1991.
Назовите три основных источника философии. Почему обыденное сознание и источник и противоположность философии? Можно ли рассматривать философию как ниспровержение (в виде иронии) догм обыденного сознания?
Лао-цзы. Книга о дао и дэ // Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. 1. — С. 114 — 138
Как определяется сущность Дао? Какими свойствами наделяется в них Дао? Каким образом Дао порождает все вещи? Что такое Дэ? Каким образом взаимодействуют Дао и Дэ? Что означает принцип недеяния у даосов? Объясните, каким образом в соблюдении принципа естественности может заключаться смысл человеческой жизни? В чем заключается даосский подход к миру и месту в нем человека?
П. Л. Лавров // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 88 — 92
Каковы отличительные особенности развития философии в Европе и в России? В чем отличия философии от науки, искусства и религии и как проявляется ее взаимосвязь с этими сферами духовной жизни человека? Предмет философии и ее роль в обществе?
Г. В. Ф. Гегель // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 141 — 150
Что представляет собой предмет истории философии? Каковы основные положения критики автором интерпретаций истории философии как истории мнений и убеждений? Какими аргументами автор подтверждает свой тезис о том, что история философии есть процесс развития мирового духа (человеческого мышления)?
Типитака. Сутта-питака // Антология мировой философии: В 4 т. — М., 1969. — Т. 1. — Ч. 1. — С. 117 — 118, 128
Назовите четыре благородные истины буддизма. Что означает предлагаемый буддизмом «серединный путь»? Назовите основные положения этики буддизма, главные добродетели и пороки человека. В чем смысл главного этического закона буддистов — «не совершать насилия ни над одним живым существом» и чем он отличается от христианской заповеди «Не убий!»? Дайте определение нирване и ее свойствам. Согласны ли вы с утверждением буддизма, что только в достижении состояния нирваны, полного отрешения от окружающего мира, заключается подлинный смысл человеческой жизни? Какие присущие древнеиндийской философии основные идеи нашли свое отражение в буддистских представлениях о мире, человеке и смысле его жизни?
Вивеканда Свами. Афоризмы Патанджали. — К., 1993. — С. 222 — 229
Определите, что именно в человеке ставится под самоконтроль на каждой из восьми ступеней йоги и с какой целью это делается. Выясните, в какой мере увеличивается независимость человека от мира при переходе от одной ступени к другой. Сформулируйте основные этические принципы йоги и сопоставьте их с известными вам христианскими заповедями.
Конфуций. Беседы и высказывания // Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972. — Т.1. — С. 139 — 174
Какое содержание Конфуций вкладывает в основные категории древнекитайской этики: жэнь («человеколюбие») и родственную ему почтительность и преданность (сяо), и («долг»), ли («культурное поведение»), синь («взаимность»)? Какой нравственный принцип Конфуций считает главным? Какие из принципов конфуцианской морали носят универсальный общечеловеческий характер, а какие — специфически китайский? Какому пути достижения добродетели (пути внутреннего нравственного самосовершенствования или вынужденного подчинения бытующим в обществе нормам) отдает предпочтение Конфуций?
Темы докладов и рефератов
1. Проблема происхождения философии. «Гносеологическая» и «мифологическая» концепции и их альтернативы.
2. Исторические смыслы альтернативы Запад — Восток и универсализация бинарности культуры: философские аспекты.
3. Культурно-цивилизационный статус Республики Беларусь.
4. «Русский космизм» как философское направление.
5. Основные особенности и черты белорусской философии, ее роль в становлении национального самосознания.
Дополнительная литература по теме:
Проблема происхождения философии
1. Бестужев-Лада И. В. Презентизм первобытного мышления // Советская этнография. — 1968. — № 5.
2. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. — М., 1988.
3. Горан В. П. О социально-исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитарные науки в Сибири. — 1997. — № 1.
4. Леви-Брюль. Первобытное мышление // Психология мышления. — М., 1980. — С. 130 — 140.
5. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1985. — С. 147 — 165.
6. Налимов В. В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. — 1993. — № 9.
7. Чанышев А. Н. Начало философии. — М., 1982.
8. Ясперс К. Введение в философию // Философские науки. — 1993. — № 4 6.
1. Барт Р. Мифологии // Искусство кино. — 1995. — № 12.
2. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. — М., 1987.
3. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. — М., 1991.
4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М., 1995.
5. Хюбнер К. Истина мифа. — М., 1996.
6. Элиаде М. Аспекты мифа. — М., 1995. — С. 28 — 62.
Различия Западной и Восточной философии
1. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. — М., 1989.
2. Генон Р. Восточная метафизика // Волшебная гора. — 1995. — № 3.
3. Проблема «Восток и Запад» в истории философии и единство мирового историко-философского процесса // Философские науки. — 1988. — № 7.
4. Соловьев В. С. Исторические дела философии // Мир философии. Ч. 1. М., 1991. — С. 166 — 175.
5. Типы рациональности в культуре. — М., 1992.
Русская и отечественная философия
1. Валицкий А. По поводу «русской идеи» и русской философии // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
2. Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». — М., 1994.
3. Гиренок Ф. И. Русские космисты. — М., 1990.
4. Дорошевич Э. К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии. — Мн., 1971.
5. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии (дооктябрьский период). — Мн., 1977.
6. Красин Ю. Кризис марксизма и место марксистской традиции в истории общественной мысли // Свободная мысль. — 1993. — № 1.
7. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1994.
8. Павлов А. Т. К вопросу о своеобразии русской философии // Вестник Моск. Ун-та. — Серия философия. — 1992. — № 6.
9. Падокшын С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння у Беларусi. — Мн., 1990.
10. Скэндлан Дж. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
11. Соловьев В, С. Три силы // Соч. — М., 1988. — Т. 1.
Раздел 2.
Основные культурно-исторические
типы философских учений (3 часа)
Семинар 3. (1 час)
1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая эпоха в эволюции западноевропейской философии. Проблема выбора критериев их разделения.
2. Классическая парадигма философии. Открытие субъекта. Теоцентризм философии средневековья и антропоцентризм философии Возрождения. Постановка проблемы субъекта познания у Р. Декарта. Декартовская максима cogito ergo sum.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Критерии выделения классических, неклассических и постнеклассических стратегий философствования. Проблема самоопределения философии и пути ее разрешения. Понятие парадигмы философского мышления.
2. Что такое монизм? Какие философские учения античности можно назвать этим термином? Что такое антропоморфизм и политеизм? С каким периодом античности они связаны?
3. Сопоставьте античную и средневековую философии по схеме: онтология, гносеология, этика, социальные взгляды. Объясните термины «схоластика», «догматика», «формализм». Каково современное значение этих терминов? Объясните смысл принципов креационизма и откровения.
4. Объясните тезис «Философия — служанка богословия». Кто из схоластов его выдвинул и почему? Средневековый схоласт — это философ или теолог? Объясните соотношение этих трех терминов.
5. Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время?
6. В чем специфика философствования в Новое время?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
Р. Декарт // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 25 — 26
Какое направление в философии отражает позиция Декарта — эмпиризм или рационализм? Было ли в гносеологии Декарта место Для религии? Как называется такая позиция в философии? Как вы сформулируете взгляд Декарта на социальное развитие и место в нем философии? Обдумайте и сравните высказывания Цицерона «Vivere est cogitare» и Р. Декарта «Cogito ergo sum».
И. Кант. Критика чистого разума. — М., 1994.
В чем заключается «коперникианский» переворот Канта? Согласны ли Вы с критикой кантовской трактовкой пространства и времени как «априорных форм» чувственности, или современная наука предложила другой, альтернативный вариант? Излагая теорию познания И. Канта, Б. Рассел проводит аналогию с человеком, который всю жизнь, не снимая, носит синие очки и привык видеть все в синем свете. Развейте эту аналогию. Можно ли дать этой ей вполне современную интерпретацию?
Дайте расшифровку терминов: Архэ, апейрон, калокагатия, гомеомерия, акусмата, эвтюмия, докса, акмэ, дианойя, энтелехия, космос, эристика, софизм. Сравните «эйдос» Платона и «атом» Демокрита.
Вопросы и задания к текстам для индивидуальной
самостоятельной работы:
Леви-Брюль. Первобытное мышление // Психология мышления. — М., 1980. С. 130 — 140
Назовите существенные черты первобытного мышления. Какие формы отношения древнего человека к природе выделяет автор? Как вы думаете, отличается (и чем) способ мышления современного человека от мышления первобытного человека?
Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — Т. 1. — С. 506 — 514
Что такое человек? В чем заключается особое предназначение человека в мироздании, его превосходство над всеми существами? Что такое счастье и какие его виды различает Пико? Сколько и какие этапы на пути к земному счастью следует пройти человеку?
X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. — М., 1991. — Лекции 3 — 5
Каковы основные этапы развития философии по Ортега-и-Гассету? Можно ли согласиться с этой периодизацией? Какие две основные черты философской деятельности выделяет Ортега-и-Гассет?
Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1975. — Т. 1. — С. 71 — 78
Как автор формулирует важнейшую проблему природы в рамках античного космоцентризма? Как представители Милетской школы и Гераклит решали проблему Единого и Многого? Как античные мыслители Эмпидокл и Анаксагор пытались ответить на вопрос о единстве видимого многообразия вещей, явлений и процессов в окружающем нас мире? В чем видели атомисты сущность первоосновы мира, которая, хотя и недоступна обычному человеческому зрению, но может быть обнаружена внутренним взором нашего разума?
Ф. Бэкон // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 485 — 491
Почему, на ваш взгляд, Бэкон назвал свою работу «Новый Органон»? Какое направление в философии отражает позиция Бэкона — эмпиризм или рационализм? Какие основания гносеологической парадигмы (cogito) в философии Нового времени выделяет автор?
Платон. Государство // Соч.: В 4 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 295 — 298;
Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1975. — Т. 1. — С. 70, 80, 87 — 88, 146, 157, 189; Физика // Соч. — Т. 3. — С. 76 — 77, 234 — 235, 242, 262
Каковы основные контраргументы Аристотеля против учения Платона об идеях? Воспроизведите эти контраргументы и выскажите собственную точку зрения: чья позиция кажется вам более убедительной — Платона или Аристотеля? Каковы основные положения учения Аристотеля, допускают ли они наличие перводвигателя?
Августин Аврелий. Сочинения // Антология мировой философии. — М., 1969. — Т. 2. — Ч. 2. — С. 584 — 605;
Ориген. О