Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

модель научного исследования, набор положений, разделяемых учеными на данном этапе развития науки. Парадигма включает в себя: фундаментальные теории, конкретные образцы научного исследования, устанавливает допустимые методы решения этих проблем, очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение. Американский философ Томас Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Научное развитие, подобно биологическому миру, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.

Методология научно-исследовательских программ

В науке существует конкуренция научно-исследовательских программ. Под научно-исследовательской программой английский философ науки Имре Лакатос (1922 — 1974) понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Поэтому объектом философско-методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза, а некоторый тип развития. И. Лакатос рассматривает рост зрелой науки как смену серии непрерывно связанных теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.

Методологический анархизм

Американский философ науки Пол Фейерабенд исходит из того, что никаких методологических указаний в науке быть не может. Наука — свободное предприятие, ее развитие зависит от смелости ученого разрушать принятые стандарты. Принцип познания: все дозволено, означает, что ученые вправе использовать любые методы и процедуры, теории и подходы, которые им представляются удобными.

Рост знания происходит в результате приращения теорий, которые являются несоизмеримыми (дедуктивно несвязанными, использующими разные методы и разные понятия). Теоретический и методологический плюрализм: существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Самые плодотворные периоды развития науки — периоды борьбы альтернатив. Их истоки коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых.

Этапы развития науки

Классическая наука (XVII — XIX вв.) при описании и теоретическом объяснении устраняет по возможности все, что относится к субъекту. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Классическая наука имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представления реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассическая наука. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX — начало XXI в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело» знания. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Постнеклассической стадии науки соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты образа постнеклассической науки выражаются синергетикой — ориентацией на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

Глава 67

Исторические типы научной рациональности

Три крупных стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности. Это — классическая рациональность, неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Проблема преемственности между всеми типами рациональности.

Рациональное в гносеологическим плане — это логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное Универсальное знание предмета, нечто «в масштабе разграничивания». Рациональность как пропорция между тем, что наглядно можно наблюдать, и тем, что ненаблюдаемо, ненаглядно.

Рациональное в онтологическом плане — это предмет, явление, действие, в основании бытия которых лежит закон, правило, порядок, целесообразность. Рационализм как методический принцип, согласно которому разум служит основой бытия, познания, морали.

Античный рационализм

Античный рационализм Сократа, Платона, Аристотеля — торжество числа, определения, понятия. Рационализм Сократа допускает ограниченность возможностей отдельного человека, интеллектуальную скромность и право на ошибку.

Рационализм Платона. Диалог Платона как способ устранения противоречий на пути к обретению вечных идей. К. Поппер подвергает критике рационализм Платона: это авторитарный интеллектуализм, эта уверенность в обладании безошибочным инструментом исследования, в непогрешимости используемого метода, это неумение отличить интеллектуальные способности человека от того, чем он обязан другим во всем, что способен знать и понимать, — есть псевдорационализм.

Рене Декартпродолжатель традиции рационализма Платона отождествляет физическое тело с миром геометрических форм. «Моя физика есть геометрия». Требования к знанию: безусловность, непротиворечивость и абсолютная достоверность. Преклонение перед логикой и математикой как средствами обеспечения достоверности.

Рационализм Аристотеля — единство разума, блага и цели. Благо разума в познании целевых причин: наиболее достойны познания первоначала и первопричины, ибо через них и на их основе познается все остальное. Философия есть та наука, которая познает цель или благо. Разум есть ее инструмент, только ему доступны понятия цели, блага, наилучшего. Целесообразность — основной принцип рационализма Аристотеля.

Классический идеал рациональности

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного описания и объяснения мира.

Главной предпосылкой рационализма Р. Декарта является уверенность человека в своей способности к познанию. Эта уверенность зиждется на идее адекватности мышления структуре и организации реального мира. Все разумное действительно. Два обстоятельства, вытекающие из идеи тождественности мышления бытию: подчинение реальности мыслительному анализу (действительность состоит из логического материала) и интеллектуальный утопизм (вера в способность мышления делать прозрачным бытие, проникать и постигать его самые сокровенные тайны). Отождествив сознание и бытие, Декарт обращает сознание на самого себя, сделав предметом анализа идеи «Я». Начиная с Декарта (с «cogito ergo sum»), человек остался без мира. Декарт декларирует теоретическое первенство сознания, отдает приоритет мышлению как единственному в универсуме.

Лейбниц критикует рационализм Декарта и взгляды Ньютона на универсум: они допускают периодическое вмешательство Бога в устройство мироздания с целью улучшения функционирования последнего. Ньютон недостаточно почитал Бога, неспособного сообщить своему механизму движение и заставить его работать без дополнительных переделок.

Основоположения классического идеала научности

Истинность — не только нормативная ценность, но и необходимая дескриптивная характеристика любых познавательных результатов, претендующих на научность. Фундаментализм — допущение предельных унитарных основоположений, образующих для познавательного много и разнообразия незыблемый монолитбазис, имплицирующий производные от него единицы знания. Методологический редукционизм (представление о возможности выработки некоторого универсального стандарта научности). Нормативный стандарт научности формулируется либо на базе наиболее развитой области познания, либо может варьироваться по степени жесткости. Социально-культурная автономия научного знания и методологического стандарта научности. Трансцендентализм (признание изначальной прозрачности сознания и всех способностей души от природы одинаковыми). Динамизмустановка на жестко детерминистическое толкование событий, исключение случайности, неопределенности, многозначности (показателей неполноты знания) как из самого мира, так и из аппарата его описаний. Финализм — интенция на гомогенную, неопровержимую, самозамкнутую систему знания, фиксирующую истину в окончательном и завершенном виде. Эссенциализм — разрыв явления и сущности, сущности и существования, нацеленность на восстановление за наличной внешностью скрытых качеств, сил, олицетворяющих внутреннюю господствующую, самодовлеющую основу. Механицизмгипертрофия механики как способа миропонимания. Кумулятивизм — трактовка развития знания как линейного количественного его саморасширения за счет монотонной аддатации новых истин.

Важнейшие формы выражения классического идеала научности: математический идеал научности, физический идеал научности, гуманитарный идеал научности.

Неклассический тип рациональности

Формирование неклассического типа рациональности через критику классического. Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Неклассику от классики отделяет мировоззренческий, общекультурный барьер.

Психоанализ. В контексте поставленной проблемы интересен мотивом непрозрачности субъективного, признанием наличия в нем затемнений, пустот, требующих специализированной рефлексии.

Персонализм. Важен доктриной личности как самотворящей стихии. Идеология самодеятельности познавателя не только разрушает модель зеркального копирования действительности, но и вводит умонастроение активизма: индивид как сгусток воли, цели, интереса, самостийно творит законы, привносит стандарты в природу; мир человека — арена бытия, а не мир бытия — арена человека.

Модернизм. Интенция на ревизию вечных истин, релятивизация стандартов, увязывание истины с субъективным взглядом на мир, признание уникальности личностного видения.

Анархизм — релятивизация норм, индивидуализация ценностей, ставка на нетрадиционность, подрыв универсалий, абсолютов, канонов.

Прагматизм. Привносит стереотипы инструментальности, эффективности, свободы поиска, волеизъявления.

Полифундаментальность. Развал монистического субстанциализма с принятием образа целостной, многоуровневой реальности.

Синергетизм. С ним пришел конец онтологии механицизма с обслуживающим его категориальным блоком — стабильность, неизменность, устойчивость, простота. На ее развалинах утвердилась организмическая картина с категориальным блоком: неустойчивостью, неравновесностью, сложностью, нелинейностью, необратимостью, изменчивостью.

Холизм. Интеллектуальный блок, предопределяющий интерпретацию действительности как иерархии целостностей.

Релятивизмтакой взгляд на вещи, при котором всякое убеждение в чем-либо столь же приемлемо, как и всякое другое. Поддерживает плюрализм, свободу выбора.

Дополнительность. Характеризуется использованием в исследованиях групп взаимоисключающих понятий: сосредоточение на одних факторах делает невозможным одновременное изучение других.

Нелинейность. В соответствии с неклассической идеей конструктивной роли случая становление новых форм происходит в неустойчивых к флуктуациям точках бифуркации, дающих начало эволюционным рядам.

Постнеклассический тип рациональности

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем экспонируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

В рамках концепции «финализации науки» выдвинут в качестве эталонного особый тип научного познания, в котором интегрированы как объективные закономерности, так и социальные цели и потребности. Стандарты науки определяются «внешними» для науки факторами: техническим прогрессом. Изменяется характер решаемых современной наукой проблем: переход к комплексным проблемам, имеющим фундаментальную социально-практическую и социально-культурную значимость.

Концепция открытой рациональности. Понятие рациональности здесь шире понятия «рациональности науки», так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целенаправленных действий и поведение человека. Человек входит в картину мира как системообразующий принцип.

Постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность; включает интуицию, эвристику.

Философские основания науки

Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Философия — это система методов познания и принципов деятельности.

Философия как методология научного познания. Философские принципы и понятия составляют основания научной теории, участвуют в ее становлении, направляют процесс ее развертывания. Философия устанавливает предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Ни одна частная наука не может выработать общего целостного, интегрального знания о мире и о человеке.

Философия оказывает влияние на характер и стратегию научного исследования, выступает наиболее общим методом познания реальности. Она вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения. Философия воздействует на формирование новой научной картины мира опосредованно, через промежуточное звено — частнонаучную картину мира. Философия разрабатывает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты. Философия не только познает, но и оценивает

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн