «трансцендентального означаемого» как инварианта бытия — который организует, гарантирует тотальность социального — само в то же время оставаясь вне структурируемого и организуемого социального пространства. Социальность и внешние архетипы порядка (Космос, Природа, Бог, Человек). Философский смысл социального порядка. Роль образования в конституировании социального порядка.

Информационный компонент социального (социальное знание).

Социальная философия как онтология

социальной реальности

Социальная реальность — это самораскрытие социального бытия, объект человеческой деятельности, результат материализации волевых импульсов человеческого поведения и предмет человеческого общения. Социальная реальность есть кристаллизация человеческой деятельности; набор социальных возможностей, с помощью которых происходит социализация индивида. Социальная реальность подчиняет себе все измерения человеческого бытия. Пространственное и временное включение человека в социальность.

Основные характеристики социальной реальности: целостность, структурность, пространственность и временность (историчность). Аспекты историчности социальной реальности проявляются в том, что она возникает и быстро развивается (в отличие от природы), прошлое содержится в ней в настоящем и бережно оберегается, культура характеризуется уникальностью событий (в природе «протоны абсолютно одинаковы», в обществе речь идет об уникальности человека).

Представление о моделях социальной реальности. Исторический контекст конструирования различных моделей — процесс возрастания реального воздействия людей на социальные условия их жизни.

Субстанциалистические модели социальной реальности

К субстанциалистическим моделям социальной реальности относятся натуралистическая (природная определенность социального) и реалистическая (трансцендентная определенность социального) модели социального.

Натурализм как модель социальной реальности. Натуралистические представления о человеческом сообществе исходят из объяснения социальных явлений действием природных закономерностей (физических, географических, биологических). На этом основываются эвристические возможности биологического объяснения и понимания применительно к социальным явлениям. Натуралистическая модель социальной реальности продуктивно реализовывалась применительно к сферам промышленности, экономики, права, науки. В этих сферах практически отрабатывалась схема социальной закономерности как общей, повторяющейся связи явлений, как некоей регулярности, позволяющей получать тождественные результаты, прогнозировать последствия совершаемых в обществе действий.

На натуралистической модели базируется геополитика: национальная судьба определяется борьбой за жизненное пространство и ресурсы. Богатство народов определяется не производством, не культурой, а именно владением ресурсами.

Проблема целенаправленного воздействия на эволюцию человеческого вида. Социально-философский смысл евгеники (вмешательство культуры в биологическую природу человека с целью ее улучшения). Социобиология как современная вариация натуралистической модели социальной реальности. Основные идеи социобиологии сводятся к тому, что барьер, возводимый между человеком и животными, поддерживается лишь благодаря существующим в обществе традициям и этическим нормам. Такие отличия как речь, рациональность, культура являются прямым продолжением нашей природной сущности. Социобиология выводит на первое место внешние природные условия (климат, ландшафт, экологию) и внутреннюю природу человека.

В основе реалистической модели социальной реальности лежат традиции философского реализма применительно к философским проблемам общества: истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу; развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в социальную философию вносится фатализм, во втором — обосновывается чисто субъективистское понимание природы социальной реальности.

Реалистическая модель социального, которая реализуется в русской философии, содержит три основных тезиса: отношение Я и Ты опосредствовано высшим (я отношусь к Другому не только как к средству, но и как к самоцели, как к самому себе); идея соборности (внутренней духовной связи между людьми, внутреннее органическое единство); идея Церкви (идея сакральности общества: социальное единство в его живой глубине ощущается как святыня).

Антисубстанциалистические модели

социальной реальности

К антисубстанциалистическим моделям социальной реальности относятся деятельностная (деятельностная определенность социального) и феноменологическая (смысловая определенность социального) модели социального.

Феноменологическая модель социальной реальности отказывается от допущения какой-либо субстанции в общественной жизни. Социальная реальность считается сконструированной и обладающей внутренней смысловой структурой. Социальная структура сводится к взаимодействиям индивидов, к сфере их повседневной реальности. Повседневность как высшая реальность, источник формирования социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов.

Субъективные социальные переживания и их связь с жизненным миром личности. Объективация социальной жизни — выражение индивидуального опыта личности.

Деятельностная модель социальной реальности. Деятельность как способ существования общественного человека. Роль труда в конституировании деятельностной модели. Человеческая деятельность создает новую неприродную и сверхприродную реальность.

Техницистские модификации деятельностной модели: люди строят социум как мегамашину, которая, раз возникнув, начинает определять их дальнейшую активность. Проблема роли техники в функционировании и развитии социума. Техника коммуникаций как методологический принцип, раскрывающий непосредственные причинно-следственные связи между процессами НТР и социальными изменениями.

Глава 46

Социум как надорганическая реальность

Социум как демографический (человеческие индивиды с их потребностями, способностями, деятельностями, отношениями и институтами) аспект социальной реальности.

Структура социума

Социум включает такие элементы социального как индивиды, связи, вещи. Взаимообусловленность и взаимосоответствие элементов социального бытия.

Вещьпредмет, тело, элемент социальной реальности, на основе которых человек строит свои практические и познавательные отношения с миром. Вещь воплощение человеческой деятельности, пространственно-образная репрезентация социальных функций и социальных отношений.

Понятие индивида. Индивидэлемент социального бытия. Проблема социализации индивида. Проблема онтологизации индивидуальной субъективности как процесс изменения социальной значимости индивида, освобождающегося от форм его непосредственной зависимости (от сословия, цеха, рода) и опосредованно выражающегося в абстрактных формах своей деятельности. Деятельность — субстанциальная основа общественной жизни людей.

Социальные связи — зависимости, обусловливающие совместную жизнь и деятельность людей, определяющие совокупность человеческого бытия и реализующиеся через потребности и способности людей, их интересы и сознание, через условия, средства и результаты их деятельности, через формируемые людьми социальные институты. Формы и механизмы социальной детерминации. Социокультурная причинность. Проблема доминант и детерминант общественной жизни.

Социальные связи, характеризующие вертикальную структуру социума социальные потребности, социальные способности, социальная деятельность, социальные отношения и социальные институты.

Горизонтальная структура социума формируется в процессе общественного производства вещей (в натуральном или знаковом виде, в вещественной или информационной форме) и производства людей (биологического и социального).

Сфера социума

Социумособый тип социальных связей между индивидами, функциональный стержень общества, формирующий его соответствующие сферы. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы социума.

Экономическая сфера — это такой тип социальных связей между индивидами, который опосредствован вещными отношениями. Важную сторону экономической сферы образует способ производства людьми необходимых для жизни материальных благ. Способ производства составляют производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся люди, осуществляющие производственный процесс, средства производства (сырье, машины, механизмы, средства транспорта и связи) и наука. Производственные отношения включают в себя те отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. В их структуру входят формы разделения труда, формы обмена (натуральный, денежный), распределения дохода (по капиталу, по труду).

Производительные силы и производственные отношения находятся в сложных, порой в противоречивых взаимосвязях и взаимодействиях. Производственные отношения могут соответствовать производительным силам и способствовать их функционированию и развитию, но такого соответствия может и не быть, и тогда они тормозят их развитие.

Социальная сфера регулирует многоплановые взаимоотношения между различными группами общества (социально-демографическими, этническими, профессиональными). С этой сферой связано удовлетворение потребности в воспроизводстве людей, обучении, воспитании и социализации новых поколений.

Политическая сфера опосредствует социальные отношения между индивидами политическими институтами, учреждениями и организациями. В ее структуру входят государство, политические партии, профессиональные союзы, молодежные, религиозные и другие организации.

Духовная сфера связана с производством, распространением и потреблением духовных ценностей. Она включает в себя духовные потребности и интересы, духовную деятельность (производство), духовные ценности, духовное потребление и духовные отношения.

Все сферы жизни общества выполняют свои социальные функции, находясь во взаимосвязи и взаимодействии, выступая как составные части человеческого общества как единого целого.

Социальные отношения

Социальные отношения — категория социальной философии, которая выражает определенный способ бытия упорядоченных и стабильных взаимодействий и связей между индивидами. Социальные отношения формируются в процессе общественного производства вещей (в натуральном или знаковом виде, в вещественной или информационной форме) и производства людей (биологического и социального) и в качестве горизонтального измерения социального бытия открывают его вертикальное измерение, которое обнаруживается в общении индивидов.

К. Маркс выделил три типа социальных отношений:

— функционирование социальности на основе личных зависимостей между людьми (определяется неразвитостью форм индивидуальной самореализации людей);

— социальность, основанная на вещной зависимости между индивидами (определяется разрывом человека и обстоятельств его деятельности, противопоставлением индивидуальных и внешнесоциальных форм жизни);

— социальность, функционирующая как взаимозависимость индивидного развития людей (определяется интенсивным развитием индивидуальных человеческих сил и воздействием личностного развития людей на объективированные структуры социального).

К основным социальным отношениям относятся отношения собственность, власть, управление, равенство и неравенство, иерархия.

Социальная структура

Социальная структура общества воспроизводит социальные практики и отношения во времени и в пространстве. Дуальность социальной структуры определяется факторами внешнего принуждения и внутренних возможностей. Марксистская парадигма исходит из детерминированности социальной структуры экономическим базисом общества. Идеалисты понимают под социальной структурой конструкцию «чистого» разума, наделяющего смыслом жизненный мир. Психоаналитики определяют социальную структуру инстинктами.

Взаимосвязь естественной и социальной структур общества.

Различают следующие элементы социальной структуры: социальный статус (положение, занимаемое человеком в обществе с соответствующими правами и обязанностями), социальная роль (поведенческая характеристика в соответствии со статусом) и социальная норма (общепринятые правила и стандарты поведения).

Социальный институт

Под «социальным институтом» понимается способ закрепления социальных отношений (устойчивых образцов поведения), направленных на удовлетворение насущных потребностей индивидов.

Социальные институты складываются в каждой сфере жизни общества. Они выполняют в социуме функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность социуму и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит вред социальной системе. Основными объектами контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения.

Важнейшими социальными институтами являются политические (власть, государство, политические движения и партии), экономические (собственность, производство, торговля, деньги, банки), семья, социально-культурные институты (система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения), религия.

Государство как социальный институт

Государство как социальный институт выполняет активную роль в формировании социальной структуры общества. К основным признакам государства относятся:

— публичность власти как особого аппарата управления и принуждения;

— распространение политической власти на всю территорию страны и население;

верховенство государства по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны (суверенность);

способность издавать обязательные для всех граждан и организаций на своей территории законы и взимать налоги.

Отношения между центральными органами государства отражаются в форме правления: Монархия как единоличное наследное правление (типы монархий абсолютная, конституционная); Республика как выборное демократическое правление (типы — парламентская, президентская); Конституционная монархия как ограниченная выборным демократическим парламентом верховная власть монарха (смешанная форма).

Разграничение компетенции между центральной властью и территориальными (местными) органами государственной власти отражается на форме государственного устройства: Унитарное государственное устройство предполагает управление из единого центра административно-территориальными единицами; Федеративное государственное устройство есть единое государство, состоящее из союза равноправных автономных образований с единым суверенитетом (без права выхода из союза); Конфедеративное государственное устройство как постоянный союз между государствами, которые объединились для определенных ограниченных целей (имеет общесоюзные органы, но их решения становятся обязательными для отдельных государств только после их утверждения их властными органами. Нет единого гражданства, армии, бюджета, налогов). Важно также различать основные политические режимы, которые могут существовать в любом государстве: монархический, аристократический, олигархия, демократический

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн