— С. 91 — 109.
2. Гарин И. Что такое философия? — М., 2001.
3. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. — М., 1995. — С. 213 — 256.
4. Лосский Н. О. Типы мировоззрений // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. — М., 1995.
5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991. — С. 70 — 95.
6. Рассел Б. История западной философии. — Новосибирск, 1994. — С. 9 12.
7. Чанышев А. Н. Виды мировоззрений и генезис философии // Вестник Моск. ун-та. Серия философия. — 1987. — № 2.
8. Шакка М. Философия и антифилософия // Волшебная гора. — 1994. — № 2.
Мифологическое мировоззрение
1. Боас Ф. Ум первобытного человека. — М., 1926.
2. Кесседи Ф. X. От мифа к логосу: становление греческой философии. М., 1972.
3. Леви-Брюлль Л. Первобытное мышление. — М., 1930.
4. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М., 1970.
5. Лосева И. Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. — 1992, — № 7.
6. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М., 1995.
7. Туровский М. Б., Туровская С. В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. — 1991. — № 10.
8. Элиаде М. Аспекты мифа. — М., 1995.
Философское мировоззрение
1. Давыдова Д. А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии. — 1988. — № 2.
2. Зотов А. Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии. — 1989. — № 9.
3. Ильин И. А. Философия и жизнь // На переломе. Философия и мировоззрение. — М., 1990.
4. Каган М. С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. — № 9. — С. 36 — 45.
5. Карпинская Р. С. Мировоззрение в контексте научно-исследовательской деятельности // Вопросы философии. — 1987. — № 7.
6. Михайловский В. Н., Светов Ю. И. Мировоззрение и современная научная картина мира. — Л., 1986.
7. Соколов В. В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. — 1995. — № 2.
8. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. — № 6.
Язык и средства философствования
1. Бибихин В. В. Язык философии. — М., 1993.
2. Брутян Г. А. Актуальные проблемы теории аргументации // Философские науки. — 1991. — № 5.
3. Валевский А. Л. Вопрос как феномен философии и культуры // Филос. и социол. мысль, 1993. — № 11 — 12. — С. 194 — 220.
4. Винни-Пух и философия обыденного языка. — М., 1994.
5. Делез Ж. Логика смысла. — М., 1995.
6. Корольков А. А. Философия как проповедь // Гуманитарное образование. — 1994. — № 1.
7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М., 1992.
8. Пассмор Дж. Философские рассуждения // Путь. — 1995. — № 8.
9. Поварнин С. Спор // Вопросы философии. — 1990. — № 3.
10. Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М., 1993.
11. Теория метафоры. — М., 1990.
12. Туманова Л. Б. Стиль, стиль поведения, стилизация // Человек. 1990. — № 5.
1. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991.
2. Валевский А. Л. Диамат как явление философской культуры // ФСМ. 1992. — № 3.
3. Корнев С. Место философии. — М., 1996.
4. Ойзерман Т. И Исторические судьбы плюрализма философских учений // Вопросы философии. — 1991. — № 12.
5. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. — № 6.
6. Философия и ее место в культуре. — Новосибирск. 1990.
1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. — М., 1980. — С. 128 — 131.
2. Мигдал А. Б. Физика и философия // Вопросы философии. — 1990. — № 1.
3. Никифоров А. Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. — 1989. — № 6.
4. Туровский М. Б., Туровская С. В. Философия и наука // Философские науки. — 1994. № 1 — 3.
5. Цацковский 3. Философия как теория познания и частные науки // Философские науки. — 1986. — № 5.
1. Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. — 1992. — № 7.
2. Жильсон Э. Философ и теология // Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Вып. 1, — М., 1987.
3. Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1988.
4. Лосева И. Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. — 1992. — № 7.
5. Франк С. Л. Философия и религия // Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. — М., 1990.
1. Грот Н. Я. Философия как ветвь искусства // Хрестоматия по философии / сост. Алексеев. — М., 1997. — С. 53 — 57.
2. Сурио Э. Искусство и философия // Вопросы философии — 1994. — № 7 8.
3. Философия и литература // Логос — 1993. — № 4.
Семинар 2. (2 часа)
1. Генезис и эволюция философии. Необходимые социокультурные и экономические условия, теоретические предпосылки ее возникновения.
2. Философия и мифология. Сущность и основные черты мифологического мышления. Роль и функции мифа в истории человечества. Мифологические черты современного самосознания.
3. Отличительные особенности Восточной и Западной философии. Особенности развития русской и отечественной философской мысли.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Есть ли принципиальное различие между философским и мифологическим типом воззрения на мир? Что означает переход от мифа к логосу в истории культуры?
2. Условия и предпосылки появления мифологического сознания и мифа. Сущность и основные черты мифа. Роль и функции мифа в истории человечества.
3. Каковы социокультурные и исторические условия появления философии и начала философствования?
4. Каковы отличительные особенности древнекитайской философии?
5. Почему именно в Древней Греции философия впервые получила столь впечатляющее развитие? В чем состоит тот вклад «варваров» в новые общества, который открывает возможность для становления в них философского сознания? Каким образом гибель раннеклассовых обществ в результате варварских завоеваний способствует зарождению в новых цивилизациях критического мышления как важнейшей предпосылки появления философии вообще? Почему в государствах на территории Египта и Месопотамии, Мексики и Перу, также переживших неоднократные завоевания, философия не возникает, как возникает она в Индии, Китае и Греции?
6. Какие проблемы доминируют в русской философии? Каковы основные черты русской философии? В чем особенность понятии «национальная идея» и «русская идея»?
7. В Дельфах — наиболее значительном религиозном центре Греции — на одном их храмов было начертано: «Познай самого себя». Вот еще один призыв поэта Пиндара: «Стань тем, что ты есть». Что бы это могло значить?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
А. Н. Чанышев. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ. — Сер. 7. Философия. — 1999. — № 1. — С. 10 18
Дайте четкое определение: из чего, как, когда и почему, зачем и где возникает философия? Какие три теории возникновения философии перечисляет автор? Какие три основные экономические и социальные предпосылки возникновения философии называет автор? Почему философская мысль не смогла развиться нигде, кроме Индии, Китая, Греции? Укажите, какова дальнейшая судьба мифологии после появления философии и почему мифология продолжает сосуществовать с философией вплоть до наших дней?
В. С. Соловьев. Исторические дела философии // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 166 — 175
Выделите вслед за автором особенности и цели восточной философии. Каковы особенности древнегреческой философии от софистов до Платона? Какую роль сыграло христианство в развитии философии и духовной жизни человека? Значение реформации, рационализма и материализма в развитии философии.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М., 1970.
Что составляет сущность мифа? Можно ли рассматривать миф как парадигму жизни архаического общества, а философию — как высшую стадию мифа, до которой тот добрался путем естественно-исторического развития? Укажите на существенные различия между философией и мифом. Как можно интерпретировать знаменитый тезис Лосева: «Античная философия началась с мифологии и закончилась мифологией»? Можно ли согласиться с Лосевым, что философия возникла как мировоззрение язычества эпохи государственности?
Вопросы и задания к текстам для индивидуальной
самостоятельной работы
М. Хайдеггер. Что это такое — философия? // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 145 — 158
Почему слово «философия» впервые определило существование греческого мира? Чем подтверждает автор свое утверждение о том, что Европа у истоков своей истории была изначально «философична»? К чему философия держит путь?
К. Ясперс. Введение в философию // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 230 — 235
Может ли человек обойтись без философии? Какие человеческие свойства позволяют вызвать к жизни философию? Какую версию генезиса философии предлагает автор? Почему Ясперс называет свою философию «философской верой» и чем она отличается от классической философии?
Б. Рассел. История западной философии. — М., 1993. — Т. 1. — С. 8 — 9, 21 — 40
Каковы исторические условия и социокультурные предпосылки для появления философии? Какую роль сыграли древние религии и культы для становления древних цивилизаций? Какие культурные практики способствовали развитию греческой мысли? Почему именно появление философских и научных школ спасло Грецию от религии восточного типа?
Р. Генон. Метафизика и философия // Р. Генон. Очерки о традиции и метафизике. — Спб., 2000. — С. 19 — 26
Что такое «традиция» в понимании автора? Каковы основные различия проявления традиции на Востоке и Западе? Что представляет собой такая традиция как религия? Какими признаками традиция отличается от современной цивилизации?
С. Л. Франк. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. — 1990. — № 5. — С. 83 — 91
В чем заключается сущность русской философии, ее роль и место в контексте мировой философской мысли? Каковы основные мотивы ее философствования? Какие главные темы ей присущи? Как решаются проблемы свободы, человека в русской философии? Почему русская философия эстетична по своему характеру? Что означает в русской философии категория «Всеединство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?
И. Н. Лосева. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. — 1992. — № 7
Каковы особенности мифологического мышления? Какое их влияние на возникновение религиозного миросозерцания отмечает автор? Как религиозное миросозерцание перетекает в форму понятийного мышления? Значение мифологического и религиозного миросозерцания для возникновения философии у древних и новых народов?
Э. Гуссерль. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. — 1986. — № 3. — С. 104, 108 — 109
Что общего в круге проблем, которые рассматривает и философия, и мифология? Проведите различия между философией и мифологией в форме выражения ими своих идей. Охарактеризуйте сходства и различия в выполнении философией и мифологией регулятивной функции в обществе.
Н. В. Мотрошилова. Рождение и развитие философских идей. — М.,