жизни — реализацию идеала справедливости, братства, всеобщей любви и счастья. Личность, осознавшая свой долг, — истинно свободный человек, ответственный перед собой и обществом. Человек интегрирует в себе единство бытия и идеала. Полагая свободу как идеал, человек вносит смысл в историю. Свобода и долг раздвигают рамки возможного, сообщая человеку перспективу истинного существования.
Н. Лосский исходит в своей философии из абсолютного характера этических категорий. Будучи абсолютными, моральные ценности и идеалы раскрываются в мистическом опыте. Любовь к Долгу, любовь к другим как к самому себе высшие моральные заповеди. Добро абсолютно, зло возникает от злоупотребления человеком своей свободой и волей. Эгоизм как аморальность привносит зло в мир, порождает его различные проявления — природные катастрофы, революции, бунты.
Философия ненасилия Л. Толстого основывается на признании абсолютного характера добра: если добро не абсолютно, то это не добро. Основная заповедь — непротивление злу — нацелена на самоуничтожение зла. В человеке главное то, что сохраняет в нем человечность как родовой признак, всеобщее, а не индивидуальное. Мораль — вне науки, искусства и философии, она автономна и устанавливает нормы для всех сфер жизни и духа. Искусство должно быть общедоступно и утилитарно.
Победу добра над злом В. Соловьев связывает с ликвидацией индивидуальностей, являющихся источником зла. Нравственность коренится в естественных качествах человека: стыде, жалости, благоговении. Стыд и жалость, заставляющие человека переживать свое несовершенство и сопереживать другому, составляют, по мнению Соловьева, основу социальности. Благоговение, связанное с преклонением человека перед сакральным, составляет нравственную основу религии. В моральном плане высший судья человека — он сам.
Глава 63
Эстетическое отношение к миру и его отличие от познавательного и нравственного отношения. Эстетические установки и критерии как ценностные ориентации для упорядочения и гармонизации культуры «по мере человека».
Искусство — специфический вид духовного отражения и освоения действительности, форма образно-эмоционального познания мира, в которой проявляются творческие способности человека.
Прекрасное как соответствие явления эстетическому идеалу. Прекрасное и другие категории эстетики: возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
Возникновение искусства
Возникновение искусства, его взаимосвязь с религией. Искусство может быть подражанием природе, оно представляет собой идеализацию, попытку усовершенствовать природу и создать то, чего природа не создает. Искусство пытается превзойти природу и сотворить формы, которые отразили бы высшую гармонию и совершенство.
Для эстетики античности характерен подчеркнутый космизм. Воплощение красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколько оно приближается к гармонии космоса. Искусство подражает природе («мимесис»). В первобытном обществе люди прежде всего решали утилитарные и практические задачи: каждая вещь должна хорошо функционировать, выполнять свое назначение. Это стремление к совершенству обеспечивало возможность решения второй задачи — создания красивой вещи, потому что красота и совершенство однопорядковые явления: прекрасное — это прежде всего совершенное в своем роде. Утилитарное и художественное начало совпадали в человеческой деятельности.
В художественной парадигме средневековья происходит движение от подражания природе в античности — к возвышению над всем земным. Целью искусства считается приближение человека к Богу.
В эстетике Нового времени внимание переносится на субъекта. В эпоху Возрождения образцом красоты провозглашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания, эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Исторически утилитарная и художественная деятельности отделились друг от друга. Художественная деятельность стала существовать отдельно, самостоятельно, и она породила все многообразие видов искусств.
Художественная деятельность
Художественная деятельность — это образное отражение действительности, а само искусство — это образная модель мира и человека, система художественных образов. Удвоение реальности в искусстве как закрепление человеческой субъективности. «Гносеологическая» модель человека — основа теории искусства Нового времени. Искусство как «учебник жизни» и проповедь: идеологизация искусства русскими революционными демократами. Искусство как самовыражение (доктрина романтизма). Множество видов искусства обусловлено разнообразием языка, средств и материалов творчества: литература — искусство слова, музыка — искусство звука, живопись — искусство цвета, скульптура искусство объема.
Художественный образ — это эстетическая категория, в которой отражена объективная деятельность через специфические законы искусства и художественного творчества. Художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное (типизация) эстетически совершенное отражение предмета искусства. Художественный образ раскрывает предмет искусства через правду жизни. В нем воедино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфической форме.
Направления в искусстве
Реализм, формализм, натурализм. Реализм — это единство субъективного и объективного, художнического и предметного. Реалист не только отражает предмет, натуру, но и выражает свое отношение к ней, свою оценку. В границах реалистического направления представлены различные творческие методы: античный реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, социалистический реализм, демократический реализм.
Формализм — это абсолютизация субъективного начала в творчестве, преувеличение роли художника, его оценок, его восприятия мира. Формалист стремится не столько отразить натуру, сколько выразить себя в произведении. В рамках формалистического направления сформировались такие творческие методы как экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, тишизм, аль-арт, оп-арт.
Натурализм — это абсолютизация объективного, натурального, предметного начала в творчестве. Натуралист свою Цель видит только в правдивой, фотографической передаче натуры. «Конкретная живопись», «конкретная музыка», поп-арт, порнография — натуралистические течения.
Девиз «Искусство для Искусства» игнорирует мир морали, Ценностей и права человеческой жизни. Он означает нелепость: мнимую необходимость для художника быть только художником, не человеком, а для искусства — отрезать себя от своего источника — человеческой жизни.
Искусство — форма самопознания человека и метод «снятия» духовных конфликтов, способ обретения духовной опоры и красоты бытия.
Игра — способ бытия произведения искусства. Общим для игры и произведения искусства является то, что они обладают своей собственной сущностью, независимо от сознания тех, кто в них играет. Субъект игры — не игрок; игра достигает через играющих своего воплощения.
Игра в искусстве осуществляется для и в зрителе. Цель искусства — дать открыться истине бытия действительности. Искусство — это путь к свободе, процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Главное в искусстве — не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека.
Эпоха симулякров (профанного искусства)
Логика развития западноевропейской культуры от Возрождения до нашей эпохи постмодерна состоит в автономизации знака, в нарастающем отрыве «означающего» от «означаемого», вплоть до совершенного исчезновения «означаемого» в постиндустриальном обществе. Три уровня этой нарастающей симуляции соответствуют Возрождению (эпоха подделок), эпохе промышленного капитализма и расцвета серийного производства и периоду постмодерна.
Искусство в эпоху позднего Возрождения объявляет весь мир самим собой, а людей в нем — актерами, сущностью оригинала признается его копия поддельность, основанная на демократизации знака. Искусство было сначала весьма агрессивно — оно било по прошлому, отождествив его с кастово-феодальной системой. Оно расколдовывало семантическую магию сословий. Это была жестокая неправда, так как бытие аристократа и простолюдина имело совершенно разные смыслы. А искусство показывало, что один и тот же. Но этим искусство разрушало последние стоянки Средневековья.
Второй уровень симуляции — здесь роль искусства существенно меняется. Подделка устарела, бытие превратилось в функцию производства, свелось к драматической борьбе за прибавочную стоимость между обесчещенным и раздавленным человеческим началом и автономизированной логикой расчетливого рассудка. Искусство теперь служит буржуазии. Оно успокаивает сознание, уводя его от обострения классовой борьбы. Оно внушает предрассудок — мы еще на первом уровне симулякров, еще живы феодальные предрассудки, еще не закончена миссия расколдовывания бытия. Тогда же придумали миф о культуре — для того, чтобы ослабить волю Труда к сопротивлению.
Вместе с тем к сфере искусства обращается революция, которая ставит перед собой задачу дальнейшей демистификации общественного бытия. Антибуржуазный нигилизм был насыщен смутной онтологией. Если раньше искусство ложно разоблачало механистичность каст, то теперь оно истинно разоблачало заговор эксплуататорских классов.
Советское искусство выросло из революционных традиций русской культуры и по своим корням было ориентировано против второго уровня симуляции. Но марксизм — критический придаток капитала, его диалектическая контрлогика. Советский мир сочетал в себе критический антикапиталистический импульс с дополнительными сакральными намерениями. Советское революционное искусство переплавляло критику в онтологию. Потом оно воспевало эту онтологию. Однако в 60-е гг. XX в. система дала сбой и функции искусства изменились. Оно сбилось с пути и рассеяло то, что имело.
Влияние картины мира XX в. на становление нового типа искусства. Все более отчетливо выявляется противоречие между вымыслом и техникой, которое становится непосредственной причиной умирания искусства. Проблема «смерти искусства» в XX в. проявляется в следующих тенденциях:
— в смене критериев художественности, в тенденции избегать живых форм, в тяготении к глубокой иронии, чуждости всякой философии и игровой интерпретации искусства. Искусство становится все более иллюзорным, поверхностным, пустым, несовершенным и обманчивым;
— в массовидности искусства, «празднике» (вовлечении самой публики в действо);
— в развитии внесловесной художественной культуры (музыка, танцы, шоу, реклама, дизайн), в эффекте мозаичности культуры (замыкании отдельных социальных групп в культурной изоляции);
— в тенденции к дегуманизации. Искусство становится школой плюрализма. Функции искусства отныне чисто ироничные. Его существование — насмешка над зрителем. У искусства нет более ни послания, ни функции.
Искусство проникло во все аспекты социальной жизни и влияет на все продукты цивилизации. Оно стало легко доступно любому члену развитого общества, оно вошло в повседневную жизнь и стало ее рутинной принадлежностью. В то же время оно вынуждено все больше пренебрегать религиозными и моральными ценностями, оказывая тем самым негативное воздействие на процессы совершенствования человеческой жизни.
Глава 64
Аксиология (учение о ценностях)
Аксиология — особый раздел философии, предметом которого являются теория природы и источников ценностей, способы индивидуального оправдания и осуждения наличного и возможного бытия, назначение человека, его целей и идеалов. Отсюда — взаимосвязь аксиологии с онтологией и гносеологией.
Философия ценностей и ценность философии
Философия занимается изучением не предметной реальности, но общих принципов, норм, идеалов, выраженных в системе ценностей и придающих смысл существованию. Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Ценность — это не только «осознанное», но и жизненно экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Поэтому понятно, что ценности имеют большое мировоззренческое значение, являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. Утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности — важнейший системообразующий фактор культуры.
Ценности: многообразие интерпретаций
Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями разных философских школ и направлений по базовой для аксиологии проблеме, существуют ли ценности в структуре бытия в целом и как они связаны с предметной реальностью. В философском осмыслении проблемы ценности сложились три оппозиции, отражающие некоторые ее особенности: метафизическо-позитивистская, априористско-феноменалистская и абсолютистско-релятивистская.
Метафизическо-позитивистская оппозиция. Платон в духе метафизики сводит ценности к неким идеальным сущностям, особому царству бытия, небесно возвышающемуся над нашей грешной землей. Немецкий философ Николаи Гартман (1882