Скачать:TXTPDF
Философия. Евгений Борисович Гайдадымов

реальные основания войти в состав творческих лидеров человечества (пример Японии или Китая) и стать носителем нового цивилизационного качества;

процесс глобализации расширяет возможности для утверждения подлинного индивидуального бытия всех субъектов исторического процесса.

Теоретически возможен — однако практически нереален — третий путь: возврат к изолированному автономному развитию цивилизаций, сокращению разносторонних связей между ними, противостояние цивилизаций, которое может завершиться их столкновением со всеми вытекающими из этого последствиями.

От модернизации — к глобализации

Глобализация в смысле интеграции — нарастания целостности в рамках эпохи модерна — есть модернизация. Материнское лоно глобализации постиндустриальное общество.

На этапе модернизации Запад горел желанием переделать мир по образу и подобию своему. Он верил в эту возможность как необходимое условие для прогресса и счастья всего незападного мира. Отсюда такая мироустроительная активность, как колонизация, религиозное и цивилизационное миссионерство.

В условиях глобализации Запад просто тиражирует свой образ жизни по всему миру (что не исключает эксцессы модернизации в форме насильственного внедрения западных стандартов мира).

Холизм модернизации, когда часть так или иначе подтягивалась к целому (олицетворявшемуся центром) и могла рассчитывать на помощь с его стороны, безвозвратно уходит в прошлое. Ему на смену уверенно идет фрагментация, децентрализация, автономизация, недоверие к привилегированности и иерархичности — «раскрепощение частей».

Основные параметры совершающегося перехода от индустриального общества XX в. к постиндустриальному обществу XXI в.:

— от принятия внешнего авторитета к принятию внутреннего авторитета;

— от чувства разобщенности к чувству единого целого;

— от превалирования центральной власти к новым формам децентрализованной власти;

— от парадигмы механистических систем к парадигме живых систем;

— от мотивации на основе жадности и нехватки к мотивации на основе достатка и бережливости;

— от главенства мужчин к согласованному партнерству мужчин и женщин.

Глобализация как эксплуатация гетерогенности, различий, а не гомогенности и унификации.

Глава 74

Постиндустриальная цивилизация XXI века

Комфорт быта и дискомфорт бытия. Три аспекта глобализации: техно-информационный (подчеркивающий роль знаний, образования, интеллектуального капитала, развитие информационной экономики и телекоммуникационных систем), социальный (связанный с трансформацией институциональной среды, имплозией государства, выстраиванием новых моделей управления мировым сообществом, поиском нового качества демократии), политический (вызванный поисками нового мирового порядка и борьбой с международным терроризмом).

Историческая многослойность бытия

Мир постмодернизма — развернутая в пространстве вся история человечества от австралийских аборигенов до постиндустриальной цивилизации. Он характеризуется «нагромождением времен» и многообразием, веерностью, множеством режимов, ритмов и темпов продвижения вперед. Темпоральная структура общества вбирает в себя временную размерность бытия всех его индивидуальных представителей: индивиды живут в разных временах и в современном обществе. Новой метафизике социальности присущи антимеханизм и антиинструментализм, деконструктивизм аксиоматических структур социальности (сценариев, габитусов, симуляций, симулякров). Выражением исторической ситуации современности становится кодирование и дешифровка знаково-символитических структур социальности.

Социокультурный релятивизм оборачивается требованием равенства. На основе онтологизации индивидуальной субъектности фрагментируется социальное, создаются неоэтнические, нео-религиозные (возрождение традиционных религий) и нео-экологические проекты.

Процесс обновления социальных форм на основе возрастающей самодостаточности субъектности человеческих индивидов, достаточной как для формирования надындивидуальных субъектов, так и для редуцирования к социальным подсистемам, приводит к полисубъектности социального бытия.

Антропологические границы развития

Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации характеризуются симптоматикой постсовременности — поиском новых смысложизненных ориентиров в техногенном мире, многообразием стилей жизни и социальных движений, структурными трансформациями, особой ментальностью.

Информационные технологии и развитие способности к универсальной коммуникации порождает медиократию как самостоятельный стратегический фактор. Мондиализация СМИ и усиление влияния масс-медиа, реальных и симулятивных образов в формировании предпосылок для управления человеческой ментальностью.

Развитие (на основе гарантированного выживания) как самодостаточная ценность становится главным стимулом непрестанного движения вперед, фронтального штурма будущего. Индекс развития человеческого потенциала раскрывает потребности в субъективной удовлетворенности от труда, общественной и личной жизни, а также девальвацию прежних — традиционных и собственно индустриальных — ценностей как освобождение от пусть и исторически оправданных, но ложных кумиров и заблуждений.

Перевод экономики из базиса в инфраструктуру человеческого бытия. Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, по ту сторону сферы собственно материального производства. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе.

Философия и постсовременность

Постмодернистские стратегии характеризуются «постметафизической» установкой: отказом от поиска абсолютных оснований всего существующего, от построения всеобъясняющей системы всеобъемлющего знания, от принципа тождества бытия и мышления, предполагающего рациональную упорядоченность мира; от беспредпосылочности философствования и внутреннего развития идей.

Постмодернизм предполагает радикально новую политику: не человек для политики, а политика для человека; не человек как гражданин, а гражданин как человек.

Глава 75

Императивы XXI века

Мегатенденции многополюсного партнерства и устойчивого развития. Устойчивое развитие как новый этап функционирования цивилизации, основанный на радикальных изменениях ее исторически сложившихся параметров (экономических, социальных, культурологических).

Устойчивое развитиеимператив современной цивилизации.

Принципы устойчивого развития

Мыслить глобально, действовать ответственно. Если хочешь изменить мир, измени самого себя (М. Ганди). Глобальное мышление — это обретение перспектив разумного выбора. Это мышление в терминах процессов, а не структур, в терминах динамического целого, а не статических частей. Действовать ответственно — значит жить так, чтобы и другие могли жить.

Создать новую культуру предпринимательства. Культура предприятия классической индустриальной эпохи полностью исчерпана. Ее краеугольный каменьприбыль и рост, достигаемые на основании исходного представления: бизнес есть бизнес. Ее основные характеристики: вера в адекватность интровертивной эффективности и в эффективность иерархической формы организации; планирование исходило из веры в контроль и предсказуемость: следствия прослеживались до вызывавших их причин, а причины подвергались количественному анализу; вера в прогресс, двигатель которого — технология.

В 70-е гг. XX в. — возросшее социальное отчуждение, падение нравов, побочные эффекты технологии (катастрофы). Вера в прогресс поколеблена. В 80-е гг. XX в. — новые информационные и коммуникативные технологии, интеграция и интернационализация рынков, сокращение производственных циклов, диверсификация производственных линий. Заботы о сохранении природы переместились с периферии общественного сознания и заняли свое место на рынке.

В 90-е гг. XX в. ключевым источником жизнедеятельности бизнеса стали не только информация, но и люди: коллективная работа как наилучший способ улавливания происходящих перемен и быстрого реагирования на них. Услуга как ключевой фактор успеха. Ответственность как новый фактор прогресса.

Поднять уровень понимания насущных проблем правительством. Миф о суверенном нации-государстве: суверенная власть вручается не народу, а его выборным представителям, которую они часто присваивают себе. Решения, затрагивающие интересы людей в образовании, занятости, правопорядке и гражданских свободах, поднимаются до уровня взаимосвязанного и взаимозависимого мирового сообщества.

Национальная безопасность надежнее обеспечена региональными пактами, нежели национальными армиями. Охрана окружающей среды требует решений, принимаемых всем мировым сообществом.

Моральный кодекс сохранения окружающей среды. Прогресс науки уменьшил силу кодексов морального поведения, основанных на религиозных учениях. Наука лишила религию права быть источником авторитета, но ученые не смогли предложить этику в качестве основы моральных кодексов, хотя такие попытки предпринимались (Сен-Симон в XVIII в., О. Конт в XIX в., Э. Дюркгейм в начале XX в.).

«Минимальная этика выживания человека» — четыре принципа поведения, выдержавших проверку временем: культура ненасилия и уважения жизни, справедливый экономический порядок, культура толерантности и жизнь по правде, культура партнерства и равноправия между мужчинами и женщинами. Сюда можно причислить и принципы «устойчивого развития»: поддержание уникального природного ресурса, регенеративной способности ресурсной системы в целом; поддержание в целом отношения между благосостоянием человечества (в том числе и будущих поколений), социальной структурой и природными процессами.

Жить при многообразии культуры. Многообразие — основа и движущая сила прогресса. Научно-техническая культура Запада — культурная доминанта XX в.: ее индивидуализм и персоноцентризм; личностные ценности, свобода и стремление к счастью; прагматичность (она отметает значительную часть из того, что нельзя видеть или схватить); приуготовленность природы на благо человека.

«Третий мир» — пассивная сторона интеркультурного диалога. Культурный национализм как ответ на гегемонию Запада: поиск своей расовой самобытности и укрепление национального самосознания. Сотрудничество народов как условие перехода к их интерсуществованию: отношениям активного участия. Логика интерсуществования: вы и я, они и мы. Она приходит на смену логике эгоизма и исключительности, которая признает только «я или вы», «мы или они».

Развивать свое сознание. Основные факторы, мотивирующие возникновение планетарного сознания: наличие постоянной ядерной угрозы; возникновение осведомленности об экологической обстановке на планете; выход на мировую арену бедного населения третьего мира; глобализация цивилизации (привычек, обычаев, образцов потребления, образа жизни); глобализация культуры, возникновение планетарного фольклора (джаз, рок, фламенко и т.д.); планетарное «телеучастие»; распространение вида на Землю из космоса.

Часть 2

Общий учебно-тематический план

лекционных и семинарских занятий

по курсу «Философия»

Тематика лекционного курса

Лекции часы

Раздел 1 Что такое философия? 6 Тема 1 Философия, предмет, функции и место в системе культуры 3 Тема 2 Генезис и эволюция философии. Три измерения русской философии 3 Раздел 2 Культурно-исторические типы философских учений 6 Тема 3 Основные идеи и проблемы классической парадигмы философии 2 Тема 4 Парадигма неклассической философии. Философский постмодернизм и кризис философии 4 Раздел 3 Метафизика и онтология — основные стратегии Раздел 4 познания бытия 6 Тема 5 Проблема бытия в истории философии. Категориальный аппарат онтологии. Пространственно-временной континуум бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия 2 Тема 6 Бытие природы. Бытие материи. Бытие мира. Человеческая деятельность как планетарное явление 2 Тема 7 Происхождение, сущность и источники сознания 2 Раздел 5 Гносеология как теория знаний и методология как теория познания 6 Тема 8 Разновидности современных теорий познания. Многообразие форм, видов познания. Методы философского познания 3 Тема 9 Основные познавательные стратегии. Что такое знание? Истина и ее критерии 3 Раздел 6 Философская антропология 8 Тема 10 Бытие человека. Основания человеческого бытия 3 Тема 11 Многокачественность бытия человека. Индивид, личность, индивидуальность 3 Тема 12 Социально-антропологические качества бытия человека. Свобода. Деятельность. Творчество 2 Раздел 7 Социальная философия 8 Тема 13 Проблема социального, социального бытия, социальной реальности, социального пространства и социального времени, социальных отношений, социума 3 Тема 14 Человеческое общество и его основные типы 3 Тема 15 Философия истории. Смысл, цель и субъект истории 7 Раздел 8 Философия культуры 6 Тема 16 Культура и цивилизация 2 Тема 17 Духовная жизнь общества и ее основные формы: мораль, искусство, религия, аксиология, образование 2 Тема 18 Философия науки 2 Раздел 9 Проблема современности и философия глобализма Раздел 10 Философия XXI века 4 Тема 19 Понятие современности. Модернизация и глобализация в постиндустриальном обществе 2 Тема 20 Основные проблемы философии XXI века 2

Тематика семинарских занятий

Семинары часы

1 Философия, предмет, функции и место в системе культуры 2 2 Генезис и эволюция философии 2 3 Классическая парадигма философии 1 4 Занятие 1. Неклассическая парадигма философии. 1 Занятие 2. Философский постмодернизм 1 5 Занятие 1. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. 1 Занятие 2. Бытие мира и мир бытия. 1 6 Пространственно-временной континуум бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Бытие природы. Бытие материи.

Скачать:TXTPDF

. Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать бесплатно, . Евгений Борисович Гайдадымов Философия читать онлайн