Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

мир.

Критическая функция философии нацелена на все сферы человеческой деятельности — на познание и на практику, общество, на социальные отношения людей. Принцип критики является величайшим методом науки.

Глава 68

Метатеоретические основания науки

Научная картина мира

Понятие «научная картина мира». Научная картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа. Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Основные элементы структуры научной картины мира. «Мир» как обозначение сущего в целом. Это название не ограничивается космосом, природой. К миру относится и история. Картина мира — полотно сущего в целом. Картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина.

Основные виды и формы научной картины мира. Классическая, модернистская и постмодернистская «картина мира». Ньютоновская механика и механическая картина мира. В ньютоновской физике впервые представления о природе полностью оторваны от человека. Проблема существования электродинамической картины мира.

Становление современной научной картины мира: релятивистская картина мира. Образ постнеклассической картины мира — древовидная ветвящиеся графика, допускающее развитие в одном из нескольких направлений. Обыденная и научная картина мира. Понятие постнеклассической науки и постнеклассической картины мира. Информационная картина мира.

Научная картина мира — форма внутридисциплинарной систематизации научного знания и его междисциплинарный синтез.

Общенаучная картина мира (включает представления о всей действительности) и естественнонаучная картина мира (физическая, астрономическая, химическая, биологическая и т.п.). Роль картины мира в формировании и развитии естественнонаучных теорий. Смена научной картины мира — революция в науке: смена типов рациональности. Научная революция как выбор новых стратегий исследования. Научная картина мира и парадигма — общее и особенное.

Феномен научной революции

Научные революции совершают коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий. Научная революция как выбор новых стратегий исследования. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих оснований культуры. Глобальные научные революции: от классической к постклассической науке.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля мышления и становлением нового, неклассического естествознания (охватывает период с конца XIX до середины XX ст.). Рождение постнеклассической науки. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом. Научные революции и их осознание. Взаимосвязь научных и технических революций.

Глава 69

Проблемы современной философии науки

Суверенность науки; нравственный облик ученого; социальные последствия внедрения научных открытий; ответственность ученого за выбор методов исследования и его результаты.

Антиномия сциентизма — антисциентизма

Антиномия «сциенизма — антисциентизма» — формирование нового идеала научности через критику классического. Сциентизм культурно-мировоззренческий подход к науке, который предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Отождествление принципа научности с познанием как таковым.

Сциентизм — способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Наука как единый, универсальный и всеобщий стиль познания, с помощью которого можно решить все проблемы образовательного характера.

Антисциентизм и современный антифундаментализм. Антисциентизм о принципиальной ограниченности научного идеала и об эффективности «ненаучных» форм познания и мышления. Критика науки как силы, подрывающей подлинные человеческие ценности и негативно влияющей на культуру, делающей человеческую жизнь бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что развитие науки и искусства не способствует развитию нравов. Л. Толстой предупреждал об утрате наукой своих просвещенческих функций: наука прогрессирует, но человек не основывает свою жизнь на ее данных.

Антифундаменталистская тенденция постмоденизма — существенный отход от классических представлений об идеале научного знания. Три великих отказа: отказ от идеи чистого фактуального базиса, отказ от демаркационизма, отказ от кумулятивизма.

Рационалистическое разочарование антифундаментализма в рационализме, который сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь, не оставляет места важнейшим внутренним убеждениям человека и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых неадекватных терминов. Идея плюрализма научного знания (теоретическое ее обоснование базируется на эмпирической констатации многообразия исследовательских подходов, стандартов научности).

Наука как миф современности. П. Фейерабенд о науке как мифе современности. Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Господство науки — угроза демократии. Демократические принципы наших дней несовместимы с беспрепятственным существованием и прогрессивным развитием национальных культур и науки.

Невозможность обоснования превосходства науки ссылками на ее результаты. Наука господствует не в силу ее достоинства, а благодаря организованным пропагандистским и рекламным акциям. Вненаучные идеологии, способы, практики, теории, традиции являются достойными соперниками науки и обнаруживают важнейшие ее недостатки. Нет ни одной важнейшей научной идеи, которая не была бы откуда-нибудь заимствована. Наука всегда обогащалась за счет вненауных методов и результатов.

Этос науки

Наукаобласть человеческой деятельности глубоко насыщена ценностными измерениями. Она не является ценностно нейтральной. Этос научного сообщества. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемые последствия научно-технического прогресса. Необходимость глубокого анализа эстетических и этических ценностных ориентиров на проблему роста и движения научного знания. Проблема внешнего и внутреннего воздействия эстетических ориентиров.

Два вектора научной этики. Профессиональная этика и гражданская и социальная ответственность ученых — два вектора научной этики. К нормам профессиональной этики относят: научная честность и добросовестность, высокий профессионализм и бескорыстное служение истине, соблюдение осторожности («клятва Гиппократа») и объективность.

Значимость критической традиции внутри научного сообщества как основания научной объективности. Современный взгляд на этику науки: наука не может более считаться этически нейтральной. Проблема допуска ученого к процедуре принятия решений.

Проблема гуманистического контроля над развитием науки и техники. Подчинение техники человеческому императиву. Парадоксальность требования безусловной свободы ученого и инженера от ценностей. Многообразие мотивов научного и технического творчества. Личностный характер представлений о целях, задачах и продуктах научной и инженерной деятельности.

Глава 70

Философские проблемы науки и техники

Техника как проекция органов человека. Проблема взаимосвязи техники с природой и обществом (общественная обусловленность техники). Техника как освоение вещества, энергии, информации. Формы и пределы воздействия техники на человеческое бытие.

Интерпретации природы техники

Техника как совокупность материальных средств человеческой деятельности, различных видов технической деятельности по их созданию, совокупность технических знаний и их производство. В этом определении фиксированы три признака техники:

техника — искусственное, человекотворное, не природное явление;

техника как материальное, а не духовное образование, поэтому методы, способы деятельности к технике относятся лишь условно (техника перевода, техника чтения);

техника — это средства человеческой деятельности, орудия его разнообразного труда.

Виды техники и исторические этапы ее развития.

Античность. Античность: техника как воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и технэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним. Технэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.

Четкое различение теоретического знания и практического ремесла.

Средние века. Средние века: техника как творчество человека в качестве отблеска божественного творчества. Бог как «демиург-инженер» и как инобытие природы. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте. Догмат христианства о трансцендентности человека по отношению к природе и о его полнокровном господстве над ней и современная техника.

Новое время. Новое время: техника как опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника как самостоятельная сила, которая в качестве средства труда определяет развитие общества. Традиционное понимание парадигмы технического прогресса как безграничного процесса «улучшения» основывалась на двух базовых идеях, выработанных философией Нового времени. Первое — это представление о неограниченности природных ресурсов планеты.

Второе — представление о человеке как о «царе природы», призванном господствовать над нею. Оба эти представления ошибочны. Ресурсы планеты ограничены, безграничный экстенсивный рост невозможен.

Современное понимание техники и места человека в природе основано на признании того, что человек — всего лишь часть природы, не имеющий возможности существовать вне связей между техникой, природой и человеком. Техникапреграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и ее соответствие сущности бытия человека в мире. Техника, как несамостоятельная сущность, есть триумф средств над целью. Техника воплощает рациональность человека и новый всемирно-исторический способ его отношения к бытию. Опасность техники заключается не столько в уничтожении существования человека, сколько в преобразовании его сущности.

Проблема «антикваризации» человека (изменение сущности человека через генетические манипуляции). Создание дублей через методологии генной инженерии и через компьютерные модели искусственного интеллекта делают из современной науки, как вспомогательного инструментария человеческого общества, нечто большее, ставя под угрозу сам статус человека в обществе будущего.

Научное познание и инженерия: общее и особенное

Техника формируется как знание ad hoc, для данного случая. Целью научной теории является выработка наиболее общей закономерности. Научное познание минимизирует неизбежные искажения, которые вносит в мироздание наличие самого ученого. В технике объект исследования подлежит постоянному изменению в ходе познания в соответствии с волей своих создателей. Тезис Карла Маркса о превращении науки в непосредственную производительную силу общества и о создании единого феномена науки и техники. Рассмотрение науки как вторичного следствия техники. Проблема «инженерного идиотизма» как проблема таких технических проектов, создатели которых допустили ошибку еще на стадии целеполагания, пренебрегая значимыми факторами.

Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии непосредственно связаны с последствиями компьютеризации общества, построением искусственного интеллекта и превращением информации в глобальный ресурс человечества. Поскольку развитие искусственного интеллекта приходит в противоречие с одной из коренных доминант всего технического прогресса принципом целесообразности, постольку его предметом является моделирование не интеллекта, а инстинктов и тропизмов.

Глава 71

Мировоззренческие итоги

развития науки в XX веке

Наука классическая и неклассическая. Проблема объективации: роль прибора, наблюдателя, системы отсчета, явление дополнительности. Изменения в представлениях о причинности.

Осознание значимости статистических законов и разработка вероятностных процедур исследования, объяснения, предсказания.

Новые исследовательские программы. Кибернетика, искусственный интеллект, информационные технологии. Системная методология. Комплексные исследования и размывание предметных границ. Компьютеризация науки. Машинное моделирование. Автоматизация научных экспериментов. Компьютеризация и перспективы образования. Компьютер и мировосприятие. Холизм. Витализм.

Кризис элементаризма и перестройка категориальной структуры научного мышления.

Глава 72

Философия образования

Педагогикаискусство обучать искусству критического и творческого мышления.

Педагогика как прикладная философия

Воспитание и образование человека — особая область духовного производства. Человек является предметом и целью образовательной деятельности.

Образовательная деятельность как объект философской рефлексии. Образовательная и педагогическая деятельность: общее, единичное, особенное. Проблемы социальной детерминации и исторические этапы развития педагогической деятельности. Образовательная деятельностьспособ социокультурного воспроизводства человека и социального наследования.

Система «Учитель» и педагогическая деятельность как ее социально-педагогическая подсистема. Самоопределение педагога в корреляции и коррекции теоретико-мировоззренческих установок учащихся. Современные проблемы создания антропологической матрицы педагогического целеполагания.

Роль философии в формировании конкретно-исторических моделей образовательной деятельности.

Основные модели образовательной деятельности:

— натуроцентризм (человек как природное

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн