позитивной. Всю традиционную философию он отождествил с метафизической стадией. Философия как метафизика сыграла, по его мнению, исторически полезную роль, но затем превратилась в анахронизм. Предмет философии стал изменяться, поскольку появление частных наук постоянно сужало его рамки: содержание философии разбирается по частям отдельными науками.
«Философия, — писал немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848 1915), — подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свои преимущества и которого вслед затем, как нищего, выбросили на улицу». Философия — главный вывод сторонников концепции распочковывания ее предмета — не может иметь собственного предмета и собственного способа познания, отличного от науки. Она сама есть одна из наук, самая общая наука, наука наук. Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. Своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в способе или предмете познания. Философский способ познания — это научный способ познания.
М. К. Мамардашвили (1930 — 1990) — советский философ, придерживался концепции предметного самоопределения философии. Предмет философии специфичен и неизменен, единственен, неделим и нераздаваем по частям. Философия вообще есть запредельное мышление. Иное дело — содержание знания, разработанность его проблематики, способность найти подлинный предмет своего исследования, выявить его законы. Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) — немецкий философ, так писал об основном вопросе философии, который предрешил судьбу западного мира: «Почему есть сущее, а не ничто?». Сама сущность философии коренится в том, что она завладела сначала греческим миром, и только им, чтобы развернуть себя в нем.
Мировоззренческий аспект предмета философии
Мировоззренческий аспект предмета философии раскрывает не только основные подходы к духовному освоению мира (как с позиции природы, так и с позиции человека), но и выдвигает на первый план его ориентацию на объективное и беспристрастное отношение ко всей совокупности накопленных знаний, практических навыков и сложившихся ценностей. Мировоззренческий аспект предмета философии составляет ядро человеческого «Я», включающего в себя систему взглядов (понимаемую как мировоззрение) на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека с окружающей его действительностью и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы познания и деятельности, ценностные ориентиры.
Структура мировоззрения
В структуру мировоззрения входит мироощущение, мировосприятие, мироотношение и миропонимание.
Мироощущение — это эмоционально-психологическое восприятие окружающего мира, когда настроения, чувства запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений. Отсюда вытекают различные типы мироощущений, такие как оптимистическое, пессимистическое, трагическое.
Мировосприятие — это представление окружающего мира в идеальных образах. Мировосприятие может быть адекватным или неадекватным (альтруист versus эгоист).
Мироотношение (догматик versus диалектик).
Миропонимание — познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выяснение сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов.
Мировоззренческие оценки и отношения всегда субъективны, определяются особенностями носителя мировоззрения, его местом в обществе, его интересами.
Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, социальный мыслитель, создатель психоанализа, говорил о мировоззрении как такой интеллектуальной конструкции, которая единообразно решает все проблемы человеческого бытия исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого.
Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное, профаническое (обыденное). Их особенности.
Мифологическое мировоззрение
Социокультурной основой существования и функционирования мифа является архаическое общество. Миф через связь с архаическими ритуалами не только оказывал положительное влияние на сохранение всех моментов, необходимых для жизни общины, но и осуществлял универсальное практическое руководство первобытными верованиями и поведением.
Основные черты мифологического мышления. Для мифа характерно отождествление образа и предмета (мифологическое мышление оперирует только образами, а не понятиями), субъективного и объективного (природа не существует как внешний мир, противопоставленный человеку). Первобытное мышление не знает абстракций. Оно манифестируется в действиях, в формах социальной организации, в фольклоре, в языке. В мифологическом мышлении отсутствует различие необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, естественного и сверхъестественного, духовного и телесного, мысленного и действующего. Миф опирается на неразвитое, дологическое, наглядно-действенное мышление.
К другим особенностям мифологического сознания относятся: социоантропоцентризм — перенос на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт самого человека или общества; эгоцентризм — представление о мире по образу и подобию личного жизненного мира каждого человека; некритичность — миф всегда воспринимается как нечто реальное, всегда открыт для внесения в него каждым следующим пересказчиком его собственных изменений и дополнений; практический характер — миф запечатлевает спекулятивное знание о мифических силах. Миф выполняет важнейшие социальные функции: обосновывает устройство общества, его законы и моральные ценности, выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения.
Мифология — первый шаг на пути к религии. Философия не может возникнуть из греческой мифологии путем последовательной рационализации, потому что греческая философия была рациональной попыткой понять мир, как мир вещей, в то время как греческая мифология выражала твердую решимость человека не быть оставленным одному в мире глухих и немых вещей.
Современному самосознанию в не меньшей степени присущи мифологические черты, единство логики мифа и логики мышления. Миф связан с прошлыми событиями, которые образуют постоянную структуру прошлого, настоящего и будущего. В мифе свернуто все то, что в истории культуры развито и развернуто. В этой связи Фридрих Ницше считает борьбу с предрассудками и мифами ложной задачей: освободить мышление от иллюзий — значит оказать человеку дурную услугу, лишить его уверенности в себе, развязать в нем разрушительные энергии, лишить его стратегии выживания.
Важную нишу для существования мифа в современном мышлении находит американский философ Пол Карл Фейерабенд (р. 1924) в рецидивах мифологических классификаций в науке. Миф, по его мнению, отличается от науки только тем, что наука отказывается от идеи познания абсолютной истины, а мифологическое познание сводится к ее эпифании. Переход от мифа к логосу и от логоса к науке есть не прогресс, по мнению философа, а переход к новым аспектам реальности.
Критерием истинности для мифологического мышления является отсутствие проблематизации (наличие проблемы требует отказа от существующей исторической концепции и принятия новой, которая не содержит проблем в объяснении действительности). Основой мифологизации в современном обществе могут служить культы политической власти, богатства, разума и прогресса, сверхчеловека, наслаждений. Оживление мифологического мышления происходит особенно в переломные периоды исторического развития человечества при смене исторических смыслов универсалий культуры. Приверженность массового сознания мифологическим стереотипам — растущая опасность в современную эпоху.
Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение имеет в своей основе веру в существование сверхъестественных существ. Оно дает людям объяснение происхождения и развития мира (космогония является частью религиозного мировоззрения), обеспечивает защиту и, в конечном счете, — счастье среди всех превратностей жизни, направляет их убеждения и действия предписаниями, которые представляет всем своим авторитетом.
Основными элементами религии являются культовая система и вероучение. Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер. Исторические формы религиозных верований: фетишизм (наделяет тот или иной предмет чудесными свойствами, способностями влиять на жизнь людей), анимизм (культивирует веру в существование душ и духов, а также в их способность влиять не только на жизнь людей, но и животных, на предметы и явления окружающего мира), тотемизм (в его основе лежит вера в общее происхождение человека с тем или иным животным, растением, предметом, объявленным тотемом, т.е. предком, которому следует поклоняться, ибо он выступает могучим защитником, покровителем), магия (в ее основе лежит вера в то, что без помощи естественных сил можно неким таинственным образом — обрядами воздействовать на вещи, людей, животных, даже на потусторонние силы — духов, демонов).
Профаническое мировоззрение
Профаническое мировоззрение смотрит на мир глазами рационально мыслящего человека определенного исторического периода. Оно неоднородно по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и иным традициям. Оно неоднородно, поскольку неоднородны его носители. Отсюда широта его диапазона — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной, жизненной ориентации. Житейское миропонимание в его массовых повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью.
Научное мировоззрение
Научное мировоззрение — вечный оппонент религиозного мировоззрения. Религия налагает запрет на мышление в целях своего самосохранения; ее сторонники утверждают, что наука некомпетентна судить о религии и не должна подвергать ее критической проверке, потому что она является чем-то суверенным, лежащим за пределами человеческого разума, дает выражение самым глубоким чувствам и делает жизнь человека достойной.
Наука — это номологическое мировоззрение, система законов, которая исследует мир, человека и их отношения. Научное мировоззрение основывается на допущении, что мир природы не есть арена действия произвольных одухотворенных сил, поступающих по своему желанию, а потому непредсказуемых. Оно воспринимает природу как совокупность естественных событий и процессов, причинно обусловленных, не зависящих от человека; протекающих без участия в них сил или существ, не поддающихся математической формализации.
Философия — это прежде всего теоретическое ядро мировоззрения. В отличие от других типов мировоззрения философия включает в сферу своего видения не детали окружающей действительности, а мир в целом; ищет ответы не на поверхностные, преходящие, а на глубинные, кардинальные проблемы этого мира. Истолкование философии как мировоззрения — ничуть не меньшее заблуждение, чем ее характеристика как науки.
Федор Михайлович Достоевский считал, что человека интересует только один мировоззренческий вопрос: «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?» Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) смысл философии видел в том, чтобы она ответила на вопрос о добре, помогла нам жить во имя добра. Охватывая мир в целом, философия отличается от науки тем, что наука изучает мир в его частных проявлениях. В отличие от религии, которая рассматривает мир в целом, философия показывает его нам глазами разума, опираясь при этом на науку.
Английский философ, логик, математик, общественный деятель Бертран Рассел (1872 — 1970) отводит философии промежуточное место между теологией и наукой. Подобно теологии, она занимается спекуляциями по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету традиции (откровения).
Философия — такая деятельность, которая позволяет наделять смыслом человеческую жизнь.
Методологический и идеологический
аспекты предмета философии
В центре методологического аспекта предмета философии стоит проблема соотношения идеального и реального как концентрированное выражение общей проблемы соотношения субъективного и объективного, человеческой деятельности в ее многообразных формах, взаимодействия субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром).
Философская методология включает в себя учение о мышлении (центральным является вопрос об идее); учение о познании (центральным является вопрос об истине); учение о практике (центральным является вопрос о благе и ценности);