(преодолевающий крайности автократии и охлократии за счет права и морали), охлократический, анархический, беззаконный, тоталитарный режим.
Государство охватывает все сферы общественной жизни и выполняет следующие функции: экономическую (выступает как координатор, предприниматель, стратег и тактик в осуществлении экономической политики: определяет порядок и правила развития экономики, деятельности предприятий, воздействует на размещение трудовых ресурсов, на распределение доходов, на проведение экологических мероприятий); социальную (осуществляет социальный контроль за способами реализации человеческих отношений); политическую (организует функционирование политической системы, обеспечивает правопорядок, охрану безопасности государства и гарантирует политические права личности); в области культуры (осуществляет научную, образовательную, воспитательную, информационную деятельности); внешние (обеспечивает национальную безопасность, участвует в решении глобальных проблем современности, способствует развитию взаимовыгодного сотрудничества с другими странами).
Глава 47
Существенные черты социума
К существенным чертам социума относятся устойчивость и упорядоченность социальных отношений, общезначимые цели, дифференциация и взаимодействие частей, длительность существования, самодостаточность.
Три аспекта социума: социальные общности, социальные организации (иерархия социальных позиций и статусов, которые занимают личности в данном социуме) и культура (как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов системы).
Социальные общности и их типология
Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки, интересы и потребности), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации, классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион), к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия).
Возрастные общности
Среди возрастных общностей выделяют детей, молодежь, зрелый возраст, стариков. Иерархические отношения возрастных общностей в стабильном обществе и в обществе нестабильном. Ценность возраста в смысложизненном контексте. Возрастная общность и поколения.
Молодежь как особая социально-демографическая группа: специфика ее сознания и поведения. Потребности и интересы молодежи, пути и формы их удовлетворения. Проблема канализирования деструктивного потенциала молодежи (война, как наиболее древняя и грубая форма; массовое образование, спорт, религия, тюрьма). Молодежные объединения и молодежные движения.
Половая дифференциация
Общество разделяется на общности мужчин и женщин. Социальная философия о проблеме пола. Проблема культивирования пола — привилегированный и непривилегированный пол в цивилизованном обществе. Исторические формы женских движений. Проблемы феминизма. Элементы мифологии в феминизме.
Профессиональные общности
Разделение труда как основная причина становления структуры общества.
Две формы профессиональной стратификации: меж- и внутрипрофессиональная. Профессиональная идентичность как ценность в цивилизованном обществе. Дилетантизм как форма маргинализма.
Социальная стратификация как выделение социальных слоев (страт) и изучение социального неравенства в их положении. Центральным понятием социальной стратификации является «неравенство».
Общество — комбинация стратификационных систем. Главными ее критериями считаются размер доходов, доступ к власти, престиж профессии, уровень образования. Роль социальной политики как формы смягчения напряженности и разрешения социальных конфликтов, которые при увеличивающихся социальных разногласиях могут принимать крайне острые формы (вплоть до войн и социальных революций).
Социальное неравенство — неизбежное следствие формирования социальной структуры общества на основе дифференциации различных сфер человеческой деятельности и отношения к формам собственности и власти. Неравенство общественных статусов социальных групп и личностей.
Проблема вертикальной и горизонтальной мобильности в границах социальной стратификации: вертикальная мобильность — это движение сверху вниз и снизу вверх по социальной лестнице (рабочий — бригадир — мастер начальник цеха — главный инженер — директор завода — министр); горизонтальная мобильность — это перемещение из слоя в слой на одном уровне (слесарь — токарь — сварщик — шахтер — музыкант).
Понятие социального слоя как группы людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии (спортсмены, охотники, филателисты и пр.). Понятие «слой» отличается от понятия «класс» в марксистском понимании: «слой» не претендует на роль субъекта глобальных социальных преобразований, хотя в этом понимании фиксируется состояние социального неравенства. Критерии выделения социальных слоев — в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния.
Каста как замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Это место очерчивается многими факторами или признаками, главные из которых: традиционно наследуемая профессия, род занятий, эндогамия (обязанность заключать браки внутри своей касты), ритуальная чистота. В традиционном понимании каста выражала глубинную индивидуальную природу человека со всем набором особых предрасположенностей, слитых с природой и предопределяющих каждого к выполнению определенных обязанностей.
Сословие представляет собой общественную группу с наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами. Феодальное общество средневековья делилось на три основных сословия: духовенство (символ — книга), рыцарство (символ — меч) и крестьянство (символ — плуг). В России до 1917 года было шесть сословий: дворяне, купцы, мещане (мелкие домовладельцы, торговцы, ремесленники), крестьяне, казаки (особое военное сословие).
Социально-экономические классы в структуре новоевропейской цивилизации. В западной социологии применяют два критерия определения класса субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе самоидентификации (исходит из самозачисления индивида в тот или иной класс). Объективный критерий основан на признаках, не зависящих от мнения индивида: характер деятельности (труда) и величина доходов.
Марксизм выводит свое понимание классов из основных факторов материального производства, определяющих условия существования больших групп людей: из отношения к средствам производства, из отношения к системе распределения материальных и духовных благ, места в системе общественного производства этих благ. Уничтожение классов есть уничтожение его классово-образующих признаков (тех материальных условий, которые определяют его существование) и его нельзя путать с физическим уничтожением его представителей.
Феномен люмпенства как обнаружение маргинализма в социально-классовой структуре.
Этнические общности
Понятие этнических общностей. Род и племя — формы доцивилизационных этносов (где социальная организация и регуляция строились на кровнородственных отношениях). Народность в традиционных цивилизационных обществах. Нация — новоевропейская форма этнической общности, характеризующаяся общей культурой, языком и единым экономическим пространством.
Этнос — культурно-языковое сообщество. Понятие этногенеза как исторического процесса происхождения этносов. Основные механизмы образования новых этносов — интеграция (когда этнос формируется путем объединения различных племенных общностей или за счет интеграции разноэтнических групп иммигрантов), дифференциация (когда крупный этнос распадается на несколько более мелких), трансформация (когда прежний этнос ассимилирует в себе новые иноэтнические включения и преобразуется в новую общность).
Национализм, его агрессивность и деструктивность. Национализм как возрождение и возведение в культ элементов первобытного родового мышления, откат цивилизации к дикости и варварству. Положительная трактовка национализма рассматривает его как естественное проявление национального духа, исторического самосознания народа, способ отстаивания его жизненных интересов.
Глава 48
Общество как организационная форма
воспроизводства социальности
Понятие общества
Общество — продукт человеческого бытия и непременное условие существования самого человека. Общество — специфическое надприродное творение человека, способ самореализации человека. Общество есть единство трех основных аспектов социальной реальности — демографического (социума), экологического (природной среды, включенной в общественную жизнь) и технического (искусственной среды, опосредующей взаимодействие человека и природы).
Основные признаки общества
Территория — основа социального пространства, в котором формируются и развиваются социальные отношения, социальные институты и социальные группы. Целостность и устойчивость, характеризующие стабильность общественной системы. Автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью (способностью общества создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации). Саморегуляция общество осуществляется благодаря его самодостаточности и самообеспеченности. Интегрирующая сила общества проявляется в социализации каждого нового поколения и в подчинении людей общепринятым нормам.
Общество как системная целостность
Основные подходы к рассмотрению общества в истории философии: «социальный атомизм», социальный организм, социальная система.
Различные варианты к рассмотрению общества в «социальном атомизме» конвенционализм в античной философии, теория общественного договора (Дж. Локк), теория общественного договора, впервые теоретически обоснованная Т. Гоббсом и французским писателем и философом Ж. Ж. Руссо (1712 — 1778). Социальный атомизм как «методологический индивидуализм» (К. Поппер).
Социальный органицизм: от Платона до Дюркгейма. Традиции органицизма в русской философии.
Системный подход к пониманию общества впервые был разработан марксизмом (теория общественно-экономической формации как пример системного социального монизма) и в настоящее время существует в варианте синергетического подхода и классиком социологической мысли XX в. Питиримом Сорокиным (1889 — 1968) его теория социальной стратификации — пример системного социального плюрализма.
Формирование идеи общества
В античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них, общество — это естественное образование; человек — существо по природе изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может. Отсюда следует, что государство, основанное на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.
Согласно другой традиции, общество — это искусственное образование; человек — существо по природе изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное его состояние — внеобщественное и дообщественное. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как механизм формирования общества, либо как главное средство укрепления общества.
Античное понимание общества в сравнении с современным имело более узкое и определенное и конкретное значение: оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным образом присутствовали общность, союз, совместная деятельность (прежде всего, семья, имущественные объединения, основанные на тесных эмоциональных связях, юридических договорах и практических целях).
Идея единства человеческого рода, понимаемого как сверхобщество, была продолжена и развита европейским средневековьем. Христианский философ и теолог Аврелий Августин в трактате «О Граде Божием» обосновал идею единства человечества общностью его происхождения от единого предка Адама. Но при этом человечество разделено на два царства: Град земной, основанный на грехе и насилии, и Град Божий, в котором царствует божественная правда и добро.
Другой христианский мыслитель Фома Аквинский в истолковании сущности общества соединил обе указанные выше традиции. В своем труде «О правлении государей» он доказывал, что человек — существо социальное по природе, а общество — естественное образование. Создание государства представляет собой произведение не только природы, но и искусства.
Таким образом, общество в средневековой Европе понималось преимущественно как наднациональное и вненациональная сущность. Только с XVII в. в связи со становлением и развитием наций понятие «общества» все в большей степени сближается с нацией и национальным государством. Общественный договор выступал в качестве нового способа обоснования легитимности государственной власти (взамен или в дополнение к старому, основанному на представлении о ее божественном происхождении). Общество при этом часто отождествлялось с государством: настоящим обществом считалось именно государство.
Среди сторонников теории общественного договора были представители обеих отмеченных традиций в объяснении происхождения общества и сущности социальности. Представители первой традиции вслед за Аристотелем считали, что естественное состояние человека является его общественным состоянием. Общественный договор рассматривался ими как переход от одной ступени социальности к другой, более высокой, основанной на государственной власти и юридических законах. Такой позиции придерживался сам родоначальник учения об общественном договоре, голландский политический мыслитель Гуго Гроций. Шарль Монтескье в своем главном труде «О духе законов» выразил главный признак социальности человека в формуле: «Общество — есть союз людей, а не сами люди».
В целом, у европейских мыслителей XVII — XVIII вв. преобладал взгляд на общество как на искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми и воли законодателя. Общественный договор в таком понимании выступал как процесс перехода из внеобщественного состояния в общественное.