Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

с интересами общества.

Целевым вектором философии немецкого философа Юргена Хабермаса (р. 1929) становится возможность конституирования третьего типа гражданского общества как инстанции, занимающей место между государством и экономикой и являющейся ареной и формой восстановления и реализации этической субъектности (плюрализма субъектов) и влияния на отчужденные структуры бюрократического государства и капиталистического рынка. Гражданское общество рассматривается философом как социальное пространство деятельности человека, где выявляются новые векторы политики. Сферой политики оказываются взаимоотношения гражданского общества и государства (в которых общество корректирует и модифицирует деятельность государства); политика разворачивается в поле взаимодействия различных социальных интересов (выражающих потребности слоев, классов, групп). Государство играет роль арбитра, представляет правила политической игры, защищает законные основы политической деятельности. Гражданское общество политически активно и организовано, участвует в управлении страной и, кроме способности ассоциироваться, способно поддерживать с государством равноправные отношения.

Человек и гражданин

Политико-правовое, социокультурное и нравственное содержание гражданственности. Гражданство фиксирует минимальную степень субъективности, но распространяет ее на всех членов общества, делает свое общество гражданским.

Человек в первобытном обществе растворяет «я» в «мы». Человек в ранних классовых государствах (граждане и неграждане). Правовое положение человека в средневековых государствах (гражданин и подданный). Изменение правового статуса человека в новое время. Развитие института гарантий правового статуса человека в новейшее время.

Гражданин — это человек, добровольно взявший на себя функцию политика или общественного деятеля, свободно и совместно с другими участвующий в обсуждении в решении всех важнейших общественных дел, живущий не только частным, но и общим интересом. В отличие от профессионального политика, он политик не по должности, на которую избран или назначен, а по сознанию своего гражданского (общественного) долга. Самыми первыми и наиболее элементарными формами жизни людей в гражданском обществе являются их участие в выборах и уплата ими налогов.

Философия прав человека

Права человека органично вплетены в общественные отношения, являются нормативной формой выражения меры свободы индивидов, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности. Права человека — неотъемлемое свойство личности, наиболее существенные возможности ее развития, которые определяют меру ее развития. Права человека — мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями.

По-существу, права человека есть этико-политико-правовая интерпретация идеалов гуманизма: свободы, равноправия, солидарности и справедливости. Это предопределило сложную природу прав человека, взаимообусловленность и неразрывная связь прав индивида, прав личности и прав человека; диалектику прав и обязанностей.

Четыре поколения прав человека

История прав человека — это история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного круга отношений; это история обогащения и распространения принципа правового равенства на все более широкий круг людей и отношений.

Древний принцип талиона («око за око», «зуб за зуб») содержит в себе идею равного (справедливого) возмездия за содеянное. Разрешение споров с помощью жребия — тоже способ равного перед судьбой права выбора. Одной из древнейших форм реализации принципа правового равенства является институт суда.

Аристотелю принадлежит идея равенства людей как сограждан. Римскому стоику Цицерону (106 — 43 до н.э.) принадлежит постулат о том, что под действие закона должны попадать все. Уважение прав римских граждан со стороны царей, консулов и сената — необходимое условие соблюдения надлежащей меры трех видов власти: царской, сената и народа.

В феодальном обществе политические права личности были тесно связаны с владением землей и вассальными обязанностями человека по отношению к своему лорду, королю, церкви, Богу. Существовали и освященные традицией привилегии (свободы) профессиональных гильдий или отдельных городов.

«Первое поколение» прав человека сформулировано в XVII — XVIII вв. Личная свобода гражданина предполагает необходимое гарантирование личной неприкосновенности, тайны личной жизни, свободы совести, передвижения, выбора занятий и профессии. Концепция прав человека Джона Локка, базирующаяся на этих основаниях, раскрывает горизонт универсалистского видения человека, служит пределом осуществления государственной власти. Подлинная свобода исключает возможность отношения к человеку как к средству: человек должен стать целью преобразований, происходящих в обществе. Политические права включают право на участие в суде, местном самоуправлении, свободу слова, подачи петиций, собраний и создания союзов, право на доступ к процессу принятия политических решений через посредство политических партий, всеобщее избирательное право.

«Второе поколение» прав человека — социально-экономические права. Экономические права — возможности по обеспечению свободного распоряжения предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности в сфере труда и предпринимательства. Социальные права — притязания на благосостояние и достойный уровень жизни.

«Третье поколение» прав человека (право на мир, на развитие, на благоприятную окружающую среду, права ребенка, трудящихся-мигрантов, права лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, культурные права) и ответственность личности за будущее человеческого общества. Под культурными правами понимаются права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности, возможности получения образования.

Права человека «четвертого поколения» связаны с клонированием и другими открытиями в области биологии.

Для Н. А. Бердяева права человека и гражданина имеют свою духовную (онтологическую) основу в свободе совести, коренятся в глубине человеческого духа и являются высокой духовной целью. Требования прав без сознания обязанностей толкало на путь борьбы человеческих интересов и страстей. В осуществлении прав человека самое важное — уважение к правам другого, почитание в каждом человеческого образа, т.е. обязанности человека к человеку и человека к Богу. Обязанности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека.

Права человека служат основанием справедливости как принципа взаимоотношений между людьми по поводу распределения благ и достоинств. Справедливость выступает мерой соотношения прав и обязанностей. К другим принципам прав человека относят достоинство человеческой личности (признание ее высшей ценности), равноправие (требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их социального положения и условий жизни), демократизм (создание равноправных условий в решении всех вопросов и учет мнения всех членов коллектива), индивидуализм (стремление личности к независимости и самостоятельности, осознание ею своей значимости и достоинства, личной ответственности), солидарность (единство действий, взаимопомощь людей и их ответственность).

Демократия

Многозначность термина «демократия». Для греков демократия — это либо ассамблея магистратов, либо особая форма принятия военных решений.

Классические демократические учения (например, у Ж. Ж. Руссо) приписывают народной воле многие свойства, ранее усматриваемые только в воле Бога. «Народ» у демократических теоретиков был специально сконструированным политико-теологическим понятием, на которое переносились некоторые представления о Боге.

В предложениях либералов демократия означает прежде всего юридические и правовые свободы.

В классической революционной традиции делается упор на демократические ситуации, общие собрания, демократию масс.

То, что называют демократией сегодня, на самом деле есть парламентаризм. Парламентаризм — это и объективная институциональная форма (выборы, исполнительная власть и т.д.), и особая политическая субъективность, которая определяет единственное место для воплощения политики — в государстве (отсюда действующими лицами парламентаризма являются не те, кто мыслит политику, а политические деятели) и требует в качестве регулирующих механизмов — автономию капитала и наличие собственников и рынка.

Комплекс тенденций, препятствующих осуществлению демократии. Эти тенденции лежат в сущности природы человека, в сущности политической борьбы. Демократия ведет к олигархии, превращается в олигархию. Однако закон, выражающий стремление любого человеческого объединения к формированию иерархии, лежит по ту сторону добра и зла. Сущность Демократии — соучастие народа в своей собственной судьбе. В демократическом обществе все традиции имеют равные права и равный доступ к центрам власти. Полезна ли демократия для общества?

Глава 52

Социальное и национальное

Этническое и природное. Этническое и социальное. Социальное воспроизводство национального. Национальный характер и национальная идея: проблема их столкновения и взаимодействия в полиэтническом обществе.

Теория этногенеза Л. И. Гумилева

Этногенез — природный процесс биосферы, возникающий и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: социально-политическим, техническим, географическим.

Всемирная история складывается из последовательного или одновременного доминирования в ней отдельных народов (этносов), создающих собственные могущественные государства. Взрывообразный рост могущества того или иного этноса и смену одних этносов другими Гумилев относит за счет воздействия на него космической энергии, что приводит к глубинным изменениям как внутри этноса, так и во взаимодействии этноса с собственной средой обитания.

Первый поведенческий принцип связан с формированием у молодого этноса собственного неповторимого этнического лица и самосознания («Мы и не мы», «Мы и другие»). Во время стадии подъема этноса главным является поведенческий стереотип долга перед коллективом («Будь тем, кем ты должен быть»). На стадии наивысшего развития этноса усиливается индивидуализмБудь самим собой»). Надлом в развитии этноса связывается с принципом «Мы устали от великих», в соответствии с которым большинство членов этнического коллектива отказывает в поддержке своим наиболее деятельным собратьям. Упадок этноса характеризуется позицией обывателя, «золотой посредственности», который никуда не лезет, ничего не добивается.

Глава 53

Философия истории

Социальная философия как онтология философии истории. Мир (как природа) есть мир ставшего, мир (как история) есть мир становления.

Предмет и методы философии истории

Методологические подходы к истории: общее в различном и различное в общем.

Философия истории есть конкретное самосознание человечества, в котором оно, обозревая все перепетии и драматические коллизии всей жизни, все свои упования и разочарования, достижения и неудачи, научается понимать свое истинное существо и истинные условия своего существования. Историческое самосознание людей — основание их бытия во времени.

Историяальтернативный и незавершенный процесс передачи ценностей и смыслов во времени. Смысл истории как история смысла. Историястановление и событие, и история как смысл и идея.

Поиски субстанции истории: природа человека, климат, почва, рельеф, раса, среда. Определение человека в истории через факт его действия и изменения им хода вещей. Историяарена проявления человеческой свободы.

Историческая реальность: неразрывность деяний прошлого и их оценка в настоящем. Прошлое и его связи с настоящим и самоопределение человека в истории как предмет изучения философии.

Принципы философии истории: объективность, разумность, целесообразность, многосторонность, целостность.

Основные методы: диалектический, сравнительный, аксиологический, герменевтический, диахронический и синхронический.

Основные категории философии истории: становление, движение, развитие, общественное развитие, исторический процесс и культура.

Три задачи философии истории: исследование первоначал исторического бытия (теория истории), осмысление единства бытия и знания (философия истории в узком смысле слова) и раскрытие смысла истории (метафизика истории).

Глава 54

История как событийная жизнь людей

во времени и пространстве

Множественность истолкований и интерпретаций событий прошлого. Три основные формы теоретических отношений к истории в европейской цивилизации: теология истории, философия истории, научная историография. Каждая из них в различные эпохи определяет горизонт теоретического понимания истории.

Античное понимание истории

Говоря об античном историческом сознании, крупнейший исследователь античной философии Алексей Федорович Лосев (1893 — 1988) прежде всего отмечал присущее тому понимание на основе разработанных им базисных онтолого-временных категорий (прежде всего, категории «становление») тематизирующей подвижности и изменчивости Сущего. Сущее предстает в своей космологической определенности. Подвижность и изменчивость социальной жизни истолковывается в соответствии с моделью космического движения вообще. Ритм космической жизни наиболее наглядно проявляется в небесном движении. Круговая природа этого движения находит отражение в представлении о циклическом ритме социально-исторической жизни, идее вечного возвращения. Духом цикличности пронизаны социально-политические изыскания Гераклита («мир, закономерно воспламеняющийся и закономерно угасающий»),

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн