познавательных усилий. Объясните, каким образом благодаря действию этого закона философия отличается от конкретных научных дисциплин?
Что такое «критика чистого опыта», каковы ее цели и задачи? В чем видит автор источник всех проблем современной ему философии? В чем состоит принципиальная разница между понятийным аппаратом философии в ее традиционном виде и понятиями философии, взявшей на вооружение критику чистого опыта?
Каким образом соотносятся между собой философия и наука? К взглядам какого мыслителя Нового времени близок, по вашему мнению, предлагаемый эмпириокритицизмом подход к научности знания?
О. Конт // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 57 — 65
Дайте определение основного закона положительного мышления у Конта? Назовите три основные стадии эволюции нашего мышления по Конту. Укажите, какие познавательные способности человека задействованы на каждой из стадий? Выясните, на какие историко-культурные эпохи приходится существование соответственно теологической, метафизической и реальной стадий интеллектуальной эволюции человечества? Определите, в чем проявляется на каждой из стадий действие основного закона положительного мышления? Что такое наука? Чем «реальная наука» отличается от обыкновенной эрудиции? В чем состоит главное назначение науки?
К какому направлению в философии Нового времени, решавшей проблему научного метода познания, близок взгляд автора?
Э. Гуссерль // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 76 — 82
Каковы основные характеристики европейской философии и культуры? Чем отличается теоретическая ориентация европейской философии от мифо-практической установки неевропейских мыслителей и культур? Способна ли философия воздействовать на другие формы духовной жизни европейского общества?
В чем проявляется интернациональный характер европейской философии и культуры?
Ж. П. Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989. — С. 319 — 344
Укажите два основных направления в экзистенциализме и определите точки соприкосновения и расхождения между ними. Дайте определение экзистенциализма. Попробуйте в 3 — 4 тезисах выразить суть экзистенциального учения, раскройте содержание каждого из выделенных вами тезисов. В чем, с точки зрения Сартра, проявляется свобода человека: ведь не по своей воле человек заброшен в окружающий его мир? Как автор обосновывает свое исходное положение «экзистенциализм — это гуманизм»?
Согласны ли вы с его точкой зрения? В чем заключается самое принципиальное расхождение экзистенциализма во взглядах на сущность человека с устоявшимися в западной философии подходами к ней?
И. П. Ильин. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998. — С. 3 — 23
Постмодернизм как радикальный разрыв с традицией модерна. Постмодернистсткое оппонирование модернизма. Модернизм как производство вещей и постмодернизм как производство знаков (символов, информации).
Троица модернизма: политическая свобода, равенство, братство.
Троица постмодернизма: социальная свобода, разнообразие, толерантность.
Р. Карнап. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 42 — 43, 54 — 61
Почему Карнап считает, что философия есть совокупность псевдопроблем? На каких основаниях автор подвергает классическую философию беспощадной критике? Что означает общий тезис позитивизма: наука сама себе философия?
Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 15 — 19
В чем, по мнению автора, состоит специфика философии? Каково соотношение философии и конкретных наук? По какой причине автор отказывается признавать научными философские высказывания? Согласны ли вы с его точкой зрения?
Сопоставима ли, с вашей точки зрения, позиция автора на соотношение философии и науки с двумя основными подходами к специфике философии философии как строгой науке и философии как философствовании?
М. Шлик. Будущее философии // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 67 — 70, 72, 76 — 78
Какие аргументы приводит автор в доказательство того, что природа философии радикально отличается от природы науки?
Что дает основание автору утверждать, что философия есть деятельность, а целью философии является логическое прояснение мысли?
Н. Трубников. Философская проблема. Ее гуманистические основания и критерии // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 416, 422 — 431
Какова роль философии в новом мире? Каково ее место? Почему недостаточно считать, что философия изучает наиболее общие законы и формы объективного мира и человеческого мышления?
Почему философское отношение к миру определяется гуманистическими критериями? Почему научный критерий не может служить достаточным основанием философского отношения к миру?
X. Г. Гадамер // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 126 — 129
Какие задачи философии в области научного познания? Какие основания лежат в основе утверждения автора о том, что философия есть саморефлексия науки? Назовите особенности герменевтического метода. Роль языка в научном познании и герменевтическом исследовании.
Ю. Хабермас. Философия как местоблюститель и интерпретатор // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 368 — 369, 373 — 375
В каких основных формах развертывается современная философия? Почему автор предлагает обратиться к сфере культуры для поиска новых подходов к решению стоящих перед обществом задач?
Какое место философии в этой связи отводит автор?
Темы докладов и рефератов
1. Классическая и современная философия: преемственность и отличия.
2. Марксизм: социал-демократическая и коммунистическая интерпретация.
3. Философия Ницше: три периода творчества.
4. «Поэтическое мышление» как новый идеал философствования.
5. «Смерть философии» и философствование по этому поводу.
6. Отказ от философии или изменение облика философии.
7. Перспективные направления трансформации философии.
8. Философские стратегии и философские тактики.
9. Традиционное новаторство и новаторские традиции в философии.
Дополнительная литература по теме:
Парадигма неклассической философии
1. Маритен Ж. Величие и нищета метафизики // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып. 1. — М., 1990.
2. Ницше Ф. Злая мудрость (После смерти бога) // Соч. — М., 1990. — С. 333 — 335.
3. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. — М., 1989.
4. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. — М., 1993.
5. Шлик М. Будущее философии // Путь в философию. Антология. — М., 2001. — С. 66 — 78.
Формирование современной парадигмы философствования
1. Ильин И. И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998.
2. Ильин И. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
3. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. — М., 1972.
4. На путях постмодернизма. — М., 1995.
5. Хабермас Ю. Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор» // Ю. Хабермас Моральное сознание и коммуникативное действие. — М., 1996. — С. 7 34.
Кризис современной философии
1. Лиотар Ж. Ф. Ситуация постмодерна // Вопросы философии. — 1992. — № 4.
2. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. — № 4.
3. Якимович А. К. Магические игры на горизонтальной плоскости. Картина мира в конце XX века // Мировое дерево. — 1994. — № 2.
Раздел 3 — 4.
Метафизика и онтология (6 часов)
Семинар 5. 1-е занятие (1 час)
1. Философский смысл проблемы бытия. Бытие — структура, формы и способы существования.
2. Развитие категории бытия в истории философии. Категория бытия в онтологической парадигме (on he on), гносеологической парадигме (cogito), антропологической парадигме (existenz).
3. Главные онтологические категории: бытие и ничто, сущность и существование, субстанция.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Метафизика, ее предметное поле и задачи.
2. Что такое бытие? Чем категория «бытие» отличается от категории «существование»? Как вы понимаете выражение «бытие существующего»?
3. Какие типы онтологии можно выделить в истории философии. Как соотносятся вещи, свойства и отношения?
4. В чем сложность определения понятия «бытие»? Структура понятия бытия, формы и способы существования. Как связаны между собой «бытие» и «совершенство»?
5. Как раскрывается формула «существовать — значит быть воспринимаемым» и насколько она верна?
6. Каково соотношение субстанции, вещества и материи? К какой из категорий можно отнести физическое понятие «поля»?
Учебное задание
1. Проанализируйте утверждение «мир состоит из фактов, а не из предметов». Можно ли рассматривать интерпретацию бытия как отношение в качестве третьего возможного типа онтологии?
2. Может ли объект быть равным самому себе? Является ли система «вещь свойство» достаточной?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
Аристотель. Метафизика // Соч. — М., 1975. — Т. 1. — С. 71 — 78, 187 188, 197;
Фома Аквинский // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 193 — 196
Раскройте содержание субстанционального подхода к бытию.
Как Аристотель определяет бытие? Почему проблема первоначала носит философский характер? В чем Аристотель видит основное различие между бытием вещей и существованием различных качеств, свойств или состояний вещей? Опишите философские взгляды на основу мира Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксагора, Эмпедокла, Левкиппа и Демокрита. Почему с помощью материальной причины нельзя объяснить всего многообразия существующих в мире вещей?
Какие бытийственные характеристики приписывает Фома Богу как основе всего существующего? Какое свойство божественного бытия, соединяясь с бытием других предметов, наделяет последние действительным существованием? В каком отношении к бытию Бога находится бытие других феноменов — от ангелов и небесных тел до простых предметов? Какими представлениями о разновидностях и свойствах бытия обогащает Фома субстанциональный подход?
Можно ли рассматривать учение Аристотеля о четырех причинах как систематизацию результатов античной философии?
Д. Юм, Трактат о человеческой природе // Соч. — М., 1996. — Т. 1. — С. 124;
И. Кант // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 198;
Г. Гегель. Наука логики. — М., 1970. — С. 139 — 148
Раскройте содержание субъективистского подхода к бытию, основными представителями которого были Юм, Кант, Гегель. Что, с точки зрения Юма, представляет собой бытие? Каков механизм возникновения в нашем сознании идеи бытия? В чем состоит принципиальное отличие формирование идеи бытия от формирования других идей? Зачем человеческому разуму необходимо приписывать вещи идею существования?
На каком основании Кант отказывает бытию в объективности? Насколько убедительной кажется вам его аргументация?
Какой смысл вкладывает Гегель в отождествление бытия и ничто? Почему обыденному человеческому рассудку трудно осознать это тождество? В чем Гегель видит принципиальную разницу между чистым бытием и наличным бытием? Существует ли в действительности для Гегеля окружающий нас материальный мир? Какое значение имеет для философии понятие чистого бытия, бытия как такового: ведь, по мнению Гегеля, мы можем соприкасаться лишь с наличным бытием?
Вопросы и задания к текстам для индивидуальной
самостоятельной работы
Н. А. Бердяев // МФ. — Ч. 1. — М., 1991. — С. 225 — 240;
И. Кант // МФ. — Ч. 1. — С. 198
Проблема субъекта и объекта в докантовской философии? И Кант и немецкая классическая философия о проблеме субъекта и объекта? Преодоление болезненного расчленения духа на субъект и объект.
Что Кант понимает под бытием и каков смысл постановки им вопроса о связи бытия и способности познания?
С. Л. Франк. Сочинения. — М., 1990. — С. 495 — 496, 518 — 519, 558
Основные идеи метафизики бытия С. Франка. Бытие как внутренний корень и носитель сознания. Проблема непостижимости бытия. Какие два момента трансцендирования выделяет автор? Как автор раскрывает их взаимодополняемость на примере любви в человеческой